Краткая история налогов Казахстана
В связи с неразвитостью товарно-денежных отношений налоги взимались в натуральной форме. Например, в Казахстане до середины XIX века эквивалентом - заменителем денег был скот (преимущественно овцы, лошади), в переводе на стоимость которых оценивались другие товары.
Общинники-скотоводы кочевали на землях, принадлежащих феодалам и обязаны были платить им земельную ренту - 20-ю часть скота в скотоводческих районах - зекет и 10-ю часть урожая в земледельческих районах
ушур. Кроме того, они делали так называемые «добровольные» подношения своему феодалу скотом -согым (наиболее упитанным, предназначенным для осеннего забоя) и мясом (сыбага). Большая часть зекета и ушура шла в пользу ханов. Они брали также судебную пошлину (ханлык) - 1/10 сумму судебного иска, пошлины с проходивших через кочевья караванов. Во время войн источником доходов феодалов была еще и военная добыча - ясырь.
Формой обогащения феодалов был сауын - «родовая помощь» - отдача ими своего скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться молоком и шерстью, но обязаны были потом возвращать скот с приплодом.
;• Кокандское ханство взимало с казахов-земледельцев харадж — 2/3 урожая.
В 1834г. была введена раскладочная система налогообложения - от имени хана указывалась предполагаемая сумма, которую должны казахские лица распределяли по своему усмотрению между плательщиками, а владельцы феодально-родовой верхушки от уплаты были освобождены.
В 1841г. зекет взимался только в денежной форме (по принципу раскладочной системы) - серебром, а согым - деньгами или скотом (по желанию). Позже зекет взимался от количества скота, а согым - от числа кибиток. Раскладочная система не учитывала изменение во времени числа скота и кибиток (что быстро менялось) и не была уравнительной.
После отмены в 1855-56гт. специальными Манифестами недоимок самодержавие ввело «окладочную подать», хотя в её основе лежала та же ханская раскладка.
Были и другие повинности: «кибиточная подать» - за проживание за пределами орды - на внутренних землях;
«билетный сбор» - при найме в работники к линейным жителям;
акциз - за перепуск скота за линию на казачьи земли и др.
После установления Советской власти, с 1917 года, финансовое обеспечение потребностей государства осуществлялось, в основном, путем контрибуций с имущих слоев населения, что, однако, не обеспечивало регулярного поступления средств. Поэтому, начиная с 1918 года вводится высокопрогрессивное подоходно-поимущественное налогооблжение: подоходный налог, промысловый налог, налог на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий, налог с недвижимых имуществ, единовременный налог, акцизы на табак, спирт и некоторые другие товары. С 1919 года была введена продовольственная разверстка «зерновых хлебов и фуража» в связи с резким обесценением денег в условиях военной интервенции. Практически произошла натурализация экономических отношений (заработной платы, социальных выплат, налогов). Характерными для периода военной интервенции и гражданской войны (период «военного коммунизма») были натуральный и единовременные чрезвычайные революционные налоги. В 1918 году вводится продовольственный налог - «продналог».
С переходом, начиная с 1921 года к новой экономической политике
«нэп» возрождаются денежные формы налогов: косвенные - акцизы и прямые: промысловый, подоходно-поимущественный, с 1923 года для крестьянства введен единый сельскохозяйственный налог (объединивший продовольствееный, трудгужевой, подворно-денежный, общегражданский налоги), который частично еще взимался в натуральной форме.
Финансовые реформы 1930-1932 годов унифицировали множественность налоговых платежей в два основных платежа: для государственных предприятий - налог с оборота (объединены акцизы и промысловый налог) и отчисления от прибылей (концентрировавших накопления социалистических предприятий и хозяйственных организаций), для кооперации - налог с оборота и подоходный налог. Население в городах уплачивало подоходный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды культурно-бытового и жилищного строительства, сельское население — сельскохозяйственный налог с колхозов и населения, культжилсбор, единовременный налог с единоличных крестьянских хозяйств.
С началом Великой Отечественной войны был введен для граждан военный налог, надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогам. В 1941 году введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. С 1942 года установлены пять местных налогов и сборов: налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках.
