logo
МЕЛЬНИКОВ В

Косвенные налоги

Косвенные налоги выражают фискальные интересы государ­ства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост на­логообложения их расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковыми явля­ются акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как:

от них труднее уклоняться;

с ними связано меньше экономических нарушений; они меньше сокращают стимулы к труду; в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары-заме- нители, они оставляют за потребителем право выбора; для них характерна анонимность.

К косвенным налогам относятся также поступления от внешне­экономической деятельности (таможенные доходы в виде таможен­ных пошлин, налогов на экспорт и импорт, разница в ценах товаров, реализуемых на внутреннем рынке и их фактурной стоимостью).

Следует отметить, что в доходах государственного бюджета поступления от косвенных налогов составляют порядка 26%. Однако рост налогов на потребление имеет также и недостатки, наиболее возможным из которых является их инфляционные и регрессивный характер. Но положительный эффект этих налогов перекрывает их отрицательное влияние. Если будут расти цены, а с ними и бюджетные расходы, то поступления от этих налогов бу­дут увеличиваться с ростом цен. Это позволит получить средства для реализации социальных программ. В бюджетную систему бу­дет встроен автоматический антиинфляционный механизм.

Необходимо иметь в виду, что существует общая закономерность в системе налогообложения: при кризисном состоянии экономики, стагнации - застое в производстве, торговле и в др. секторах эконо­мики - происходит объективная переориентация налогообложения на потребление. Это вызывается сокращением налоговой базы в производственной сфере в связи с падением производства. В тоже время расходы государства в подобной ситуации не сокращаются, а порой и возрастают из-за необходимости расширения социальной поддержки населения в результате снижения его занятости, увели­чения расходов на структурную перестройку экономики, поддерж­ку ее жизнеобеспечивающих отраслей и других неотложных рас­ходов. Поэтому возникает необходимость перемещать налоговое бремя на тех, кто больше потребляет. В этом проявляется также своеобразная социальная направленность косвенных налогов на определенное выравнивание в распределительном процессе. Ми­ровой опыт подтверждает подобную практику.