Организация страхового дела
В рыночной экономике разрушена монополия государства на страховое дело: вместо единственного органа, проводившего все виды имущественного и личного страхования - Госстраха, на страховом рынке образовалось несколько страховых компаний, предприятий, корпораций, обществ разных форм собственности. Сфера из деятельности охватывает и рисковые виды страхования: страхование биржевых сделок, грузов, кредитов, коммерческих, правовых и других специфических рисков (изменение валютного курса, простоя предприятия при забастовках, военных действий, безработицы, экологических рисков и т.д.).
В связи с реализацией Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы организована Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
Основной задачей корпорации является непосредственное содействие экспорту товаров и услуг казахстанских производителей путем страхования и перестрахования политических и регулятивных рисков. Корпорация проводит маркетинговые исследования для развития экспорта казахстанской продукции, изучение и последующее распространение информации о потенциальных рынках сбыта. Этот инструмент является общепризнанным в мире и призван облегчать экспортные транзакции с финансовой и административной точек зрения. По мере роста отечественного страхового рынка и его готовности страховать риски, связанные с экспортно-импортными операциями, корпорация будет страховать политические риски и распространять коммерческую информации о международных рынках. Она страхует от коммерческих компании несырьевого сектора, занимающихся внешнеторговой деятельностью. В числе страховых продуктов корпорации страхование документарных аккредитивов, факторинговых операций, предотгрузочных рисков, кредита покупателю, кредита поставщика и т. д.
Страховые организации различных форм собственности при осуществлении своей деятельности пользуются равными правами.
Участниками страхового рынка Республики Казахстан являются:
страховая (перестраховочная) организация;
страховой брокер;
страховой агент;
страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель;
актуарий;
уполномоченная аудиторская организация (уполномоченный аудитор);
общество взаимного страхования;
иные физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную со страхованием.
Страховая деятельность является основным видом предпринимательской деятельности, осуществляемой страховой (перестраховочной) организацией.
Страховая (перестраховочная) организация, кроме страховой деятельности, вправе осуществлять следующие виды деятельности:
инвестиционную деятельность в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа;
выдачу своим страхователям займов в пределах выкупной суммы, предусмотренной соответствующим договором накопительного страхования (для страховой организации);
продажу специализированного программного обеспечения, используемого для автоматизации деятельности страховых (перестраховочных) организации;
продажу специальной литературы по страхованию и страховой деятельности на любых видах носителей информации;
продажу или сдачу в аренду имущества, ранее приобретенного для собственных нужд (для страховой (перестраховочной) организации) или поступившего в ее распоряжение в связи с заключением договоров страхования (для страховой организации);
предоставление консультационных услуг по вопросам, связанным со страховой деятельностью;
организацию и проведение обучения в целях повышения квалифика ции специалистов в области страхования (перестрахования);
страховое посредничество в качестве страхового агента;
участие в создании консорциума или простого товарищества.
Страховая организация, осуществляющая деятельность по накопительному страхованию, вправе в пределах выкупной суммы1 предоставлять займы своим страхователям с учетом требований нормативных правовых актов уполномоченного государственного органа.
Учредителями и акционерами страховой (перестраховочной) организации могут быть физические и юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Казахстан с учетом требований, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа.
Государство может быть учредителем и акционером страховой (перестраховочной) организации только в лице Правительства Республики Казахстан.
Организации, более 50% уставного капитала которых принадлежит государству, не гут выступать учредителями и акционерами страховой (перестраховочной) организации.
Государство несет ответственность по обязательствам страховой (перестраховочной) организации, учредителем или акционером которой оно является, в пределах средств, вложенных в ее уставный капитал, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
Страховая (перестраховочная) организация в обязательном порядке формирует следующие коллегиальные органы:
совет директоров - орган управления;
правление - исполнительный орган;
ревизионная комиссия - контрольный орган.
Учредители и акционеры страховой (перестраховочной) организации обязаны оплачивать приобретаемые акции исключительно деньгами в национальной валюте.
Юридическое лицо вправе оплатить акции страховой (перестраховочной) организации деньгами в пределах своего собственного капитала, за вычетом суммы активов, внесенной в качестве оплаты за акции и (или) доли участия в уставном капитале других
* юридических лиц. Настоящее ограничение не распространяется на квалифицированных инвесторов.
Физическим и юридическим лицам запрещается использовать для оплаты акций страховой (перестраховочной) организации средства, полученные взаем, под залог, или иные привлеченные средства.
Минимальный размер уставного капитала создаваемой страховой (перестраховочной) организации должен быть полностью оплачен ее учредителями к моменту ее государственной регистрации.
Реализация государственной политики в сфере страхования, включая обеспечение государственного контроля за положением дел на страховом рынке, осуществляется уполномоченным государственным органом и иными органами государства в пределах их компетенции.
