Экономическая природа страхования и сферы его действия
В системе общественно-экономических отношений выделяются характерные их части, вызываемые следующими обстоятельствами:
природными особенностями и состоянием людей, вступающих в эти отношения (болезни, наступление старости и смерти, рождение детей);
участие людей в трудовой деятельности, рисковым характером этого участия, варьируемого в зависимости от разных видов деятельности (травмы, инвалидность, профессиональные заболевания);
неблагоприятными природно-климатическими условиями производства (засухи, внезапные резкие похолодания и т.д.);
стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, ураганы и т.д.);
авариями и случайными бедствиями (взрывы, катастрофы, пожары);
диспропорциями в развитии национального хозяйства, вызываемыми непредвиденными стечениями обстоятельств, а также просчетами, ошибками.
Таким образом, эти отношения связаны с наличием объективных противоречий человека и природы, с рисковым характером общественного производства, носят случайный, в большинстве случаев непредвиденный ранее характер. Объективные требования непрерывности общественного производства вызывают необходимость защиты, предохранения от нежелательных последствий подобных обстоятельств, с одной стороны, и возмещения понесенных потерь от этих явлений - с другой.
Поэтому общество, отдельные производители, их группы (в отраслевом или территориальном аспектах) должны располагать необходимыми средствами, включающими как натурально-вещественные запасы или резервы, так и денежные ресурсы для их приобретения в целях продолжения процессов производства, поддержания жизнедеятельности или благосостояния отдельных категорий граждан. Такие денежные средства формируются в виде резервных и страховых фондов.
Экономические отношения, связанные с действием неблагоприятных природных, стихийных сил, случайных обстоятельств, производственных факторов и возмещения понесенных потерями ущерба за счет денежных взносов выделяются в самостоятельную категорию страхования.
Целью страхования является общественная или коллективная защита граждан, имущества, процессов производства для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства.
Для страхования присущими чертами являются:
вероятностный характер отношений;
чрезвычайный (неординарный) характер отношений (в любом масштабе - государственном, региональном, на уровне предприятия или его подразделения, отдельного человека).
Часть отношений имеет сравнительно общую направленность и назначение соответствующих фондов денежных средств через систему общественной защиты с использованием резервных фондов широкого назначения. Эти отношения и фонды связаны и направлены на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных событий, носящих общенациональный характер. В таких случаях помимо постоянно существующих фондов (общегосударственных материальных резервов, резервных фондов Правительства) могут мобилизоваться дополнительные средства за счет предприятий, организаций, добровольных пожертвований населения. Эти фонды используются для возмещения ущерба населению, воссозданию объектов производства и инфраструктуры, осуществлению мероприятий по восстановлению экологического равновесия.
Вторая часть отношений имеет направленность на защиту социального положения граждан с образованием и использованием фондов сравнительно более узкого назначения, - социального страхования и социального обеспечения. Действие этих отношений связано с необходимостью социальной защиты населения
Третья часть представляет отношения по страховой защите здоровья и благосостояния людей, их имущества, а также имущества хозяйствующих субъектов с использованием замкнутого круга участников и достижением эквивалентности этих отношений в пределах данной их совокупности. Это - имущественное и личное страхование граждан и имущественное страхование для хозяйствующих субъектов. Относительно самостоятельной частью общей системы страхования является медицинское страхование.
При страховании применяются два основных метода формирования страховых резервов и фондов: бюджетный и страховой. Для финансирования мероприятий по устранению последствий крупных катастроф и бедствий могут применяться как вспомогательные методы сбора благотворительных пожертвований или разверстки средств среди участников, не затронутых определенным событием. Возможен также метод формирования денежных средств или материальных запасов на основе самострахования, то есть в пределах одного хозяйствующего субъекта или гражданина. Такой метод применяется в сельском хозяйстве (запасы
фонды фуража, семян, кормов, топлива и т.д.) на предприятиях сферы материального производства (запасы сырья, полуфабрикатов, других материалов); личные сбережения граждан могут рассматриваться как их страховые запасы (фонды).
Бюджетный метод формирования фондов предполагает использование средств бюджетов, то есть средств всего общества.
Страховой метод предусматривает образование фондов за счет взносов предприятий, организаций и населения; размер, порядок уплаты взносов определяется в зависимости от вида страхования или Законом или специальным договором между участниками страховых отношений.
В первой части страховых отношений — общественной защите используется бюджетный метод, во второй части - социальном страховании - оба метода, в третьей части - имущественном и личном - исключительно страховой метод.
Материально-вещественным носителями экономической категории страхования выступают страховые фонды, которые представляются элементами общественного воспроизводства, резервами денежных или материальных средств, формируемыми за счет взносов участников страховых отношений, средств государственного бюджета, добровольных отчислений средств, пожертвований и некоторых других специфических платежей со стороны участников страховых отношений.
В рыночной экономике значительная часть страховых отношений является коммерческой. В первую очередь это относится к категории имущественного и личного страхования, услуги которых трансформируются в своеобразные страховые услуги и предлагаются на свободном рынке таких услуг. Цена этих услуг выступает в виде страховых тарифов и взносов. Спрос на страховые услуги определяются их качеством и уровнем цены. Для привлечения клиентов страховые организации улучшают обслуживание клиентуры, расширяю ассортимент услуг, повышают гарантии по возмещению потерь и убытков.
Страховые фонды, образуемые за счет взносов страхователей, определенное время могут не использоваться по прямому назначению - для выплаты страховых возмещений (до момента наступления страхового случая или его невозникновения в силу вероятностного характера). В таких случаях средства страховых фондов могут запускаться в коммерческие обороты для получения дополнительных доходов. В свою очередь, часть этих доходов целесообразно направить на снижение цены страховых услуг для привлечения клиентов. Подобного рода операции страховых организаций способствует возникновению конкуренции на страховом рынке по привлечению клиентов, желающих на более выгодных условиях избежать потерь и убытков при неблагоприятных стечениях обстоятельств.
Деятельность страховых организаций по страхованию, инвестированию средств в смежные сферы коммерции с целью извлечения дохода (прибыли) представляется как страховое дело.
- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51