logo
МЕЛЬНИКОВ В

Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469

усматривают систему организационно-технических, производ­ственных, финансово-экономических действий администрации предприятия, его уполномоченного органа, соответствующих государственных структур, финансово-кредитных учреждений по реорганизации и модернизации предприятия, налаживанию современного менеджмента, возможному перепрофилирова­нию производства, восстановлению или поиску новых рынков сбыта, упорядочению активов и пассивов баланса, обеспечению безубыточной работы, восстановлению платежеспособности. Финансовая поддержка санируемых предприятий осуществля­ется на возвратной основе.

Санация применяется также как реорганизационная внесудеб­ная процедура для хозяйствующих субъектов - несостоятельных должников в случаях достижения ими договоренности с кредито­рами (вторая процедура согласно законодательству - установле­ние внешнего управления имуществом должника).

В отношении несостоятельных государственных предпри­ятий, по которым определена нецелесообразность их дальнейше­го функционирования как единых имущественных комплексов, реструктуризация проводится одним из следующих способов:

  1. сегментацией предприятия с созданием нескольких пер­спективных рентабельных объектов;

  2. присоединением к действующему юридическому лицу в установленном законодательством порядке;

  3. изъятием избыточного имущества в установленном законо­дательством порядке и его продажей на торгах или передачей в аренду с правом последующего выкупа;

  4. ликвидацией предприятия и распоряжением его имуще­ством (продажа на торгах, передача в аренду, передача на баланс другому предприятию.

Хозяйствующие субъекты, по которым реорганизационные процедуры признаны невозможными для восстановления пла­тежеспособности, объявляются банкротами в судебном порядке. Они подлежат ликвидации в соответствии со специально уста­новленными процедурами, предусмотренными законом Респу­блики Казахстан «О банкротстве». На имущество должника от­крывается в судебном порядке ликвидационное производство с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Разгосударствление и приватизация закрепляют режим коммер­ческого расчета и являются важным фактором финансового оздо­ровления. Они создают гарантии для развития предприниматель­ства, которое позволяет использовать все резервы производства. Стоимость имущества приватизируемых хозяйствующих субъек­тов определяется на основе остаточной стоимости с учетом реаль­но складывающихся цен, спроса на выпускаемую продукцию или услуги, ее конкурентоспособности, рентабельности производства, перспектив развития предприятия, уровня мировых цен.

Средства, полученные от разгосударствления и приватизации государственных предприятий, являются государственной соб­ственностью. Вырученные средства направляются в первую оче­редь на покрытие долгов приватизируемого предприятия, если при оценке его стоимость не уменьшена на величину задолжен­ности. Порядок и направление использования средств от прива­тизации определяется Парламентом Республики Казахстан. При этом расходование средств увязывается с необходимостью по­гашения государственного долга, стабилизации экономики, осу­ществления социальной политики, создания параллельных про­изводственных структур, новых рыночных структур.