Запрещается вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность страховой (перестраховочной) организации и страхового брокера, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Основными задачами государственного регулирования в сфере страхования являются:
создание и поддержание стабильной страховой системы в Казахстане и формирование инфраструктуры национального страхового рынка;
регулирование страхового рынка и надзор за страховой деятельностью;
законодательное закрепление основ страхования, установление видов обязательного страхования, принципов участия Республики Казахстан в системе международного страхования;
защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей.
Уполномоченный государственный орган - орган государства, осуществляющий функции и полномочия по регулированию страхового рынка и надзору за страховой деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Функции и полномочия уполномоченного государственного органа состоят в следующем:
проводят государственную политику по обеспечению функционирования страховой системы в Республике Казахстан и формированию инфраструктуры национального страхового рынка, защите законных интересов страхователей и иных участников страхового рынка;
определяет принципы и методы регулирования страхового рынка, порядок организации надзора за страховой деятельностью;
выдает разрешения на создание страховых (перестраховочных) организаций, приобретение права контроля над ними, их добровольную реоргани-
зацию и ликвидацию, согласие на открытие филиалов и представительств страховых (перестраховочных) организаций как на территории, так и за пределами территории Республики Казахстан;
выдает лицензии на право осуществления страховой (перестраховочной) деятельности, деятельности страховочного брокера, актуарной деятельности на страховом рынке, аудита страховых (перестраховочных) организаций;
устанавливает пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для страховой (перестраховочной) организации, включая минимальные размеры уставного и собственного капиталов, и обеспечивает контроль за их соблюдением;
осуществляет контроль за деятельностью ликвидационных комиссий ликвидируемых страховых (перестраховочных) организаций;
определяет квалификационные требования для руководящих работников страховых и перестраховочных организаций, выдает согласие на их избрание (назначение);
осуществляет анализ, оценку и контроль финансовой устойчивости и платежеспособности страховой (перестраховочной) организации;
устанавливает порядок учета страховой организацией договоров страхования (страховых полисов);
ведет реестр страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров, актуариев и уполномоченных аудиторов;
определяет перечень, формы, сроки предоставления финансовой и иной отчетности страховыми (перестраховочными) организациями, страховыми брокерами для обеспечения своих контрольных и надзорных функций; налагает санкции на профессиональных участников страхового рынка; принимает решения о приостановлении действия лицензий и отзыве лицензий, выданных профессиональным участникам страхового рынка;
устанавливает по согласованию с уполномоченным государственным органом по вопросам бухгалтерского учета и аудита стандарты бухгалтерского учета страховых (перестраховочных) организаций;
в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, принимает меры по принудительному выкупу акций страховой (перестраховочной) организации;
осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Платежеспособность страховой (перестраховочной) организации определяется ее способностью своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства. Показателями платежеспособности страховой (перестраховочной) организации являются соблюдение ею нормативных соотношений между принятыми обязательствами и активами с учетом их ликвидности.
Финансовая устойчивость страховой (перестраховочной) организации определяется ее способностью сохранять свою платежеспособность в течение всего срока действия принятых обязательств по договорам страхования и перестрахования с учетом возможного неблагоприятного воздействия внешних финансовых и иных факторов. Показатели финансовой устойчивости страховой (перестраховочной) организации включают в себя:
минимальные размеры уставного и собственного капиталов;
стоимость активов и степень их диверсификации;
размеры страховых резервов и иных обязательств;
показатели платежеспособности;
соотношение объемов обязательств по страхованию и перестрахованию;
рентабельность (прибыльность) оказываемых страховых и перестраховочных услуг;
эффективность осуществляемой инвестиционной политики.
Надзор за платежеспособностью и финансовой устойчивостью страховой (перестраховочной) организации и лиц, в отношении которых осуществляется надзор на консолидированной основе, производится посредством установления для них пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов.
Пруденциальные нормативы устанавливаются уполномоченным государственным органом и включают, в частности:
нормативы платежеспособности;
нормативы финансовой устойчивости.
Максимальный объем обязательств страховой (перестраховочной) организации по отдельному договору страхования или перестрахования не может превышать десяти процентов от суммы собственного капитала и страховых резервов.
Страховая (перестраховочная) организация имеет право принять обязательства по договору страхования или перестрахования с превышением этого норматива только при условии, если избыточная часть рисков по исполнению принятых обязательств перестрахована.
При осуществлении перестрахования у страховой (перестраховочной) организации - нерезидента Республики Казахстан собственное удержание
87-30
страховой (перестраховочной) организации - резидента Республики Казахстан обязано составлять не менее пяти процентов от общего объема обязательств, если при этом не нарушается требование максимального объёма обязательств организации по отдельному договору страхования, приведенного выше.
