Уклонение от налогов
Уклонение от уплаты налогов—намеренное сокрытие и уменьшение налогоплательщиком объекта обложения (прибыли, дохода, товарооборота, имущества) с целью полной или частичной неуплаты налоговых платежей. Подобные незаконные действия налогоплательщиков наносят серьезный ущерб государственным интересам: государственный бюджет недополучит значительные средства, создаются дополнительные криминальные источники доходов у нарушителей налогового законодательства, искажаются основные пропорции движения стоимости в сфере предпринимательской деятельности, в отрасли, регионе и т.д.
Причины уклонения от налогов могут быть разные:
значительное налоговое бремя, не позволяющее нормально осуществлять хозяйственную, предпринимательскую или иную деятельность; большое количество и высокие ставки налогов могут способствовать уходу субъекта налогообложения в «теневую» (нелегальную) экономику;
сложность, а также нечеткость налогового законодательства, обилие в нем дополнений, изменений, поправок, позволяющих по-разному трактовать положения и нормы инструкций и правил;
недостатки в организации налоговой службы: низкая квалификация и некомпетентность работников, недостаточное знание смежных отраслей экономических знаний и правовых вопросов; недобросовестные действия работников при проверках;
умышленное преднамеренное стремление субъектов к неуплате налоговых сумм в целях использования их для обогащения или инвестирования в теневом бизнесе.
Огромные масштабы «теневой экономики», перевод денег на счета в банковские учреждения других стран, успешные усилия по занижению истинных масштабов предпринимательской деятельности, величины стоимости имущества - выводят из под контроля государства колоссальные суммы налоговых поступлений.
По некоторым данным нелегальная экономика в Казахстане составляет от одной трети до 40% валового внутреннего продукта. Неблагополучное положение в легальной экономике не позволяет полностью использовать ее налоговую базу для пополнения государственных финансовых ресурсов.
Сформировалась практика ведения «двойного» учета: для официальных органов и для собственного использования предпринимателей, в первом показываются лишь минимально допустимые
87-18
результаты деятельности, во втором - истинные, необходимые для управления и развития бизнеса.
Административными положениями по налогам определены варианты действий налоговых органов при различных отклонениях от установленного порядка или нестандартных ситуациях при исчислении и уплате налогов; например, способы определения объекта обложения в случае нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, уничтожения или утраты учетных документов, несоответствия декларируемого дохода расходам на личное потребление, размеру имущества и других случаях.
Мерами ответственности за нарушение обязанностей налогоплательщиков являются: начисление пени, приостановление расходных операций по банковским счетам, ограничение распоряжения имуществом в счет налоговой задолженности, административная и уголовная ответственность.
Установлены меры принудительного взыскания налогов', наложения ареста на имущество налогоплательщика с возможной последующей реализацией имущества и зачета сумм в счет причитающихся к уплате налогов, пени и штрафов, приостановления хозяйственных операций. Определена ответственность за различного рода нарушения налогового законодательства: например, непредставление в установленные сроки налоговой отчетности в налоговые органы влечет применение к нарушителям налоговых санкций: в течение 10 рабочих дней по истечении сроков ее сдачи, налоговый орган имеет право приостановить расходные операции налогоплательщика по его банковским счетам; для физических лиц
штраф в размерах, кратным месячному расчетному показателю, а для юридических лиц - штраф в размере 10% от суммы налога, подлежащей уплате по этой отчетности, но не уплаченной; за непредставление налоговой отчетности по истечении более чем 90 дней - 50% от упомянутой суммы.
Принудительное взыскание налоговой задолженности производится в следующем порядке:
за счет денег, находящихся на банковских счетах;
за счет наличных денег;
со счетов дебиторов;
за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества;
принудительного выпуска объявленных акций.
Определена ответственность банков за проведение операций без предоставления в банковских документах регистрационных номеров налогоплательщиков; за непредставление налоговым органам сведений об остатках денег на банковских счетах хозяйствующих субъектов в случае задолженности перед бюджетом при их принудительной ликвидации; за открытие банковских счетов без документов налоговых органов, подтверждающих факты постановки налогоплательщиков на регистрационный учет в этих органах.
Установлены и более жесткие меры ответственности в уголовном порядке за злостные нарушения налогового законодательства, причинившие значительный ущерб государству: ответственные лица субъектов хозяйствования наказываются, в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на обусловленный срок, привлекаться к общественным либо исправительным работам, а также лишению свободы.
Однако все перечисленные меры не устраняют проблему уклонения от налогов. Только по результатам проверок органов налоговой службы суммы доначислений составляют одну треть бюджетных доходов. Налогоплательщиками применяются все более изощренные способы сокрытия объектов налогообложения и доходов, учащаются случаи предоставления налоговым службам искаженных данных.
Существуют разнообразные способы уклонения от налогообложения. Наибольшее распространение получило уклонение от уплаты прямых налогов. По косвенным налогам это затруднено из-за особенностей их взимания. Но совершение товарно-денеж- ных операций без участия банков, то есть фактическое сокрытие операций купли-продажи от учета, делает возможной неуплату акцизов, налога на добавленную стоимость.
