logo
МЕЛЬНИКОВ В

Финансы специальных экономических зон

В рыночной экономике получили распространение своеобраз­ные организационно-экономические методы развития админи­стративно-территориальных единиц посредством более широкой либерализации экономической и социальной деятельности на их территориях. Эти методы получили значительное развитие в странах, избравших рыночный путь развития экономики в виде свободных или специальных экономических зон. Степень свободы экономической деятельности может быть разной, поэтому в назва­ниях могут быть варианты: зона свободной торговли, свободная таможенная зона, субзона и т.д.; крайним вариантом экономиче­ской либерализации является оффшорная зона или территория.

Специальная (свободная) экономическая зона (СЭЗ) представ­ляет собой специально выделенную территорию с определенны­ми административными границами и особым правовым режи­мом, создаваемую в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития террито­рии зоны.

Создание СЭЗ направлено на оздоровление экономики реги­она, на решение важных макроэкономических задач: стабилиза­цию производства и его расширение, модернизацию хозяйства, насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами. Привлекая дополнительный иностранный капитал и передовую технологию, появляется возможность расширить занятость насе­ления, повысить квалификацию местной рабочей силы, приобре­сти опыт в области маркетинга и менеджмента.

На территории СЭЗ допускаются любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности отечественных и иностранных юридических лиц и граждан, за исключением тех видов, которые запрещены законодательством. Отечественные юридические лица в зоне являются самостоятельными и независимыми от ведом­ственной подчиненности, кроме относящихся к энергетическим и транспортным системам. Юридические лица, расположенные вне зоны, могут создавать свои филиалы и новые предприятия на территории зоны.

В Казахстане имеется опыт работы СЭЗ: еще в 1992 г были созданы не­сколько зон в разных областях; но их функционирование не удовлетвори­ло центральную власть с позиций утраты полного контроля за движением товарно-денежных масс и обретения административно-территориальными единицами экономической самостоятельности — зоны были расформиро­ваны.

Возобновление действия СЭЗ с 1996 г (Кзыл-Ординская, Акмолинская, Лисаковская) позволило отработать механизмы функционирования этого эффективного пути развития регионов, но наметившийся с конца 1998 г поворот к централизации управления и финансов предрешило существо­вание двух зон; в Акмолинской зоне были сохранены некоторые режимы в части налогов, импорта предметов и товаров производственно-техниче­ского назначения в связи с особым статусом столичной области.

На их примере можно проследить порядок экономико-право­вого регулирования хозяйствования в СЭЗ.

Специальная экономическая зона создается по решению центральной исполнительной власти на определенный срок, основанному на предложении местных представительных и ис­полнительных органов. Для управления создается Администра­тивный совет из представителей республиканских и местных органов власти и управления, отечественных и иностранных предприятий и организаций, зарегистрированных на территории СЭЗ, Совет возглавляет председатель, назначаемый и освобож­даемый от должности Президентом. Административный совет зоны не вмешивается в оперативную хозяйственно-финансовую деятельность предприятий и организаций, если она не противо­речит установленному в зоне правовому режиму. В целом же административный совет зоны обладает широкими полномо­чиями, в том числе: по привлечению иностранного капитала, разработке и реализации программ развития зоны на текущий и перспективный период; определяет финансовую, кредитную, таможенную политику в зоне; осуществляет лицензирование и квотирование экспорта и импорта товаров, услуг, природных ресурсов; взимает налоги и другие платежи, выпускает ценные бумаги; сдает в аренду землю, недра, другие природные ресур­сы, основные фонды; организует финансовый рынок и его ин­фраструктуру.

Кредитно-расчетные операции казахстанских и иностранных юридических лиц зоны с партнерами вне территории зоны осу­ществляется через систему корреспондентских счетов в нацио­нальной валюте.

Налоговая служба административного совета зоны осущест­вляет все виды налоговых операций на территории зоны.

Административный совет СЭЗ формирует финансовый фонд, а в случае совпадения границ зоны с границей административно-тер­риториальной единицы - бюджет, который одновременно является бюджетом административно-территориальной единицы. Фонд (бюджет) создается за счет налогов, сборов и других обязательных платежей от юридических и физических лиц, зарегистрированных на территории зоны. Платежи в специальные фонды не могут быть источником формирования финансового фонда (бюджета) СЭЗ.

Взаимоотношения финансового фонда (бюджета) с вышестоя­щим бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в финансовый фонд ( бюджет) СЭЗ.

Административный совет зоны может учреждать целевые фи­нансовые фонды, в том числе фонд экономического и социально­го развития СЭЗ, а также определять источники их формирования за счет свободных бюджетных средств, отчислений и сборов не­налогового характера.

Налогообложение на территории зоны осуществляется в со­ответствии с налоговым законодательством Казахстана. Ставка корпоративного подоходного налога с юридических лиц, зареги­стрированных и осуществляющих деятельность на территории СЭЗ устанавливается пониженной от обычной ставки.

На территории СЭЗ действует режим свободной таможенной зоны.

Если произойдет изменение правового режима СЭЗ или ее до­срочное упразднение, то хозяйствующим субъектам, которые осу­ществляют инвестиционную деятельность на территории зоны, гарантируется право продолжения такой деятельности на усло­виях, соответствующих моменту вложения инвестиций. Данное право действует до окончания срока, на который создается СЭЗ, но не более 10 лет; срок исчисляется со дня отмены или измене­ния упомянутого правового режима.

Таким образом, в СЭЗ создаются благоприятные условия для развертывания разнообразной предпринимательской деятельно­сти во всех сферах бизнеса.

Практика функционирования СЭЗ в других государствах по­казывает, что структура зон способна саморазвиваться, активно воспринимая происходящие в мировой экономике изменения и в свою очередь положительно влиять на экономику собственного государства. Наиболее эффективны зоны, где есть опыт работы совместных предприятий, есть проекты высокой готовности, раз­виты инфраструктура и транспортные системы, имеются грани­цы с зарубежными государствами.