logo
МЕЛЬНИКОВ В

Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики

Содержанием финансовой политики государства являет­ся планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные за­дачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факто­ров.

При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выража­ется в последовательном осуществлении таких стадий:

  1. разработка научно-обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

  2. формулировка стратегических и тактических мероприятий финан­совой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;

  3. практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от ра­дикальности экономических преобразований.

Целью финансовой политики в Казахстане является разра­ботка мер и их воплощение через финансовый механизм по обе­спечению экономического роста на основе индустриально-инно­вационного развития, структурной перестройки национального хозяйства, активизации внешнеэкономической деятельности пу­тем интеграции экономики страны в мировое хозяйство, беспе­ребойному и увеличивающемуся финансированию социальных программ. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения в рыночных процес­сах от инфляции, безработицы, потери доходов.

В республике продолжается осуществление программ по углу­блению рыночных реформ, включающих упомянутые направле­ния с выработкой соответствующей финансовой политики и ме­ханизма ее осуществления.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

б) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, сектора­ми национального хозяйства, направление ресурсов на опреде­ленные цели;

в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

При проведении финансовой политики важное значение имеют осуществление следующих принципов финансовой политики:

соблюдение интересов всех участников общественного про­изводства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, прогнозов и планов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;

обеспечение планомерной организации финансовых отноше­ний;

сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и зве­ньях финансовой системы;

создание финансовых резервов (превышение доходов над рас­ходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отрасле­вых финансах);

оптимальное распределение финансовых ресурсов между го­сударством и хозяйствующими субъектами.

В программах развития экономики и углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому оздоровлению экономики и активизации денежно-кредитной политики, развития потре­бительского рынка с расширением доли отечественных производителей, обеспечении стабильности производства, укреплении хозяйственных свя­зей. Основными направлениями развития рыночных отношений являются: поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация эко­номики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфра­структуры.

В соответствии с этими программами финансовая политика и деятель­ность финансовой системы в переходный период к рынку направлены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную их мобилизацию в бюджет, другие целевые фонды бесперебойное финан­сирование мероприятий, предусмотренных программами и планами со­циального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием материальных, трудовых и денежных ре­сурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обе­спечения устойчивого экономического роста.

Как ближайшая цель - решить проблему финансового оздоровления национального хозяйства на основе стабилизации экономики.

Финансовая политика - общее направление политики, вклю­чая финансовую политику хозяйствующих субъектов, политику финансового рынка, страхования. Из финансовой политики вы­деляется фискальная политика - то есть налогово-бюджетная по­литика государства.

Термин «фискальная политика» заимствован из западных теорети­ческих концепций и практики, под которым подразумевается комплекс­ное понятие государственной налогово-бюджетной политики и меха­низма ее реализации в экономических процессах. Фискальная политика охватывает распределительные и перераспределительные действия по изъятию налоговых платежей, размещению ресурсов при производстве «общественных товаров», их распределению, движению трансфертных потоков денежных средств, других действий правительства и местных органов по использованию финансов в экономической и социальной сферах.

Фискальная политика проводится как дискреционная, то есть как со­знательное манипулирование государственными налогами и расходами с целью изменения реального объема национального производства, занято­сти, контроля инфляции, ускорения экономического роста. В зависимости от характера экономического цикла может проводиться стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. Недискреционная фискальная политика предполагает действие автоматических или «встроенных ста­билизаторов» («встроенная стабильность») под которыми понимается ва­рьирование государственными расходами налоговыми и изъятиями про­порционально объему национального продукта в разных фазах экономиче­ского цикла - подъеме или спаде.

Различают также фискальную политику в отношении бюджетного де­фицита (подробнее эти вопросы изложены в главах 14.4 и 21.3).

В Казахстане фискальная политика разрабатывается Прави­тельством на среднесрочный период - 3 года, с ежегодным уточ­нением основных параметров и мероприятий в зависимости от меняющихся внешних и внутренних условий развития страны. При этом корректируются цель и задачи фискальной политики и ее составляющих - налоговой, бюджетной политик, политики государственного заимствования, а также механизмов их реали­зации.

Так, в правительственной программе по Среднесрочной фискальной политике на 2005-2007 годы основной целью этой политики является по­вышение конкурентоспособности экономики страны, выражающееся в устойчивом экономическом развитии и росте благосостояния граждан во всех регионах.

Достижению данной цели будет способствовать решение следующих основных задач:

диверсификация отраслей экономики, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике; снижение доли теневой экономики;

сокращение размера государственного долга по отношению к ВВП, оптимизация его структуры;

развитие инфраструктуры и человеческого капитала; повышение качества предоставляемых государством услуг.

Кроме того, фискальная политика, являясь важнейшей составляющей общеэкономической политики государства, в планируемом периоде должна будет содействовать поддержанию установленного коридора по среднего­довому уровню инфляции, устойчивости платежного баланса, росту конеч­ного потребления товаров и услуг и накопления капитала.

Реализация задач фискальной политики на 2005-2007 годы будет осу­ществляться по следующим основным направлениям:

совершенствование налогового законодательства и администрирования; совершенствование механизмов использования нефтяных доходов госу­дарства через Национальный фонд Республики Казахстан;

поддержание расходов на уровне, обеспечивающем, с одной стороны, эффективное выполнение в полном объёме государственных функций и со­действие макроэкономической стабильности - с другой стороны;

повышение результативности и эффективности государственных рас­ходов, в том числе путем дальнейшего внедрения методов бюджетного про­граммирования на всех этапах бюджетного процесса;

упорядочение процесса подготовки, рассмотрения, отбора инвестици­

онных проектов с целью обеспечения системности эффективного форми­рования расходов бюджета, направляемых на развитие;

совершенствование межбюджетных отношений, установление четко­го разграничения доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы.