Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
Хозяйствующий субъект, как основное звено экономики, функционирует при многообразии форм собственности и хозяйствования. развитии товарно-денежных отношений и рынка.
Разграничение хозяйствующих субъектов по организационноправовым формам влечет различия в организации их финансов: формировании капитала, финансирования производственно-хозяйственной деятельности, распределении результатов хозяй- Ч'.икиния.
Имеются особенности формирования фондов субъектов хозяйствования в зависимости от форм собственности. Например, финансовые фонды производственных хозяйствующих субъектов • рл имея за счет собственных источников (амортизационных числений, чистого дохода; кредитов банков; средств от выпу- v ка ценных бумаг; у государственных предприятий эти источники средств дополняются в необходимых случаях ассигнованиями из бюджета и внебюджетных фондов; у кооперативов - средства паевых взносов челнов кооперативов. На практике чаще всего встречаются смешанные формы образования фондов по их источникам, обусловленные смешанными формами собственности. Например, в государственных кооперативах, где государству принадлежат большая часть основных и оборотных фондов, паевые взно.сы работников играют второстепенную роль. То же самое и в государственных акционерных обществах.
Соответственно формированию исходных фондов производства распределяются и используются финансовые результаты хозяйственной деятельности: чистый доход; процентный доход; дивиденды; паевые доходы; возмещение расходов бюджета (бюджетных кредитов) и внебюджетных фондов.
Организация финансов хозяйствующих субъектов, функционирующих на паевой основе - хозяйственных товариществ, кооперативов, совместных предприятий - определяется особенностями формирования средств таких предприятий и последующего распределения полученных доходов в соответствии с долей в имуществе каждого участника.
Учредители и участники таких хозяйствующих субъектов осуществляют свои в виде денежных средств, различных видов имущества (зданий, сооружений, оборудования и др.), имущественных прав (прав пользования землей, природными ресурсами, имуществом, интеллектуальной собственностью).
Законодательством определено, что хозяйственное товарищество - коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, с разделенным на вклады (доли) учредителей (участников) уставным фондом, имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Установлены следующие формы хозяйственных товариществ’.
полное;
простое;
коммандитное1;
товарищество с ограниченной ответственностью;
товарищество с дополнительной ответственностью;
акционерное общество.
Доход и убытки полного товарищества распределяются между участниками пропорционально размеру их вкладов в уставной
фонд товарищества, если иное не предусмотрено учредительным договором или соглашением участников; то же предусмотрено по коммандитному товариществу с ограниченной ответственностью.
Применительно к акционерным обществам определенные особенности финансовых отношений, проявляются в применении акций как средства финансирования производственных и коммерческих потребностей Этому способствует разнообразие организационных форм деятельности акционерных обществ: они могут быть обществом с полной или ограниченной ответственностью. Оказывает влияние на организацию финансов разнообразие категорий акций (акции предприятий, акции трудового коллектива, акции акционерных обществ,), их видов (привилегированные, именные, на предьявителя). Более подробно механизм акционирования рассмотрен в главе «Финансовый рынок».
Балансовый чистый доход акционерного общества определяется в порядке, предусмотренном законодательством. Чистый доход (после уплаты налогов) остается в распоряжении общества и распределяется между акционерами в виде дивиденда, перечисляется в резервы, на развитие производства или иные цели, предусмотренные решением общества собрания. Открытое акционерное общество обязано создать резервный фонд в размере на менее 15% уставного фонда.
Акционерное общество не вправе выплачивать дивиденды по простым акциям:
при отрицательном собственном капитале общества;
если общество отвечает признакам неплатежеспособности или несостоятельности.
Общество в соответствии с уставом может выделить определенный процент дохода после уплаты налогов для распределения среди служащих, в том числе в виде денежного вознаграждения или акций. Дивиденды могут вытачивать в виде акций (капитализация дохода), облигациями, товарами, если это предусмотрено уставом.
Акционерная форма собственности эффективно действует в экономически развитых странах и является общепризнанной в мировой практике. Она приобщает массу мелких собственников - держателей акций к участию в формировании средств тех предприятий или отраслей, которые наиболее эффективны в данный период, создает возможность перелива финансовых ресурсов в наиболее приоритетные сферы деятельности. К достоинствам акционерной формы относится возможность создания достаточно крупных предприятий, недоступных для индивидуальных владельцев средств и даже для отдельных финансовых институтов. Размер акционерного предприятия сообразуется лишь с масштабами рыночного спроса на его продукцию, управляемостью, перспективами
развития рынка. Важнейшим преимуществом акционерной формы является также возможность участия одного предприятия в деятельности другого путем приобретения его акций. При этом используются разные варианты:
участие в предприятиях-поставщиках сырья;
участие в аналогичных предприятиях, расположенных в других регионах, для владения рынком;
участие в торговых и транспортных предприятиях, обеспечивающих устойчивый сбыт продукции;
участие в наиболее доходных предприятиях с целью получения прибыли.
В условиях рынка акционерные общества обладают большей устойчивостью по сравнению с субъектами других организационно-правовых форм. Это достигается за счет временного отказа от распределения дохода (прибыли) в интересах становления общества, завоевания им рынка, осуществления дополнительных капиталовложений, нацеленных на обеспечение более стабильной доходности и получение существенного роста дохода в будущем. Действие принципа «ограниченной ответственности», то есть материальной ответственности только по вложенным в акции средствам, является предпосылкой доля учреждения достаточно рискованных (с точки зрения получения быстрой отдачи и высокой доходности) предприятий, которые на основе индивидуальных средств могли не возникнуть.
Значительное место в экономике занимает государственный сектор. В этом секторе функционируют следующие виды предприятий;
основанные на праве хозяйственного ведения, которое является вещным правом предприятия, получившего имущество от государства как собственность и осуществляющего в пределах законодательства права владения, пользования и распоряжения этим имуществом;
основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), которое является вещным правом предприятия, получившего имущество от собственника и осуществляющего его в пределах, законодательства в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
Государственное предприятие обязательно выполняет заказ государства. Назначение государственных предприятий: решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства:
материальное обеспечение обороноспособности государства и защиты интересов общества;
производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах, которые не охвачены, либо недостаточно означены частным сектором;
осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства.
В Казахстане, государственном секторе действуют крупные национальные компании, через которые сохраняется влияние и доля государства в стратегически важных секторах экономики, обеспечивающих экономическую безопасность страны.
Уполномоченный орган по отношению к предприятию выполняет функции собственника и органа государственного управления. Собственник решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, контроль за сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части дохода от использования имущества предприятия. Доля прибыли, подлежащая отчислению собственнику фиксируется в ежегодно устанавливаемом уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов нормативе распределения дохода.
Размер уставного фонда определяется учредителем, но не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества.
Предприятие обязано формировать резервный фонд в размере, определенном его уставом. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков, исполнение обязательств перед бюджетом, погашение государственных кредитов и выплату вознаграждений (интересов) по ним и в случае недостаточности иных средств предприятия.
Казенные предприятия могут создаваться для:
выполнения горноспасательных и иных специальных работ и чрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий;
содержания и развития сети государственных автомобильных дорог и других объектов инфраструктуры, для которых законодательством установлен порядок финансирования;
деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, эксплуатации общереспубликанских и международных линий связи;
производство топографо-геодезических и картографических работ;
осуществления производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения, охраны природы, образования, социальной защиты, науки и культуры.
Цены на товары (работы, услуги) производимые и реализуемые казенными предприятиями устанавливаются уполномоченным органом. Деятельность казенных предприятий финансируется за счет собственного дохода по смете, утверждаемой уполномоченным органом. В случае недостаточности у предприятия собственных средств для покрытия его расходов недостающие средства выделяются из соответствующего бюджета. Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.
Дочернее предприятие - юридическое лицо, созданное другим государственным предприятием за счет своего имущества. Правом создания дочернего предприятия пользуются лишь предприятия на праве хозяйственного ведения. Дочерние предприятия создаются в целях разукрупнения основного предприятия, преобразования филиалов основного предприятия и самостоятельные юридические лица, создания дополнительных и специализированных производств для повышения эффективности основного производства, освобождения от несвойственных ему видов деятельности и функций.
Одной из эффективных организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности являются совместные предприятия с участием иностранных фирм. Организуются совместные предприятия разного характера деятельности - производственные, торговые, сервисные. Совместные предприятия должны соблюдать действующее законодательство, работать на основе собственных планов, коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования, располагать общим уставным фондом, самостоятельным балансом. Имущество совместного предприятия образуется за счет вкладов (взносов) участников в размере, определенном договором. Иностранному участнику гарантируется выплата причитающейся ему доли дохода, а в случае ликвидации совместного предприятия или выхода из него - других активов. Совместные предприятия уплачивают установленные законодательством налоги, при ликвидации совместного предприятия неиспользованная сумма его резервного фонда подлежит налогообложению по действующим ставкам. Доход, за вычетом сумм по взаимоотношениям с бюджетом и сумм, направляемых на создание и пополнение фондов, распределяется между участниками пропорционально долевому участию в уставном фонде, если иное не предусмотрено договором о создании предприятия. Законодательством установлен порядок образования и функционирования в республике совместных предприятий с участием зарубежных фирм. Доля в капитале предприятия определяется по договоренности. Партнером представляются необходимые гарантии, в том числе перевод за границу в валюте части дохода, причитающегося им после уплаты налогов, возможность вложения дохода в расширение производства, участие в управлении, правовую охрану их собственности на территории республики.
Кооперативный сектор экономики является одним из звеньев единого хозяйственного комплекса. Развитие форм собственности в условиях рыночных отношений открывает широкий простор для возрождения этой демократической формы хозяйствования в новых сферах деятельности и расширения в традиционных. В системе кооперации функционируют кооперативы двух основных типов: производственные и потребительские.
Производственные кооперативы осуществляют производство товаров, продукции, работ, платных услуг предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. Сфера их деятельности весьма многообразна: производство, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, изделий производственно-технического назначения, изготовление товаров широкого потребительского назначения, оказание различных материальных услуг. Законом «О производственном кооперативе» установлено, что производственный кооператив — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов (паев). Производственный кооператив является коммерческой организацией и юридическим лицом. Отличия организационно-правовой формы кооператива от акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью:
личное трудовое участие членов в деятельности (в ЗАО и ТОО члены только вносят вклад), то есть более справедливая система получения дохода, не только за счет рентного характера его извлечения;
наличие дополнительной ответственности, то есть участник отвечает по обязательствам не только вкладом в уставной фонд, но и личным имуществом;
демократичная форма управления, широкие права членов кооператива (один голос независимо от величины пая);
не предусматривается обязательного формирования уставного фонда и его размера (фиксированного);
распределение дохода производится в соответствии с трудовым участием, то есть доходы имеют трудовое происхождение.
Потребительская кооперация удовлетворяют потребности своих членов и других граждан в торговом и бытовом обслуживании. Потребительские кооперативы могут развивать также разнообразную производственную деятельность, то есть быть кооперативами смешанного типа. Низовые звенья в потребительской кооперации объединены в районные, областные, республиканскую организации. Особенностью деятельности потребкооперации является то, что основные и оборотные фонды являются кооперативной (совместной) собственностью, образуемой за счет вступительных и паевых взносов членов-пайщиков и дохода от хозяйственной деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51