logo
МЕЛЬНИКОВ В

Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений

Финансовая наука рассматривает финансы не только как экономическую категорию, то есть совокупность специфи­ческих производственных отношений, но и подчеркивает их материальное воплощение в виде целевых фондов денежных средств. Эти фонды выступают как вещные носители финан­совых отношений. Источники их формирования и сами фонды (интегрирующие эти источники) представляют собой финан­совые ресурсы соответствующих звеньев национального хо­зяйства. Таким образом, финансовыми ресурсами являются образуемые государством, другими экономическими агентами денежные накопления и денежные фонды при производстве, распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода.

Основное место в финансовых ресурсах занимают следующие элементы стоимости: чистый доход (прибыль), налог на добав­ленную стоимость, акцизы, таможенные платежи, отчисления на социальные нужды и амортизационные отчисления.

Финансовые ресурсы отличаются от финансовых фондов. Фи­нансовый фонд - (накопление, запас) целевые денежные средства сформированные финансовыми методами, используемые на удо­влетворение определенных потребностей. Во-первых, финансо­вые ресурсы подразумевают источники денежных средств, воз­можности хозоргана или субъекта хозяйствования в образовании таких средств, то есть «мощность» в этом отношении (потенци­ал). Во-вторых, финансовые ресурсы это средства, которые «свя­заны» в фондах, то есть целевых «запасах» денежных средств, а также те, которые еще не имеют целевой направленной, обозна- ченности, не сформированы по фондам. Например, часть денеж­ных средств не имеет вначале фондового характера - это штра­фы, пени, неустойки, получаемые хозорганами за нарушение со стороны их хозяйственных партнеров договоров, контрактов и других условий хозяйствования. Получение таких средств не мо­жет быть учтено заранее.

на производство и реализацию продукции, работ или услуг, фор­мируются ресурсы в виде налогов, сборов и отчислений в спе­циальные фонды, платежи недропользователей - роялти, бонусы, налог на транспортные средства, государственная пошлина, пла­тежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов и др. А такой вид как поступления от приватизации име­ют источником национальное богатство, то есть накопленный на­циональный доход (V + т).

Источником финансовых ресурсов государства являются так­же средства, привлеченные путем государственного кредита.

Важным фактором роста финансовых ресурсов является по­вышение производительности общественного труда, что выра­жает относительное увеличение национального дохода в процес­се воспроизводства, а также ведет к росту финансового резуль­тата экономической деятельности. С производительностью труда тесно связан другой показатель эффективности общественного производства - фондоотдача (капиталоотдача). Повышение фон­доотдачи неизбежно отражается на формировании финансовых ресурсов, а именно на приросте их основного источника - чи­стого дохода, который увеличивается как в результате прироста объема производства продукции, так и вследствие экономии теку­щих затрат (прежде всего заработной платы и амортизационных отчислений). И наоборот, снижение фондоотдачи, уменьшает фи­нансовые ресурсы.

Второй фактор — это пропорции деления валового обществен­ного продукта на фонд возмещения материальных затрат и про­изведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в общественном продукте - материалоемкости - спо­собствует увеличению произведенного национального дохода

На рост финансовых ресурсов влияет также материально-ве­щественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Как известно, норма прибавочного продукта по товарам производственного назначе­ния (первое подразделение общественного производства) ниже, чем по товарам и продуктам потребительского назначения - вто­рого подразделения (включающих акцизы и обладающих более высокой рентабельностью). Кроме того, оборот потребительских товаров в воспроизводственном цикле происходит быстрее, что за определенный промежуток времени, например, отчетный год, позволит суммировать получаемые ресурсы от нескольких обо­ротов. Поэтому, чем выше удельный вес и темп развития второго подразделения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы формируются в централизованном и де­централизованном порядке. В централизованном порядке обра­зуются ресурсы государственного бюджета, пенсионных фондов, внебюджетных фондов. Децентрализованными методами фор­мируются фонды потребления хозяйствующих субъектов сферы материального производства, фонды амортизационных отчисле­ний, финансовые резервы и валютные фонды, другие денежные фонды хозорганов.

Основными источниками финансовых ресурсов в перспективе останутся денежные накопления (прибыль, налог на добавлен­ную стоимость, акцизы), доходы от внешнеэкономической дея­тельности.

Финансовые ресурсы, имеющие временные источники, такие, как поступления от приватизации, реализации государственной собственности - по мере их исчерпывания будут уменьшаться. Будут увеличиваться финансовые ресурсы, имеющие источником специальные платежи и налоги недропользователей: роялти, бо­нусы.

Дальнейшее увеличение оплаты труда, фондов потребления приведут к росту величины средств населения, привлекаемых в состав финансовых ресурсов.

Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресур­сов государства свидетельствуют о том, что существенное повы­шение эффективности общественного производства в результате осуществления программы перехода к рыночным отношениям приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресур­сов и улучшению их структуры направлении увеличения удель­ного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивны­ми факторами.