logo
МЕЛЬНИКОВ В

Контрольные вопросы

  1. В чем заключается экономическая природа государственного бюдже­та?

  2. Как проявляется объективный характер категории «государственный бюджет»?

  3. В чем состоит специфика бюджетных отношений?

  4. Сформулируйте краткое определение понятия «государственный бюджет».

  5. Перечислите формы выражения понятия «государственный бюд­жет».

  6. В чем заключается роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве?

  7. Охарактеризуйте состав и структуру доходов и расходов государ­ственного бюджета Республики Казахстан.

  8. Каково значение бюджетной классификации? В чем состоят особен­ности новой бюджетной классификации.

  9. Что понимается под межбюджетными отношениями и какими спосо­бами они регулируются?

  10. Изложите распределение поступлений и расходов республиканского бюджета.

  11. Что означает понятие «баланс бюджета» и связанные с ним состоя­ния бюджета?

  12. Какие факторы вызывают бюджетный дефицит?

  13. Какие применяются способы покрытия бюджетного дефицита?

  14. Какие имеются концепции бюджетной политики в связи с бюджет­ным дефицитом?

  15. Что представляет собой бюджетная система?

  16. Чем определяется состав бюджетной системы государства?

  17. Что означает «бюджетное устройство»?

  18. Что входит в состав бюджетной системы Республики Казахстан?

  19. Какие принципы положены в основу устройства бюджетной систе­мы?

  20. Что представляет собой бюджетный процесс, и какие этапы он включает?

  21. Изложите порядок составления и реализации бюджетных программ и подпрограмм.

  22. Как осуществляется бюджетный процесс по республиканскому бюд­жету Казахстана?

  1. Сущность и значение местных финансов

Местные финансы представляют собой экономические от­ношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с воз­ложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составля­ющей финансовой системы государства. Они включают мест­ные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности мест­ных органов управления1.

Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного само­управления.

В настоящее время, в условиях рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социаль­ного, экономического, экологического, демографического харак­тера.

На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства.

Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют на­селению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств.

Финансовые отношения в местном звене регулируются За­коном «О местном государственном управлении», «Бюджетным кодексом Республики Казахстан», ежегодным «Законом о Респу­бликанском бюджете» и другими законами о хозяйственной и фи­нансовой деятельности.

Важная роль в местных финансах принадлежит местным бюд­жетам, являющихся финансовой базой многогранной деятельно­сти местных органов власти и управления.

Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахста­не занимают по доходам порядка 47%, а по затратам около 49% от объемов средств государственного бюджета (2004 г.). 78% всех районных и городских (городов областного подчинения) являют­ся дотационными (из 193 таких бюджетов). Согласно Бюджет­ному кодексу Республики Казахстан местный бюджет включает областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).

Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, района (города областного значения) столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налого­вых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функ­ций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей адми­нистративно-территориальной единице.

В бюджетном виде организации финансовых отношений сосуществуют две тенденции: