logo
МЕЛЬНИКОВ В

Финансовые показатели

В управлении и планировании хозяйственно-финансовой де­ятельностью используются финансовые показатели - плановые, отчетные или расчетные данные, характеризующие различные стороны деятельности, связанной с образованием и использова нием денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, отраслей и национального хозяйства в целом. Выражаются в аб­солютных и относительных (нормах) величинах. Финансовые показатели количественно и качественно отражают определен­ную финансовую категорию, субкатегорию, элемент финансовых отношений.

Важнейшими финансово-экономическими показателями на уровне предприятий и организаций являются:

Ряд показателей применяются при приватизации имущества предпри­ятий (остаточная и оценочная стоимость имущества, показатели образова­ния и использования фонда приватизации и др.).

В финансовой работе используются также общеэкономические показа­тели:

затраты на одну денежную единицу выпускаемой продукции (на 1 тенге продукции);

снижение себестоимости продукции, расходов периода, сокращение из­держек обращения в торговле;

объем капитальных вложений (инвестиций);

мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

При налогообложении применяются следующие специфические по­казатели:

Большинство упомянутых финансово-экономических показателей ис­пользуется на уровне вышестоящих организаций, министерств, ведомств для характеристики результатов работы в целом по группе предприятий, отрасли. Наряду с ними в этих организациях могут использоваться и дру­гие специфические показатели, характеризующие только данную отрасль, в строительстве - сметная стоимость и себестоимость строительства, объ­ем незавершенного строительства; издержки обращения посреднических (снабженческих и сбытовых организаций), торговли и другие.

В бюджетных организациях и учреждениях применяются показатели расходов в целом и по отдельным элементам: категориям, классам, под­классам, спецификам (см. раздел 9.3).

К сводным финансовым показателям относятся показатели доходов и расходов бюджетов, а также их отдельных составляющих и их удельные веса; суммы дефицитов бюджетов; отношение (в процентах) доходов, рас­ходов, дефицита (профицита) государственного бюджета к валовому вну­треннему (национальному) продукту.

На уровне национального хозяйства финансовые показатели характеризуют объем и структуру финансовых ресурсов государ­ства, их распределение через государственный бюджет и другие финансовые планы, рентабельность различных отраслей нацио­нального хозяйства и долю дохода, мобилизуемую в бюджет. Для получения обобщающей оценки эффективности формирования финансовых ресурсов государства служат показатели, характе­ризующие отношение объема финансовых ресурсов к валовому национальному продукту.

При исчислении финансовых показателей используется нормы и нормати­вы. Норма (от лат. - порядок, правило, образец, руководящее начало) - мери­ло, установленная мера, количество или размер ресурсов. Норматив (от лат.

Нормы и нормативы выражаются в относительных или абсолютных величинах (процентах, коэффициентах, натуральных единицах измерения продукции, времени, денежном измерении).

В финансовом планировании применяются минимальные, средние и максимально предельные нормы и нормативы образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Нормы и нормативы предназначены для научного обоснования финан­совых планов, прогнозов, программ, поскольку исчисляются путем ис­следований и экспериментальных проработок экономических процессов, прогрессивных направлений технического развития, организации произ­водства и труда; при этом применяются аналитические, статистические и математические методы вычислений норм и нормативов.

В сводном финансовом планировании используются преимущественно средние нормы и нормативы, в планировании финансовых результатов кон­кретных хозорганов - индивидуальные.

Финансовые нормы и нормативы подразделяются также на утвержда­емые и расчетные. Утверждаемые устанавливаются действующим законо­дательством, расчетные используются при внутреннем планировании. К утверждаемым относятся ставки налогов, нормы отчислений на социаль­ные нужды во внебюджетные фонды; к расчетным - нормы отчислений и нормативы образования фондов накопления и потребления хозорганов, фонда ремонта основных фондов и другие, регулирующие финансовую де­ятельность хозяйствующих субъектов.

Различаются также единые нормы и нормативы, например, нормы амортизационных отчислений для разных хозобъектов и отраслей, и диф­ференцированные - нормы и нормативы оборотных средств, которые не­одинаковы у разных хозяйствующих субъектов.

Многие финансовые показатели одновременно являются нормами, нор­мативами или лимитами: например, уровень рентабельности, наименова­ние разных финансовых фондов является и показателем, и нормативом или лимитом. Таким образом, наблюдается тесное переплетение, взаимосвязь и взаимодействие этих подвижных элементов финансового механизма в про­цессах планирования и прогнозирования финансовых результатов хозяй­ственной деятельности.