logo
МЕЛЬНИКОВ В

Организация страхового дела

В рыночной экономике разрушена монополия государства на страховое дело: вместо единственного органа, проводившего все виды имущественного и личного страхования - Госстраха, на страховом рынке образовалось несколько страховых компаний, предприятий, корпораций, обществ разных форм собственности. Сфера из деятельности охватывает и рисковые виды страхования: страхование биржевых сделок, грузов, кредитов, коммерческих, правовых и других специфических рисков (изменение валютного курса, простоя предприятия при забастовках, военных действий, безработицы, экологических рисков и т.д.).

В связи с реализацией Стратегии индустриально-инновацион­ного развития Казахстана на 2003-2015 годы организована Госу­дарственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Основной задачей корпорации является непосредственное со­действие экспорту товаров и услуг казахстанских производите­лей путем страхования и перестрахования политических и регу­лятивных рисков. Корпорация проводит маркетинговые исследо­вания для развития экспорта казахстанской продукции, изучение и последующее распространение информации о потенциальных рынках сбыта. Этот инструмент является общепризнанным в мире и призван облегчать экспортные транзакции с финансовой и административной точек зрения. По мере роста отечественного страхового рынка и его готовности страховать риски, связанные с экспортно-импортными операциями, корпорация будет страхо­вать политические риски и распространять коммерческую инфор­мации о международных рынках. Она страхует от коммерческих компании несырьевого сектора, занимающихся внешнеторговой деятельностью. В числе страховых продуктов корпорации стра­хование документарных аккредитивов, факторинговых операций, предотгрузочных рисков, кредита покупателю, кредита постав­щика и т. д.

Страховые организации различных форм собственности при осуществлении своей деятельности пользуются равными права­ми.

Участниками страхового рынка Республики Казахстан явля­ются:

  1. страховая (перестраховочная) организация;

  2. страховой брокер;

  3. страховой агент;

  4. страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель;

  5. актуарий;

  6. уполномоченная аудиторская организация (уполномочен­ный аудитор);

  7. общество взаимного страхования;

  8. иные физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную со страховани­ем.

Страховая деятельность является основным видом предпри­нимательской деятельности, осуществляемой страховой (пере­страховочной) организацией.

Страховая (перестраховочная) организация, кроме страховой деятель­ности, вправе осуществлять следующие виды деятельности:

  1. инвестиционную деятельность в порядке, предусмотренном норма­тивными правовыми актами уполномоченного государственного органа;

  2. выдачу своим страхователям займов в пределах выкупной суммы, предусмотренной соответствующим договором накопительного страхова­ния (для страховой организации);

  3. продажу специализированного программного обеспечения, исполь­зуемого для автоматизации деятельности страховых (перестраховочных) организации;

  4. продажу специальной литературы по страхованию и страховой дея­тельности на любых видах носителей информации;

  5. продажу или сдачу в аренду имущества, ранее приобретенного для собственных нужд (для страховой (перестраховочной) организации) или поступившего в ее распоряжение в связи с заключением договоров страхо­вания (для страховой организации);

  6. предоставление консультационных услуг по вопросам, связанным со страховой деятельностью;

  7. организацию и проведение обучения в целях повышения квалифика ции специалистов в области страхования (перестрахования);

  8. страховое посредничество в качестве страхового агента;

  9. участие в создании консорциума или простого товарищества.

Страховая организация, осуществляющая деятельность по на­копительному страхованию, вправе в пределах выкупной суммы1 предоставлять займы своим страхователям с учетом требований нормативных правовых актов уполномоченного государственно­го органа.

Учредителями и акционерами страховой (перестраховочной) организации могут быть физические и юридические лица - рези­денты и нерезиденты Республики Казахстан с учетом требований, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа.

Государство может быть учредителем и акционером страховой (перестраховочной) организации только в лице Правительства Республики Казахстан.

Организации, более 50% уставного капитала которых принад­лежит государству, не гут выступать учредителями и акционера­ми страховой (перестраховочной) организации.