Вплоть до конца 90-х годов основными налоговыми источниками оставались поступления от социалистического хозяйства — до 92% всех доходов государственного бюджета: налог с оборота - до 30% доходов, отчисления от прибыли (в форме платы за производственные фонды, фиксированных (рентных) платежей, свободного остатка прибыли) — до 29% поступлений в бюджет; кооперативно-колхозные предприятия и предприятия общественных организаций вносили в бюджет подоходный налог. К другим доходам бюджета относились: доходы от внешней торговли (монополия государства), лесной доход, плата за воду, отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение затрат по геологоразведочным работам и некоторые другие. Поступления от населения включали: подоходный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельхозналог, земельный налог (для сельских жителей), налог с владельцев строений, налог с индивидуальных владельцев транспортных средств. Однако, налоги с населения занимали только 8% от всех поступлений в государственный бюджет.
С началом рыночных преобразований начали функционировать новые виды налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.
С обретением независимости в Казахстане начала создаваться собственная налоговая система.
Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 24 декабря 1991г. практически являлся скопированным вариантом налогового законодательства РФ, в результате чего в Казахстане сформировалась 3-х звен- ная налоговая система федеративного государства. Наличие множества платежей, расчетной базой которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот сделали налоговую систему неэффективной и неуправляемой.
С 1992 по 1995 гг. (июнь) в Республике Казахстан функционировало 43 вида налогов и сборов:
- общегосударственных;
10 - общеобязательных местных налогов и сборов;
- местных налогов и сборов.
Согласно Указу Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. количество налогов
11, а с учетом изменении и дополнении с 1999г. по 2001г. их количество увеличилась до 18. В 1999г. был введен социальный налог по ставке 26% от объекта обложения (с 1.07.01г. ставка снижена до 21%, а с 2004 г. - действует регрессивные ставки - от 20% до 7%) вместо страховых взносов в размере 30% от ФОТ юридических лиц (в Пенсионный фонд - 23,5%; в Фонд обязательного медицинского страхования - 3%; Фонд социального страхования - 1,5%; в Государственный фонд занятости населения - 2%). Если в 1998 г. доля внебюджетных фондов в государственном бюджете составляла 18,4%, то доля социального налога в 1999 г. - 17,9%.
Налог на добавленную стоимость (НДС) введен вместе налога с оборота и налога с продаж с 1992 г. при ставке 28%, для предприятий общественного питания -13%, по продуктам первой необходимости (в основном - питания) - 10%. Ряд товаров и услуг освобождался от налогообложения: услуги по предупреждению и ликвидацию стихийных бедствий, услуги учреждения культуры, искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурнопросветительские мероприятия, продукция обществ инвалидов, строительство жилья, товары детского ассортимента. С 1.01.03 ставки установлены в 20% и 16,67% (по товарам, услугам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам, включающим НДС). С 2002г. ставка НДС -16%, с 2004-15%.
Налог на прибыль введен с 1991 г. взамен платежей и отчислений от прибыли (плата за фонды, отчисления свободного остатка прибыли). Его ставки устанавливались от 10 до 70%:
для предприятий, объединений и организаций - 25%; для коммерческих банков и страховых организаций — 45%; для потребительских кооперативов и коммунального хозяйства - 20%; для общественных организаций, их предприятий, религиозных организаций и их предприятий -35%;
для производственных кооперативов - не больше 35% (установленные местными советами народных депутатов);
для сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельхозпродукций — 10% (мясной, молочной, хлебопекарной); для остальных предприятий АПК - 25%; для предприятий бытового обслуживания - 15%; для фондовых и сырьевых бирж, брокерских контор и фирм, предприятий посреднической и коммерческой деятельности - 55%;
доходы по дивидендам и процентам от акций, облигаций, ценных бумаг
15%;
казино, видео салоны, прокат видео- и аудио кассет, игровых автоматов, от массовых концертно-зрелищных мероприятий - 70%.
Эта система не обеспечивает равенства всех форм собственности и видов деятельности, имелось много льгот, что усложняло контроль. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1.01.1994 г. «О налогообложении прибыли и доходов предприятий» объектом налогообложения
87-15 устанавливалась балансовая прибыль - сумма всех доходов, уменьшенная на сумму всех расходов. Ставка налога - 30%, а прибыль от банковской и страховой деятельности - 45%, доходы от дивидендов и процентов - 15%.
С 1995 г. введена основная ставка 30% для юридических лиц и дифференцированные ставки для отдельных категорий плательщиков и видов доходов (отЮ до 20%).
В 2001 году принят новый закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (введен с начала 2002 г.), в котором дополнены и изменены положения и нормы налогообложения в связи с изменившимися экономическими и социальными условиями в стране.
- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51