logo
МЕЛЬНИКОВ В

Бюджет столи­цы (г. Аста­на)

Схема 14.1. Бюджетная система Республики Казахстан

Бюджет города респу­бликан­ского значе­ния (г. Ал­маты)

Государственный бюджет представляет собой свод республи­канского и местных бюджетов без учета взаимопогашаемых опе­раций между ними.

Следует различать по аналогии с понятиями государственный бюджет и республиканский бюджет также бюджет области и об­ластной бюджет: бюджет области - это сводный бюджет, объеди­няющий областной бюджет, бюджеты районов (городов област­ного значения) без учета взаимопогашаемых операций между

ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению.

17 декабря 1991г. был подписан первый закон «О бюджетной системе», который определил бюджетное устройство Казахстана. Основной его иде­ей явилось придание самостоятельности частям бюджетной системы: ре­спубликанского и местных бюджетов. Принцип единства бюджетов разных уровней законом еще не был установлен.

Изменения в экономической и политической сферах, связанные с пере­ходом на рыночную экономику, принятие новой Конституции 30.08.1995г., введении в 1995г. нового налогового законодательства, а также создание органов Казначейства обусловили подготовку Закона РК «О бюджетной системе» 24 декабря 1996г. В законе оговаривались принципы бюджетной системы, регламентировался порядок составления, рассмотрения, утверж­дения бюджета, исполнения и контроля за исполнением. Вводились новые понятия: субвенции, субсидии, официальные трансфетры, государственные гарантии, займы, заимствование и долг, резервы правительства и местных исполнительных органов. Законом доходы государственного бюджета раз­делены на общегосударственные налоги, сборы, платежи и местные нало­ги и сборы. С 1998г. прекращено прямое заимствование у Национального банка.

В 1997г. внедрена новая бюджетная классификация доходов и расхо­дов, позволившая взаимоувязать расходы бюджетов с выполнением про­грамм.

В апреле 1999г. принят третий закон «О бюджетной системе». Для обе­спечения сбалансированности местных бюджетов было внесено единое для всех регионов распределение доходов и установлен механизм бюджет­ных изъятий и субвенций. Проведено разделение доходной части между республиканским и местными бюджетами по видам поступлений; разгра­ничены государственные функции, финансируемые, соответственно, из республиканского бюджета и местных бюджетов. Определено, что сбалан­сированность местных бюджетов будет осуществляться на основе долго­временных размеров официальных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами. Были консолидированы государствен­ные внебюджетные фонды в государственном бюджете. Важным шагом в реформировании бюджетного процесса стала реорганизация Агентства по стратегическому планированию, Министерства экономики и торговли, Министерства государственных доходов и Министерства финансов в 2002г. в Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерство финансов. Тем самым, были разделены функции планирования и исполне­ния бюджета, а процессы стратегического, экономического и бюджетного планирования были консолидированы.

С 2005г. вступил в действие Бюджетный кодекс - единый закон, ре­гламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования

бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном ко­дексе заложены новые принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирова­ния, подходы по формированию доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Свое развитие получила разработка среднесрочного бюджет­ного планирования, упорядочен процесс исполнения бюджета, усилены по­ложения о системе контроля за использованием бюджетных средств. Вво­дится новый механизм перечисления средств в Национальный фонд, кото­рым все официальные трансферты будут перечисляться непосредственно из республиканского или местного бюджета; из районных бюджетов в На­циональный фонд будут перечисляться поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения в соответствии с Земельным кодексом.

Для гармонизации стратегического и бюджетного планирования разра­батывается среднесрочная фискальная политика-документ, определяющий налогово-бюджетную политику на трехлетний период Процесс исполнения бюджета также регламентирован более подробно, введены новые принци­пы бюджетного процесса.

Систематизированы уровни бюджета, подробно расписаны расходы каждого уровня вплоть до бюджета города и района, их поступления и порядок разработки бюджетов. В действующем законодательстве отрегу­лировано только дна уровня бюджетов — республиканский и областной, а нижестоящие сами определяют «правила игры». Чтобы обеспечить про­зрачность и установить единые требования к их деятельности, вводятся со­ответствующие нормы.