Государство несет ответственность по обязательствам страхо­вой (перестраховочной) организации, учредителем или акционе­ром которой оно является, в пределах средств, вложенных в ее уставный капитал, если иное не предусмотрено законодательны­ми актами Республики Казахстан.

Страховая (перестраховочная) организация в обязательном по­рядке формирует следующие коллегиальные органы:

  1. совет директоров - орган управления;

  2. правление - исполнительный орган;

  3. ревизионная комиссия - контрольный орган.

Учредители и акционеры страховой (перестраховочной) орга­низации обязаны оплачивать приобретаемые акции исключитель­но деньгами в национальной валюте.

Юридическое лицо вправе оплатить акции страховой (пере­страховочной) организации деньгами в пределах своего собствен­ного капитала, за вычетом суммы активов, внесенной в качестве оплаты за акции и (или) доли участия в уставном капитале других

* юридических лиц. Настоящее ограничение не распространяется на квалифицированных инвесторов.

Физическим и юридическим лицам запрещается использовать для оплаты акций страховой (перестраховочной) организации средства, полученные взаем, под залог, или иные привлеченные средства.

Минимальный размер уставного капитала создаваемой стра­ховой (перестраховочной) организации должен быть полностью оплачен ее учредителями к моменту ее государственной реги­страции.

Реализация государственной политики в сфере страхования, включая обеспечение государственного контроля за положением дел на страховом рынке, осуществляется уполномоченным государственным органом и ины­ми органами государства в пределах их компетенции.

Запрещается вмешательство государственных органов и их должност­ных лиц в деятельность страховой (перестраховочной) организации и стра­хового брокера, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Основными задачами государственного регулирования в сфере страхо­вания являются:

  1. создание и поддержание стабильной страховой системы в Казахстане и формирование инфраструктуры национального страхового рынка;

  2. регулирование страхового рынка и надзор за страховой деятельнос­тью;

  3. законодательное закрепление основ страхования, установление ви­дов обязательного страхования, принципов участия Республики Казахстан в системе международного страхования;

  4. защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей.

Уполномоченный государственный орган - орган государства, осущест­вляющий функции и полномочия по регулированию страхового рынка и надзору за страховой деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Функции и полномочия уполномоченного государ­ственного органа состоят в следующем:

проводят государственную политику по обеспечению функционирова­ния страховой системы в Республике Казахстан и формированию инфра­структуры национального страхового рынка, защите законных интересов страхователей и иных участников страхового рынка;

определяет принципы и методы регулирования страхового рынка, по­рядок организации надзора за страховой деятельностью;

выдает разрешения на создание страховых (перестраховочных) органи­заций, приобретение права контроля над ними, их добровольную реоргани-

зацию и ликвидацию, согласие на открытие филиалов и представительств страховых (перестраховочных) организаций как на территории, так и за пределами территории Республики Казахстан;

выдает лицензии на право осуществления страховой (перестраховоч­ной) деятельности, деятельности страховочного брокера, актуарной дея­тельности на страховом рынке, аудита страховых (перестраховочных) ор­ганизаций;

устанавливает пруденциальные нормативы и иные обязательные к со­блюдению нормы и лимиты для страховой (перестраховочной) организа­ции, включая минимальные размеры уставного и собственного капиталов, и обеспечивает контроль за их соблюдением;

осуществляет контроль за деятельностью ликвидационных комиссий ликвидируемых страховых (перестраховочных) организаций;

определяет квалификационные требования для руководящих работни­ков страховых и перестраховочных организаций, выдает согласие на их из­брание (назначение);

осуществляет анализ, оценку и контроль финансовой устойчивости и платежеспособности страховой (перестраховочной) организации;

устанавливает порядок учета страховой организацией договоров стра­хования (страховых полисов);

ведет реестр страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров, актуариев и уполномоченных аудиторов;

определяет перечень, формы, сроки предоставления финансовой и иной отчетности страховыми (перестраховочными) организациями, страховыми брокерами для обеспечения своих контрольных и надзорных функций; налагает санкции на профессиональных участников страхового рынка; принимает решения о приостановлении действия лицензий и отзыве лицензий, выданных профессиональным участникам страхового рынка;

устанавливает по согласованию с уполномоченным государственным органом по вопросам бухгалтерского учета и аудита стандарты бухгалтер­ского учета страховых (перестраховочных) организаций;

в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, принимает меры по принудительному выкупу акций страховой (перестра­ховочной) организации;

осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с за­конодательными актами Республики Казахстан.