Придание хозяйствующему субъекту статуса «бездействующего» создает возможность для ухода от налогов. В бухгалтерии действующих хозяйствующих субъектов поступают налоговые счета-фактуры, оформленные от поставщиков, которые являются бездействующими юридическими лицами. Благодаря ложным счетам-фактурам предприятия-покупатели уклоняются от НДС, так как ответственность за их достоверность по законодательству несет поставщик; и если предприятие - покупатель, использующие эту схему, обратится в иском в суд на действия налоговых органов, то решение будет в пользу предприятия (с «несостоятельного» поставщика нечего взять).
Бездействующие субъекты могут выступать учредителями других юридических лиц, вносят в них ликвидные активы в качестве уставного капитала; после этого хозяева объявляют о банкротстве, не погашая долги перед бюджетом (ложное банкротство).
Уклонение способствует несовпадение сроков регистрации в органах юстиции и налоговых органах, деятельность «фирм-однодневок» для обналичивания и сокрытия дохода.
Товарищества с ограниченной ответственностью обладают всеми правами, но отвечают по финансовым обязательствам лишь размерами Уставного фонда; фактически обладая минимальным размером уставного капитала они могут доводить свою кредиторскую задолженность, в том числе и перед бюджетом до значительных размеров без риска и последствий.
По налогообложению доходов наиболее характерным способом уклонения является занижение размеров дохода путем увеличения издержек производства или обращения (вычетов); на себестоимость продукции (работ, услуг) описываются материальные затраты по фиктивной (завышенной) цене, например, со ссылками на их приобретение по свободным розничным ценам, или прямые подделки расчетных документов. Аналогично, может быть завышена стоимость оборудования и других основных средств с целью завышения сумм амортизационных отчислений.
Занижение налогооблагаемого дохода также достигается отношением на вычеты (себестоимость) затрат, которые должны покрываться за счет дохода, оставляемого в распоряжении плательщика и расходов не связанных с предпринимательской деятельностью. К ним относятся командировочные расходы сверх установленных норм; приобретение основных средств; оплата представительских расходов сверх норм; расходы по участию в различных культурно-просветительских мероприятиях; заключение фиктивных договоров на поставку продукции, работ, услуг с организациями, имеющими льготы по налогу (с последующим отнесением штрафов на недопоставку или невыполнение договора на убытки); списание на затраты всей стоимости материальных ценностей независимо от объема передачи их в производство; фиктивное включение в затраты расходов по трудно проверяемым первичным документам на приобретение, как правило, от физических лиц товаро-материальных ценностей и оплату услуг наличными деньгами; списание штрафов, пени, начисленных налоговыми органами за нарушение налогового законодательства.
Вычеты (себестоимость) завышаются за счет списания НДС на затраты в части стоимости товаро-материальных ценностей, различного рода услуг, обложенных НДС.
Распространенным способом уклонения от налогообложения дохода является занижение и сокрытие дохода (выручки) от предпринимательской деятельности. Это нарушение трудно выявляется, так как для установления истинной выручки необходим анализ фактов большого числа бартерных и иных хозяйственно-финансовых операций, возможно корреспондирующих с движением товаров, услуг проверяемого плательщика; без полной компьютеризации всех плательщиков и их операций выявление нарушения требует много времени.
Уклонение от налогообложения может быть связано с неудовлетворительной постановкой бухгалтерского учета или его отсутствием, например, в крестьянских или фермерских хозяйствах. В таких случаях для восстановления результатов хозяйственной деятельности применяется косвенный или аналоговый метод: по израсходованной электроэнергии, других ресурсов по показаниям измерительных приборов, по реальным издержкам, оборотам, стоимости активов, показателям аналогичных видов деятельности и т.д.
Возможности неуплаты или недоплаты индивидуального подоходного налога, удерживаемого источника выплаты дохода, связана с распространившейся практикой расчетов по оплате труда в натуральном выражении, то есть продукцией предприятия или продукцией полученной по бартеру. В подобных случаях трудности возникают с реальной оценкой натуральной. оплаты, которая может быть занижена для целей налогообложения.
Широко распространена практика завышения расходов на оплату труда путем выписки нарядов на подставных лиц, привлечения работников к «выполнению» работ по договору подряда, контракту, оказание фиктивных услуг со стороны, оформляемых документально.
Сокрытие дохода за счет завышения вычетов (себестоимости) производится путем включения в нее потребительских расходов владельцев, руководителей и работников сферы предпринимательства. Одновременно этот прием позволяет экономить на уплате социального и подоходного налогов, так как имеет место натуральная оплата. За счет фирмы содержатся квартиры для руководителей (под видом «помещения под офис», «служебный автотранспорт», покупается мебель, бытовая техника, оформляется подписка на газеты и журналы. Под статьей «фирменная одежда» можно скрыть приобретение дорогостоящей личной одежды и обуви.