Для обеспечения исполнения принятых обязательств по действующим договорам страхования и перестрахования страховая (перестраховочная) организация обязана иметь сформированные страховые резервы в объеме, рассчитанном актуарием. Средства страховых резервов предназначены исключительно для осуществления страховой (перестраховочной) организацией страховых выплат, связанных с исполнением своих обязательств по действующим договорам страхования и перестрахования.
В случае нарушения законодательства о страховании и страховой деятельности уполномоченный государственный орган вправе направить субъектам страховой деятельности письменное предписание об устранении выявленных нарушений.
Применение санкций к страховой (перестраховочной) организации производится уполномоченным органом либо судом. В качестве санкций уполномоченный государственный орган вправе применить следующие меры:
наложение штрафа;
приостановление действия лицензии;
отзыв лицензии;
принять решение о принудительном выкупе страховой (перестраховочной) организации у ее акционеров и реализовать их новому инвестору;
отстранение от выполнения служебных обязанностей руководящих работников страховой (перестраховочной) организации.
Страховая (перестраховочная) организация может быть ликвидирована по следующим основаниям:
по решению ее акционеров при наличии разрешения уполномоченного государственного органа (добровольная ликвидация);
по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Казахстана.
Страховая (перестраховочная) организация и страховой брокер осуществляют учет проводимых ими операций в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, обязательными для страховой деятельности.
Перечень, формы и сроки предоставления финансовой и иной отчетности страховой (перестраховочной) организации, включая отчетность на консолидированной основе финансовой и иной отчетности страхового брокера, устанавливаются уполномоченным государственным органом.
Страховая (перестраховочная) организация обязана предоставлять уполномоченному государственному органу по его запросу сведения о своем имуществе, в том числе находящемся за пределами Казахстана, о размерах принятых рисков, предоставленных гарантий и поручительств, о
(изведенных, vi. ^й&й^ййЯШ ^^S^^RSKSk*
ншо, сведения об участии в уставных, капиталах юридических, лиц, включая сведения, составляющие тайну страхования, в целях осуществления им контрольных и надзорных функций.
Страховая (перестраховочная) организация проводит ежегодный обязательный аудит своей деятельности. Аудиторские заключение по итогам года является неотъемлемой частью годовой финансовой отчетности страховой (перестраховочной) организации.
Доход страховщика от основной страховой деятельности определяется как разница между страховыми платежами и иными доходами, полученными от страховой деятельности и расходами (выплатой страховых сумм и возмещением расходов по организации страхового дела и созданию его материальной базы, расходов на оплату труда, отчислений в страховые фонды). Доход от предпринимательской деятельности исчисляется в соответствии с правилами, установленными для этих видов деятельности, с учетом того, что налогооблагаемый доход уменьшается на сумму отчислений в резервные фонды.
Развитию страхового рынка способствует действующий порядок налогообложения юридических лиц, которым разрешено относить на вычеты из совокупного годового дохода расходы по страхованию.
Развитие страхования в условиях формирования рыночных отношений осуществляется в следующих направлениях:
активное участие государственного страхования в создании страхового рынка и расширение деятельности альтернативных страховых организаций, прежде всего акционерных страховых компаний; государственная страховая система должна стать одним из элементов рынка, одним из участников конкурентной борьбы, под влиянием которой она будет эволюционировать;
создание обществ взаимного страхования, страхования внутри отрасли, то есть самострахования;
создание страховых предприятий с привлечением иностранного капитала; создание совместных страховых предприятий с зарубежными компаниями, аккредитация представительств ведущих иностранных страховых и брокерских фирм; деятельность совместных и иностранных организаций должна учитывать финансовые и валютные интересы, ориентироваться на проведение страховых операций, содействующих расширению привлечения зарубежных кредитов, инвестиций и технологий, обеспечению стабильности работы предприятий, связанных с экспертом и импортом, с зарубежным рынком оборудования и продукции;
развитие перестрахования в рамках разных государств по страховой защите от крупных и опасных рисков, выходящих за пределы одного государства - землетрясений, экологических катастроф, засухи, или взаимодействие в виде сострахования по упомянутым рискам (организация страховых пулов).
Объективным требованием экономической категории страхования является создание объединения страховых организаций государств членов СНГ и единого централизованного страхового фонда, обеспечивающего нормальное функционирование межгосударственных экономических отношений.
Страховой рынок Казахстана находится в стадии становления: по экономическим и правовым основаниям (длительный кризис, несовершенная законодательная база) он существенно отстает от мирового уровня. В странах с развитыми рыночными отношениями ассортимент страховых услуг достигает 500 видов, в то время как в Казахстане — только 40 видов. Слабо развиты многие виды личного страхования и страхования имущества граждан в связи с низким уровнем доходов населения.
Мировой опыт свидетельствует, что страховое дело является распространенной и выгодной сферой бизнеса, а мощные страховые компании занимают в рыночной экономике твердые позиции, диверсифицируя свою деятельность в смежные отрасли бизнеса, являя собой органичные и финансово-устойчивые рыночные структуры.
- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51