Платежеспособность страховой (перестраховочной) органи­зации определяется ее способностью своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства. Показателями плате­жеспособности страховой (перестраховочной) организации явля­ются соблюдение ею нормативных соотношений между приняты­ми обязательствами и активами с учетом их ликвидности.

Финансовая устойчивость страховой (перестраховочной) ор­ганизации определяется ее способностью сохранять свою плате­жеспособность в течение всего срока действия принятых обяза­тельств по договорам страхования и перестрахования с учетом возможного неблагоприятного воздействия внешних финансовых и иных факторов. Показатели финансовой устойчивости страхо­вой (перестраховочной) организации включают в себя:

  1. минимальные размеры уставного и собственного капита­лов;

  2. стоимость активов и степень их диверсификации;

  3. размеры страховых резервов и иных обязательств;

  4. показатели платежеспособности;

  5. соотношение объемов обязательств по страхованию и пере­страхованию;

  6. рентабельность (прибыльность) оказываемых страховых и перестраховочных услуг;

  7. эффективность осуществляемой инвестиционной полити­ки.

Надзор за платежеспособностью и финансовой устойчивос­тью страховой (перестраховочной) организации и лиц, в отно­шении которых осуществляется надзор на консолидированной основе, производится посредством установления для них пруден­циальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов.

Пруденциальные нормативы устанавливаются уполномочен­ным государственным органом и включают, в частности:

  1. нормативы платежеспособности;

  2. нормативы финансовой устойчивости.

Максимальный объем обязательств страховой (перестрахо­вочной) организации по отдельному договору страхования или перестрахования не может превышать десяти процентов от сум­мы собственного капитала и страховых резервов.

Страховая (перестраховочная) организация имеет право при­нять обязательства по договору страхования или перестрахова­ния с превышением этого норматива только при условии, если избыточная часть рисков по исполнению принятых обязательств перестрахована.

При осуществлении перестрахования у страховой (перестраховочной) организации - нерезидента Республики Казахстан собственное удержание

87-30

страховой (перестраховочной) организации - резидента Республики Казах­стан обязано составлять не менее пяти процентов от общего объема обяза­тельств, если при этом не нарушается требование максимального объёма обязательств организации по отдельному договору страхования, приведен­ного выше.

Для обеспечения исполнения принятых обязательств по действующим договорам страхования и перестрахования страховая (перестраховочная) организация обязана иметь сформированные страховые резервы в объеме, рассчитанном актуарием. Средства страховых резервов предназначены ис­ключительно для осуществления страховой (перестраховочной) организа­цией страховых выплат, связанных с исполнением своих обязательств по действующим договорам страхования и перестрахования.

В случае нарушения законодательства о страховании и страховой де­ятельности уполномоченный государственный орган вправе направить субъектам страховой деятельности письменное предписание об устране­нии выявленных нарушений.

Применение санкций к страховой (перестраховочной) организации производится уполномоченным органом либо судом. В качестве санкций уполномоченный государственный орган вправе применить следующие меры:

  1. наложение штрафа;

  2. приостановление действия лицензии;

  3. отзыв лицензии;

  4. принять решение о принудительном выкупе страховой (перестрахо­вочной) организации у ее акционеров и реализовать их новому инвестору;

  5. отстранение от выполнения служебных обязанностей руководящих работников страховой (перестраховочной) организации.

Страховая (перестраховочная) организация может быть ликвидирована по следующим основаниям:

  1. по решению ее акционеров при наличии разрешения уполномоченно­го государственного органа (добровольная ликвидация);

  2. по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Ка­захстана.