Другие характерные случаи уклонения:
В случаях несогласованности законов и нормативных правовых актов, нечеткости формулировок, ведущих к неправильному толкованию норм налогового законодательства, отсутствии законов, принятие которых диктуется практикой экономических и налоговых взаимоотношений, налогоплательщики своевременно представляют налоговые декларации и выполняют требования налоговых органов, но допускают сокрытие доходов из-за пробелов в нормативных правовых актах;
В случае ведения двойной бухгалтерии налогоплательщики представляют налоговые декларации, расчеты, справки, выполняют требования налоговых органов. Однако из-за того, что проведение встречных проверок налоговыми органами не практикуются, налогоплательщики имеют возможность в официальных отчетах показывать заниженные объемы реализации и полученные доходы;
В случае занятия предпринимательской деятельностью без регистрации в налоговых органах предприниматели в контрактах, договорах, счетах-фактурах, банковских документах и т.д. проставляют вымышленный РНН, перед налоговыми органами они не отчитываются и, как правило, существуют непродолжительное время;
Переход в категорию «потерявшие связь с налоговыми органами» по мере накопления задолженности по платежам в бюджет. Налогоплательщик работает, представляет налоговую отчетность, но не уплачивает платежи в бюджет и, по мере их накопления, реализует имеющиеся активы и теряет связь с налоговыми органами. Для уменьшения риска, как правило, используются фиктивные адреса и подставные лица;
Ложное банкротство: одни и те же учредители открывают несколько фирм, через некоторое время перекачивают активы из одной в другую, а затем первую признают банкротом;
Выставление накладных за неосуществленные операции или завышенным ценам. Данная форма присуща любому сектору экономики и способствует снижению доходов путем применения фиктивных цен. При этом выписываются накладные для отражения их в бухгалтерских книгах, которые дают им возможность значительно снизить доход от финансово-хозяйственной деятельности. Этот тип уклонения представляет особую опасность и его трудно выявить, если услуги оказаны за границей, в определенных странах (офшорных);
Использование подставных лиц. В этом случае экономическая деятельность официально связывается одним лицом, но фактически осуществляется другим;
Передача товаров и оказание услуг физическим лицам. Эта форма уклонения от налогов достаточно распространенная и ее трудно предотвратить. Она происходит среди малых коммерческих предприятий. Прямой контакт с отдельными лицами дает возможность предприятиям передавать товары или предоставлять услуги, не выставляя накладных за совершенную сделку, если физические лица не имеют особой заинтересованности в получении соответствующих накладных. Эта форма имеет международный характер, поскольку многие товары поступают из-за границы. В этом случае существует двойное уклонение от налогов: одно - на стадии импорта, другое - на стадии продажи. Фактическая стоимость, указанная в таможенной декларации, часто отличается от их реальной стоимости, которую трудно определить.
При обложении доходов или имущества числе физических лиц применяется способ дробления дохода на несколько частей для уменьшения прогрессии обложения, преувеличение доходов, на которые распространяются скидки по закону.
Возможны и другие способы уклонения, связанные с особенностями исчисления издержек производства, порядком регистрации фирм, компаний, организаций. Так, при применении метода ускоренной амортизации появляется возможность увеличить издержки и, соответственно, уменьшить чистый доход фирмы (при равенстве цены на продукцию). Возможно также описание на издержки представительских расходов, затрат на рекламу и т.д.
Применяются способы фиктивной регистрации объекта обложения на территории, где действует большое количество льгот или ниже норма налогообложения .
Созданию предпосылок для нарушений налогового законодательства способствует негативная практика сроков рассмотрения исков по налоговым правонарушениям в судах: продолжительность прохождения и рассмотрения претензий со стороны налоговых органов позволяет недобросовестным ответчикам использовать это обстоятельство для разных фальсификаций и уловок с целью избежания наказания.
Особенно широко распространялись нарушения налогового законодательства в связи со снятием ограничений на рост оплаты труца, прекращением контроля за нормативами рентабельности продукции и либерализацией цен. Это дает возможность беспрепятственно перекладывать налоговые платежи на потребителей -население — путем безграничного увеличения цен.
Ограничить практику чрезмерной перекачки средств на оплату труда, которая получила широкое распространение в условиях инфляции и падения производства, возможно также и налоговыми методами. Для этого используется налогообложение дохода в его экономическом смысле - сумме фонда оплаты труда и прибыли.
Возможности уклонения от налогов открываются и в международных финансово-экономических отношениях. Для этого используются так называемые «налоговые убежища» страны, где проводится политика привлечения капиталов из-за рубежа путем предоставления широких налоговых льгот. Регистрация бизнеса в такой стране позволяет вывести из-под налогообложения получаемую прибыль, процентные доходы, дивиденды. Подобные цели достигаются регистрацией в оффшорных, свободных, специальных зонах, где налоговый режим ослабляется или не обязательно декларирование доходов по законодательству. Здесь же могут быть организованы фиктивные дочерние компании, филиалы, через которые проходят платежи и осуществляется налоговое маневрирование с целью занижения налогов или полного их избежания.
Неуплата или заниженная уплата налоговых сумм порождает падение «налоговой морали», эффект безнаказанности подрывая авторитет государственных органов и самого государства. Поэтому борьбе с уклонением от уплаты налогов должно придаваться первостепенное значение в работе налоговых органов.
- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51