logo
МЕЛЬНИКОВ В

Понятие и состав государственных финансов.

Государственные финансы как звено финансовой системы свя­заны действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаи­мосвязи в экономике и социуме.

Экономическая сущность государственных финансов состо­ит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественно­го продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использо­вания полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.

Субъектами денежных отношений в этой сфере является госу­дарство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждане - с другой.

Характерным для государственных финансов является рост объемов государственных расходов опережающими темпами по сравнению с ро­стом ВНП, Такое явление известно как закон Вагнера, по имени немецко­го экономиста XIX века — «Закон возрастающей государственной актив­ности», в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объем про­изводств. А.Вагнер связывает рост государственной активности с тремя факторами:

  1. Осложнением экономической жизни в результате развития экономики и углубляющимся разделением труда; это приводит к необходимости под­держания эффективной и действенной экономики, правопорядка, расшире­ния юридических услуг со стороны государства;

  1. развитие техники и технологии вызывают потребность в больших объ­емах капитала, который может быть обеспечен акционерными компаниями или государственными корпорациями, обладающими преимуществами пе­ред мелкими фирмами; государство должно участвовать в производствах, где по техническим условиям образуются монополии для регулирования их деятельности;

  2. государство усиливает активность в сферах образования и здравоох­ранения, где выгоды от предоставляемых услуг не восприимчивы к эконо­мической оценке.

Таким образом, закон Вагнера подтверждает определенную ограничен­ность рыночного хозяйства и необходимость государственного регулирова­ния экономических процессов.

Для государственных финансов в большей степени приемлемо действие распределительной концепции, поэтому они выполняют распределителънуя и контрольную функции.

Однако для более полной характеристики государственных финансов в распределительной функции следует выделить со­ставляющие подфункции, которые вытекают из необходимости регулирующих действий государства (3-й,4-й,5-й пункты на стр. 190); это подфункции:

  1. размещения; 2)перераспределительная; 3)стабилизации.

Подфункция размещения проявляется в том, что общественные товары, блага и услуги не могут быть обеспечены посредством рыночной системы и государству необходимо выделить и раз­местить ресурсы для их производства и обеспечения населения. Задача заключается в оптимальном распределении ограниченных экономических ресурсов между «частными» и «общественными» товарами и выбора структуры и объемов последних. Поскольку ресурсы под общественные товары формируются, главным об­разом, за счет налогов, то ограничиваются возможности произ­водства частных, рыночных товаров и проблемы оптимизации могут представляться сложными для фискальной политики.

Среди различных фискальных инструментов перераспредели­тельная подфункция выполняется наиболее непосредственно путем:

  1. налогово-трансфертной схемы, которая сочетает прогрес­сивное налогообложение высоких доходов с субсидированием низкодоходных домашних хозяйств;

  2. альтернативно, перераспределение может быть выполнено путем прогрессивных налогов, используемых для финансирова­ния общественного хозяйства, такого как жилищное, имеющего низкие доходы от нанимателей;

  3. наконец, перераспределение может быть достигнуто путем сочетания налогов на товары, покупаемые преимущественно вы­сокодоходными потребителями с субсидированием других това­ров, используемых потребителями с низкими доходами.

В выборе альтернативных инструментов политики в расчет должны приниматься полные результирующие потери или из­держки эффективности, которые поднимаются когда происходит вмешательство в выбор потребителей или производителей. Пере­распределение через налогово-трансфертный механизм имеет то преимущество, что оно не мешает частному потребительскому или производственному выбору. Однако даже этот механизм не без «издержек эффективности», поэтому необходимо находить балансирование конфликтного равенства и эффективных целей. Проводимая оптимальная политика должна следовать обоим ин­тересам.

Действие подфункции стабилизации сводится к обеспечению высокой занятости, приемлемой степени ценовой стабилизации и экономического роста с учетом результатов внешней торговли и состояния платежного баланса. При этом государство воздей­ствует на совокупный спрос применяя решительные ли ограни­чивающие меры по расходам государственного бюджета и из­менениям в налогообложении. В этой связи данная подфункция восходит к воспроизводственной функции финансов, и может трансформироваться в нее при направлении мобилизованных го­сударством финансовых ресурсов на цели инвестирования в рас­ширенное воспроизводство.

В государственных финансах выделяются обособленные зве­нья, каждое из которых выполняют специфическое назначение.

В составе государственных финансов выделяются: государ­ственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций. По уровню государственного руководства экономической и со­циальной сферой государственные финансы подразделяются на: общегосударственные (республиканские, федеральные, прави­тельственные) и местные (муниципальные).

Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функ­циональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы, как в террито­риальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств, как от хозяйственных органов в пользу государства, так и в обрат­ном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению. Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосудар­ственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охране границ, государственному управлению, развитию социальной сферы, вы­полнению международных обязательств. С помощью республи­канского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населе­ния.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения про­изводительных сил, развитию территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдель­ных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчисле­ний и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия предста­вительных и исполнительных органов, что позволяет более опе­ративно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилиза­цией временно свободных денежных средств предприятий, орга­низаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международ­ном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударствен­ные финансовые учреждения.

Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государ­ственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданского кодекса Республики Казахстан).

Имущество государственных юридических лиц является зако­нодательно обособленным и составляет основу для функциони­рования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий го­сударственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципам организации.

В Гражданском кодексе Республики Казахстан выделяется понятие го­сударственная казна.

Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Ре­спубликанская казна включает:

  1. средства республиканского бюджета;

  2. золотовалютные запасы государства;

  3. имущество исключительного права собственности государства (зем­ля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);

  4. необособленное имущество, относящееся к республиканской соб­ственности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное соб­ственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по пра­ву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государ­ству - в казну - становящееся казенным.

Местная казна включает:

  1. средства местного бюджета;

  2. необособленное имущество, относящееся к коммунальной собствен­ности.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансо­вую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осущест­вления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.