Страховая (перестраховочная) организация и страховой брокер осу­ществляют учет проводимых ими операций в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, обязательными для страховой деятельности.

Перечень, формы и сроки предоставления финансовой и иной отчет­ности страховой (перестраховочной) организации, включая отчетность на консолидированной основе финансовой и иной отчетности страхового бро­кера, устанавливаются уполномоченным государственным органом.

Страховая (перестраховочная) организация обязана предоставлять уполномоченному государственному органу по его запросу сведения о своем имуществе, в том числе находящемся за пределами Казахстана, о размерах принятых рисков, предоставленных гарантий и поручительств, о

(изведенных, vi. ^й&й^ййЯШ ^^S^^RSKSk*

ншо, сведения об участии в уставных, капиталах юридических, лиц, вклю­чая сведения, составляющие тайну страхования, в целях осуществления им контрольных и надзорных функций.

Страховая (перестраховочная) организация проводит ежегодный обя­зательный аудит своей деятельности. Аудиторские заключение по итогам года является неотъемлемой частью годовой финансовой отчетности стра­ховой (перестраховочной) организации.

Доход страховщика от основной страховой деятельности определяется как разница между страховыми платежами и ины­ми доходами, полученными от страховой деятельности и расхода­ми (выплатой страховых сумм и возмещением расходов по орга­низации страхового дела и созданию его материальной базы, рас­ходов на оплату труда, отчислений в страховые фонды). Доход от предпринимательской деятельности исчисляется в соответствии с правилами, установленными для этих видов деятельности, с учетом того, что налогооблагаемый доход уменьшается на сумму отчислений в резервные фонды.

Развитию страхового рынка способствует действующий порядок нало­гообложения юридических лиц, которым разрешено относить на вычеты из совокупного годового дохода расходы по страхованию.

Развитие страхования в условиях формирования рыночных отношений осуществляется в следующих направлениях:

активное участие государственного страхования в создании страхового рынка и расширение деятельности альтернативных страховых организаций, прежде всего акционерных страховых компаний; государственная страховая система должна стать одним из элементов рынка, одним из участников кон­курентной борьбы, под влиянием которой она будет эволюционировать;

создание обществ взаимного страхования, страхования внутри отрасли, то есть самострахования;

создание страховых предприятий с привлечением иностранного капи­тала; создание совместных страховых предприятий с зарубежными компа­ниями, аккредитация представительств ведущих иностранных страховых и брокерских фирм; деятельность совместных и иностранных организаций должна учитывать финансовые и валютные интересы, ориентироваться на проведение страховых операций, содействующих расширению при­влечения зарубежных кредитов, инвестиций и технологий, обеспечению стабильности работы предприятий, связанных с экспертом и импортом, с зарубежным рынком оборудования и продукции;

развитие перестрахования в рамках разных государств по страховой защите от крупных и опасных рисков, выходящих за пределы одного го­сударства - землетрясений, экологических катастроф, засухи, или взаимо­действие в виде сострахования по упомянутым рискам (организация стра­ховых пулов).

Объективным требованием экономической категории страхования яв­ляется создание объединения страховых организаций государств членов СНГ и единого централизованного страхового фонда, обеспечивающего нормальное функционирование межгосударственных экономических от­ношений.

Страховой рынок Казахстана находится в стадии становления: по экономическим и правовым основаниям (длительный кризис, несовершенная законодательная база) он существенно отстает от мирового уровня. В странах с развитыми рыночными отношения­ми ассортимент страховых услуг достигает 500 видов, в то время как в Казахстане — только 40 видов. Слабо развиты многие виды личного страхования и страхования имущества граждан в связи с низким уровнем доходов населения.

Мировой опыт свидетельствует, что страховое дело является распространенной и выгодной сферой бизнеса, а мощные страхо­вые компании занимают в рыночной экономике твердые позиции, диверсифицируя свою деятельность в смежные отрасли бизне­са, являя собой органичные и финансово-устойчивые рыночные структуры.