Налоги и специальные платежи недропользователей.
Плательщиками налогов и специальных платежей недропользователей являются юридические и физические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие операции по недропользованию в Республике Казахстан, а также переработку техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности.
Налоговый режим, установленный для недропользователя, определяется в контракте на недропользование, который заключается в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Установлены две модели налогообложения, исходя из основных видов контрактов:
уплата недропользователем всех видов налогов и других платежей, за исключением доли Республики Казахстан по разделу продукции;
уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других платежей за исключением: рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; роялти; рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; роялти; акциза на сырую нефть, газовый конденсат; налога на сверхприбыль; земельного налога; налога на имущество.
Налоговый режим в отношении недропользователей, установленный контрактом на недропользование, прошедшим обязательную налоговую экспертизу действует неизменно до окончания срока контракта, а изменения могут вноситься по соглашению сторон и не влекут изменений в соотношении первоначальных экономических интересов недропользователя и государства.
Специальные платежи и налоги недропользователей включают:
бонусы: подписной и коммерческого обнаружения;
роялти;
налог на сверхприбыль;
долю Республики Казахстан по разделу продукции;
дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции.
Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории и устанавливается при заключении контракта с учетом экономической ценности передаваемых в пользование месторождений. Размеры подписных бонусов устанавливаются Правительством.
Бонус коммерческого обнаружения является платежом, который устанавливается в контракте на недропользование и уплачивается за каждое коммерческое обнаружение месторождений полезных ископаемых на контрактной территории. Объектом обложения является объем утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Бонус коммерческого обнаружения устанавливается в размере 0,1% от стоимости извлекаемых запасов. Срок уплаты бонусов устанавливается контрактом.
Роялти является платежом за право использования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований. Уплачивается в денежной или натуральной формах. Объектом обложения роялти является объем полезных ископаемых или первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых. Ставки роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам установлены в размере от 1% до 10%, по углеводородам — по скользящей шкале в зависимости от объемов добычи; по твердым полезным ископаемым, включая драгоценные металлы и камни
в фиксированном процентном выражении за весь период действия контракта. Роялти уплачивается ежемесячно не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным.
Налог на сверхприбыль недропользователя — платеж за доход, полученный сверх норматива, установленного налоговым кодексом. Плтелъщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи, за исключением, осуществляющих деятельность по контрактам «О разделе продукции» и контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод. Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период, в котором отношение накопленных доходов к накопленным расходам выше 1,2.
Накопленные доходы определяются как сумма совокупного годового дохода недропользователя, полученного с даты заключения контракта. Накопленные расходы определяются как сумма расходов недропользователя, отнесенных на вычеты с даты заключения контракта, за исключением суммы расходов, корректирующих налоговую базу. Налоговой базой является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период, превышающая 20 процентов от суммы вычетов. При этом ставки налога установлены по ступенчатой прогрессии от 4% до 60% (при норме прибыли свыше 70%).
По бонусам, роялти и налогу на сверхприбыль недропользователями представляется налоговые декларации в территориальные налоговые органы.
Доля Республики Казахстан по разделу продукции определяется соглашением сторон, в соответствии с которым недропользователю предоставляется право на добычу полезных ископаемых на контрактной территории на платной основе. Доля по разделу продукции может выплачиваться в денежной или натуральной формах. Доля по разделу продукции подлежит вычету при определении совокупного годового дохода для исчисления корпоративного подоходного налога. Доля по разделу продукции уплачивается не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Доля Республики Казахстан по разделу продукции определяется как суммарная стоимость прибыльной продукции, подлежащей разделу между Республикой Казахстан и недропользователем, за вычетом доли недропользователя в прибыльной продукции. Доля недропользователя в прибыльной продукции определяется как наименьшее из процентных значений, соответствующих нижеследующим трем триггерам:
R-фактор (показатель доходности) - отношение накопленных доходов недропользователя к накопленным расходам по проекту;
внутренняя норма рентабельности (ВНР) подрядчика
ставка дисконтирования, при которой реальный чистый дисконтированный доход достигает своего нулевого значения;
P-фактор (ценовой коэффициент) - отношение дохода недропользователя к объему добычи за отчетный период.
Дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции, выплачивают недропользователи, заключившие контракты о разделе продукции.
Порядок исчисления дополнительного платежа недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции состоит в следующем.
В случае, когда доля поступлений государства в налоговом периоде составляет менее 10% до момента возврата вложенных инвестиций и менее 40% в последующих периодах от стоимости общего объема добытой продукции, полученной недропользователем в налоговом периоде, соответствующая разница уплачивается недропользователем в бюджет. Доля поступлений государства при этом, означает налоговые обязательства, исполненные недропользователем в течение налогового периода, представляющие собой долю Республики Казахстан по разделу продукции, налоги и другие обязательные платежи в бюджет.
Доля поступлений государства не включает НДС и налоги, в отношении которых недропользователь выступает в качестве налогового агента.
Если по итогам какого-либо налогового периода сумма поступлений окажется меньше указанных выше значений (10-40%), соответствующая разница уплачивается недропользователем в бюджет на счет доли Республики Казахстан.
Налоговым периодом по дополнительному платежу недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции, является календарный год.
Дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции, уплачивается не позднее 15 дней после наступления срока представления декларации.
- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51