logo
МЕЛЬНИКОВ В

Расходы на управление

Государственному аппарату управления принадлежит важная роль в хозяйственном строительстве, в проведении в жизнь соци­альной и экономической политики. При помощи органов управле­ния государство осуществляет руководство политической, хозяй­ственной и культурной жизнью страны. Решение новых задач в экономике невозможно без глубокой перестройки и гибкой систе­мы управления, позволяющей полнее реализовать возможности рынка. Государственное, хозяйственное управление нуждаются в постоянном совершенствовании. Суть коренной перестройки управления экономикой - переход от преимущественно админи­стративных к экономическим методам руководства на всех уров­нях, к управлению интересами и через интересы, к широкой де­мократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.

Система органов государственного управления представляет собой совокупность законодательных, исполнительных и пред­ставительных органов всех уровней, а также аппарата хозяй­ственного управления.

Высшим государственным органом законодательной власти является Парламент Республики Казахстан, главой республики, ее исполнительной власти - Президент. Исполнительную власть также осуществляет Прави­тельство.

Исполнительными и распорядительными органами на территории об­ласти, города, района являются местные администрации - акиматы, воз­главляемые акимами, представительными органами - соответствующие маслихаты. Эти органы руководят хозяйственной и другими сферами об­щественной жизни.

Расходы на содержание органов охраны общественного порядка и без­опасности включают содержание органов Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности, внутренних войск, судебных орга­нов, прокуратуры, финансовой полиции, органов по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

Центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство соответствующей отраслью - министерство, ведомство (агент­ство, комитет, комиссия и др.). Они руководят подчиненными им хозяй­ствующими субъектами, объединениями, организациями и учреждениями непосредственно или через находящиеся в их ведении хозяйственные под­разделения (департаменты, управления).

В последнее время создан ряд новых систем межотраслевого, отрасле­вого и территориального управления: национальные компании, корпора­ции, концерны, ассоциации, компании, общества и т.д. с разной степенью централизации функций.

Оптимальной схемой хозяйственного управления считается двухзвен­ная система управления, основным звеном которой в сфере материального производства выступает предприятие.

Расходы на содержание органов государственного управле­ния ежегодно утверждаются в составе расходов бюджетов всех уровней - от республиканского до местных. Бюджетные сред­ства расходуются в соответствии с утвержденной сметой, которая является основным документом, определяющим объем расходов учреждения, целевое направление средств и их поквартальное распределение.

В соответствие с экономической классификацией состав рас­ходов на содержание аппарата управления входят: текущие расхо­ды (расходы на товары и услуги, в т.ч. заработная плата, компен­сационные и прочие денежные выплаты; выплата вознагражде­ния (интереса); субсидии и др. текущие трансфертные платежи); капитальные расходы; предоставление кредитов, долевое участие и финансирование.

Главными документами, определяющими расходы на содер­жание аппарата управления, являются штатное расписание и индивидуальный план финансирования (смета) расходов.

Органы управления, организации и учреждения при формиро­вании штатного расписания руководствуются типовыми струк­турами, типовыми штатами, нормативами численности, схе­мами должностных окладов работников, ставками заработной платы и нормами по другим видам расходов аппарата управле­ния.

Расходы на содержание аппарата управления государствен­ных хозяйствующих субъектов включаются в издержки произ­водства и отражаются в себестоимости продукции, а их коорди­нирующих органов - за счет отчислений от дохода, остающийся в распоряжении хозяйствующих субъектов после уплаты перво­очередных платежей (согласно заключенным договорам о разде­лении полномочий и функций управления).