logo
МЕЛЬНИКОВ В

Управление государственным долгом

Управлением государственным долгом называется деятель­ность государства в лице уполномоченных им органов по обе­спечению рационального и эффективного заимствования и опти­мизации стоимости обслуживания государственного кредита; оно осуществляется в целях избежания макроэкономических трудно­стей и проблем платежного баланса в будущем. При этом про­водится мониторинг государственного долга, как деятельность уполномоченных государственных органов по отслеживанию и контролю процессов формирования, изменения и обслуживания долга.

Управление государственным долгом включает в себя:

  1. ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий среднесрочный период государственного и гарантированного государством заимствования и долга с определением в ней по­казателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга и долга местных исполнительных органов, предоставления госу­дарственных гарантий. Подготовка ежегодной оценки состояния и прогноза на предстоящий среднесрочный период государствен­ного и гарантированного государством заимствования и долга осуществляется центральным уполномоченным органом по бюд­жетному планированию совместно с Национальным Банком Ре­спублики Казахстан с участием центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета на основе среднесрочного пла­на социально-экономического развития республики, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга;

  2. определение центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию лимита правительственного долга и лимита предоставления государственных гарантий, утверждае­мых в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

  3. определение центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета объемов, форм и условий заимствования Правительством РК, объемов погашения и обслуживания прави­тельственного долга, утверждаемых в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

  4. осуществление центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета регистрации государственных займов, мо­ниторинга получения, погашения и обслуживания государствен­ных займов и мониторинга государственного долга;

  5. подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по досрочному погашению долга, по покупке и продаже эмитентом государственных эмиссион­ных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг, по реструктуризации государственного и гарантированного госу­дарством долга, рефинансированию долга, управлению рисками государственного и гарантированного государством заимствова­ния.

Обслуживание государственного долга представляет собой со­вокупные выплаты во времени вознаграждения (интереса), комис­сионных и иных платежей, вытекающих из условий заимствова­ния. Погашение долга - возврат (амортизация) заемщиком полу­ченных сумм займа в установленном договорами (соглашениями) с кредиторами (займодателями) порядке, выполнение в установ­ленном порядке других составляющих долг обязательств.

Управление государственным долгом включает также такие методы: рефинансирование, конверсия, консолидация, унифика­ция, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения займа, отказ (аннулирование) от государственного долга.

Рефинансирование означает погашение имеющейся государ­ственной задолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой раз­ницы.

Конверсией называется изменение условий ранее выпущенно­го займа по доходности, как в меньшую сторону, так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных рас­ходах по долгу, во втором - при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облига­ций займа.

Консолидацией является изменение первоначальных условий займа по срокам - с их продлением или сокращением.

Унификация означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению проводит­ся в случае дефляции национальной денежной единицы и госу­дарству невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске займа.

Отсрочка погашения займов применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними фи­нансовыми затруднениями и правительство объявляет о перене­сении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на поздние сроки.

Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) происходит при смене политического режима в стране и непри­знании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ может быть следствием банкротства государства.

Перечисленные методы управления государственным долгом могут применяться в различных сочетаниях одновременно; на­пример, конверсия, консолидация и унификация или конверсия и унификация и т.д.

В числе мер по оздоровлению финансов, в том числе сниже­нию темпов роста государственного долга возможна реализа­ция части государственной собственности, то есть отказ от части активов путем продажи частному сектору; это снижает нагрузку, которое несет государство по поддержанию малоэффективной собственности.

Развитие национальной экономики невозможно без иностран­ных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения пере­довых технологий в экспортные и импортозамещающие отрас­ли, в аграрный сектор и производство потребительских товаров. Но привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств: выплата сум­мы основного долга и процентов требует в данном случае переда­чи части реального продукта в распоряжение других стран. Уве­личение значительного внешнего долга могут вызвать долговре­менные отрицательные экономические последствия, связанные с изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики.