logo
МЕЛЬНИКОВ В

Расходы некоммерческих организаций и учреждений

Расходы некоммерческих организаций и учреждений направ­лены на обеспечение их функциональной деятельности, пред­усмотренной положением, уставом или иным утвержденным документом. Состав и структура расходов определяются при­надлежностью организации или участников учреждения к одно­му из направлений деятельности, а также используемым методом ведения этой деятельности.

Организации и учреждения, действующие на началах хозрас­чета и самоокупаемости рассчитывают и планируют финансо­вые результаты работы и оформляют их в показателях обычного финансового плана или бизнес-плана (см. главу 4. «Финансовое планирование и прогнозирование»). В этом случае перечень за­трат на производство и оказание услуг аналогичен складываю­щемуся в сфере материального производства, но в структуре пре­обладают затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (включая социальный налог), при значительно меньшем удельном весе материальных затрат. Возможны другие структур­ные отклонения, например, в научных учреждениях, использую­щих дорогостоящие оборудование и приборы, будет велика доля амортизационных отчислений. В случае частичного финанси­рования из бюджета, его объемы фиксируются в третьей части финансового плана «Ассигнования из бюджета» с постатейным распределением средств.

Организации и учреждения, состоящие на бюджетном фи­нансировании, разрабатывают индивидуальный план финансиро­вания, в котором отражаются характерные показатели деятельно­сти учреждения и распределение средств по статьям.

Согласно экономической классификации в индивидуальных планах финансирования расходы группируются на категорию, класс, подкласс, специфику.

Категория «Текущие расходы» включает следующие классы:

  1. Расходы на товары и услуги в составе подклассов: заработная плата со спецификами: основная заработная плата; допол­нительные денежные выплаты; компенсационные выплаты; обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды;

взносы работодателей, специфики: социальный налог; взносы на обя­зательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств; взносы на обязательное личное страхование военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также го­сударственное страхование государственных служащих;

приобретение товаров, специфики: приобретение продуктов питания; приобретение медикаментов и прочих средств медицинского назначения; приобретение предметов и материалов для текущих хозяйственных целей; приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; приобретение особого оборудования и материалов; командировки и служебные разъезды внутри страны; командировки и служебные разъезды за пределы страны; арендная плата за помещения и землю; прочие услуги на приобретение товаров;

приобретение услуг, специфики: оплата коммунальных услуг; оплата услуг связи;

оплата транспортных услуг; оплата за электроэнергию; оплата за ото­пление; оплата по обслуживанию зданий; эксплуатация служебных легко­вых автомобилей для транспортного обслуживания государственных орга­нов Республики Казахстан; прочие услуги;

другие текущие расходы, специфики: содержание и текущий ремонт оборудования и инвентаря; содержание и текущий ремонт зданий, помеще­ний и сооружений; исполнение решения судов; особые расходы; погашение кредиторской задолженности; прочие текущие расходы;

услуги, оказываемые в рамках государственного заказа, специфики: услуги, оказываемые юридическим лицам; услуги, оказываемые финансо­вым учреждениям; услуги, оказываемые физическим лицам;

Класс «выплата вознаграждений (интересов)» в составе подклассов и одноименных специфик:

выплата вознаграждений (интересов) по внутренним займам; выплата вознаграждений (интересов) по внешним займам;

Класс «субсидии и другие текущие трансфертные платежи» в составе подклассов:

субсидии (с одноименной спецификой);

текущие трансферты физическим лицам со спецификами: на обя­зательное социальное обеспечение; пенсии, стипендии, прочие текущие трансферты;

текущие трансферты другим уровням государственного управления со спецификами: субвенции; текущие трансферты верхнему уровню; прочие текущие трансферты другим уровням государственного управления;

текущие трансферты за границ со спецификой — текущие трансфер­ты организациям за границу;

прочие текущие трансферты со спецификой - различные прочие теку­щие трансферты;

Категория «Капитальные расходы» включает единственный класс

приобретение основного капитала со спецификами: приобретение основного оборудования, приобретение зданий и сооружений, приобрете­ние прочих активов;

создание основного капитала, в том числе специфики: строительство зданий и сооружений, дорог, строительство дорог, создание прочих капи­тальных активов;

капитальный ремонт со спецификами: капитальный ремонт зданий, со­оружений и основного оборудования; капитальный ремонт дорог; прочий капитальный ремонт;

приобретение товаров для создания запасов со спецификой приобрете­ние товаров для создания государственных запасов;

приобретение земли и нематериальных активов со спецификами: при­обретение земли, приобретение нематериальных активов;

капитальные трансферты внутри страны, в том числе (специфика): капитальные трансферты государственным предприятиям, капитальные трансферты финансовым учреждениям, капитальные трансферты дру­гим уровням государственного управления; прочие капитальные транс­ферты;

капитальные трансферты за границу, в том числе по спецификам: ка­питальные трансферты международным организациям; прочие капиталь­ные трансферты за границу;

Категория «Предоставление кредитов, долевое участие» включает класс:

внутреннее кредитование со спецификой: кредитование других уров­ней государственного управления, кредитование государственным пред­приятиям, кредитование финансовых учреждений, кредитование физиче­ских лиц; прочее внутреннее кредитование;

внешнее кредитование со спецификой различное внешнее кредитова­ние;

долевое участие в иностранном акционерном капитале со специфи­ками: приобретение акций международных организаций; приобретение акций про

чих международных организаций;

долевое участие во внутреннем акционерном капитале со спецификами: приобретение акций негосударственных учреждений; приобретение ак­ций финансовых учреждений; приобретение акций прочих учреждений; Категория «Финансирование» включает подкласс: погашение внутреннего долга со спецификами: погашение долга дру­гим уро­вням государственного управления; погашение государственных цен­ных бумаг, размещенных на внутреннем рынке; погашение прочего вну­треннего долга;

подкласс погашение внешнего долга с одноименной спецификой.

Для отдельных направлений и видов некоммерческой деятель­ности свойственно преобладание отдельных составляющих рас­ходов. Например, в организациях социальной защиты населения высок удельный вес трансфертов, особенно домашним хозяй­ствам. Сюда относятся пособия семьям, имеющим детей, ком­пенсации малообеспеченным гражданам в связи с удорожанием стоимости жизни, разные компенсации инвалидам и участникам войн, гражданам, пострадавшим в результате экологических бед­ствий и т.д.

В лечебных учреждениях здравоохранения характерными рас­ходами являются расходы на медикаменты и перевязочные сред­ства, продукты питания, мягкий инвентарь.

В системе обороны важное место занимают расходы на при­обретение товаров военного назначения и военной техники, про­довольственное обеспечение, выплату денежного довольствия военнослужащим.

В составе расходов таких общественных организаций как профсоюзные, партийные, общественных движений, харак­терными расходами являются расходы на подготовку и прове­дение съездов, конференций, митингов, на проведение агита­ционной работы. В ветеранских общественных организациях преобладают расходы на оказание материальной помощи их участникам.

В культурно-просветительных учреждениях (библиотеках, му­зеях, постоянных выставках) значительные средства расходуются на пополнение книжных фондов, экспонатов, коллекций и т.д.

Расходы на категории «Капитальные расходы» характерны для всех учреждений и организаций некоммерческих видов деятель­ности, ведущих капитальное строительство, создание и попол­нение основных непроизводственных фондов, а также осущест­вляющие поддержание их в работоспособном состоянии путем капитальных ремонтов. По этой категории также фиксируются расходы в нематериальные активы, на приобретение прав на зем­лю, взносы в уставные фонды финансовых учреждений.

Расходы по категории «Предоставление кредитов и долевое участие» предусматриваются для организаций и учреждений, осуществляющих кредитование других экономических единиц, приобретение ценных бумаг, эмитируемых ими, предоставление различных ссуд государственным предприятиям, финансовым учреждениям, частным предприятиям.

Расходы по категории «Финансирование» осуществляются организациями и учреждениями, погашающими внутреннюю и внешнюю задолженности, в основном, государственными и пра­вительственными структурами.

Необходимо иметь ввиду, что финансирование так называе­мых бюджетных организаций должно организовываться на осно­ве конкурсного отбора программ предоставления их услуг, когда для финансирования из бюджета выбирается программа услуг того учреждения или организации, которая'обеспечит наиболь­шую эффективность (их качество, ассортимент, сроки выполне­ния, приемлемая стоимость и т.д.). Этот принцип оптимальности соответствует требованиям «предельных издержек - выгод» тео­рии предельной полезности применительно к результативности действия любой структуры в условиях рыночной среды.

Прежние принципы финансирования «от достигнутого уров­ня» когда объем финансирования определялся по количественным показателям работы учреждения с последующим сводом смет расходов по отрасли, территории, в государственном бюджете - в условиях новой экономической системы неприемлем. Они олице­творяют затратные подходы к финансированию деятельности ор­ганизаций, состоящих на государственном бюджете и не нацели­вают коллективы на эффективную работу. Более того, подобные принципы требуют все возрастающих объемов финансирования

87-13

в связи с самопроизвольным ростом организаций, практически не отвечающей за эффективное использование предоставляемых средств. Применяемые при этом ограничения при рассмотрении смет расходов финансовыми органами, вышестоящими органи­зациями, мер по сокращению штатной численности персонала носят субъективный характер оценок и действий и не приводят к улучшению результатов деятельности. В целом - это издержки административно-командных подходов к управлению и организа­ции финансирования учреждений, состоящих на бюджете.