Основным мотивом распределения расходов является передача боль­шей части расходов на местный уровень. Каждый бюджет должен иметь определенные, строго очерченные и устойчивые границы Направления рас­ходов в Бюджетном кодексе определены вплоть до сельского уровня госу­дарственного управления Расходы, закрепленные за аулом, будут утверж­даться отдельными программами в районном бюджете администраторами которых будут аппараты акимов аулов и поселков

Введена вертикальная схема внутреннего контроля республиканского и местных бюджетов: внутренний контроль проводит Комитет финансового контроля Минфина. Функции внешнего контроля остаются за Счетным ко­митетом и ревизионными комиссиями маслихатов.

Расширено понятие бюджетных инвестиций, вводится поэтапный отбор инвестиционных проектов, а также порядок оценки эффективности про­ектов. Отменяется заимствование местными исполнительными органами на внешних и внутренних рынках капитала с сохранением права заимство­вания только у вышестоящего бюджета. Расширено понятие бюджетных инвестиций, вводится поэтапный отбор инвестиционных проектов и поря­док оценки эффективности проектов.

Бюджетная система основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности. В Бюджетном кодексе РК к этим общепринятым принципам добавлены прнципы: транспа­рентности, последовательности, эффективности и результатив­ности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов.

  1. Принцип единства означает степень организационно-эконо­мической централизации бюджетной системы. Наиболее полно принцип единства проявлялся в бюджетной системе СССР. В на­стоящее время этот принцип ослаблен в связи с обретением са­мостоятельности местных органов власти и передачей им части прав по распоряжению финансовыми ресурсами.

Единство выражается в существовании, общей системы государ­ственных доходов, действующих на территории страны, единообра­зии государственных расходов. Этот принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования, его взаимос­вязь с социально-экономическим прогнозированием. Задачей прин­ципа единства бюджета является установление эффективного кон­троля со стороны Парламента за движением бюджетных средств.

Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы, использованием единой бюджет­ной классификации и документации, предоставлением необхо­димой информацйи с одного уровня бюджета на другой для со­ставления свода государственного бюджета страны. Единство бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое осуществляется через использование регу­лирующих доходных источников. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

  1. Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, всех собираемых им доходов и производимых расходов, составление такого бюджета, где по каждой статье учитываются все поступления и затраты го­сударства. В мировой практике этот принцип в настоящее вре­мя считается менее целесообразным, поскольку следование ему перегружает бюджет расходами, которые могут быть выделены автономно с самостоятельными источниками доходов. В Казах­стане же принят централизованный способ формирования госу­дарственных финансовых средств, поэтому с 1998г. в государ­ственный бюджет включены средства внебюджетных фондов: пенсионного, социального страхования дорожного, содействия занятости населения. Можно считать как автономный - Нацио­нальный фонд РК

  2. Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальсификации бюджетных росписей. Он предусма­тривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюд­жетных назначений. Реальность определяется обоснованностью расчетов всех источников доходов и направлений расходов, бази­рующихся на показателях прогнозов и программ развития и под­крепленных наличием бюджетных резервов.

  3. Принцип гласности означает требование публиковать дан­ные о доходах и расходах бюджета в печати для ознакомления общественности составом и структурой бюджета, размерами де­фицита и способами его покрытия (сокращение расходов, увели­чение доходов, займы, эмиссия денег.

Условиями нормального и эффективного функционирования низовых - местных бюджетов являются самостоятельность и сбалансированность.

Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджет­ной системы и право использовать бюджетные средства по усмо­трению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами страны.

Сбалансированность бюджетов всех уровней может являть­ся необходимым требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться предель­ные размеры дефицитов бюджетов.

Покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается. Основными формами покрытия дефици­та бюджета является:

выпуск государственных займов;

использование кредитных ресурсов.

С целью уменьшения дефицита или его устранения исполь­зуется секвестр - пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент по всем статьям (кроме защи­щенных) в течении оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется Парламентом ре­спублики и местными органами власти.