logo
МЕЛЬНИКОВ В

Классификация финансового контроля

Классификация финансового контроля основана на различиях в субъектах, времени проведения контрольных действий, при­емах (способах) проведения контроля. Исходя из этих признаков финансовый контроль подразделяется по трем направлениям: ви­дам, формам, методам его осуществления.

В зависимости от субъектов (органов или организаций, осу­ществляющих контроль) выделяются следующие виды финансо­вого контроля (см. схему 6.1).

Схема 6.1.Классификация финансового контроля по видам

Финансовый контроль

Общегосударственный

Общественный

Государственный

Ведомственный

Контроль общественных орга­низаций, профсоюзных, пар­тийных, массовых движений, научно-технических, культур­но-просветительных, спортив­ных, творческих, ветеранских, различных фондов

Внешний

Внутрен­

ний

Внутриведом­

ственный

Парламентский (депутатский) контроль

АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ

Государственный финансовый контроль (внешний и вну­тренний) - проверка соответствия законодательству Республики Казахстан деятельности объектов государственного финансово­го контроля в части исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению республиканского и местных бюджетов, оцен­ки их исполнения, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остаю­щихся в их распоряжении.

Внешний контроль -государственный финансовый контроль, осуществляемый Счетным комитетом по контролю за исполнени­ем республиканского бюджета и ревизионными комиссиями Мас­лихатов.

Внешний контроль осуществляется:

  1. на республиканском уровне- Счетным комитетом по кон­тролю за исполнением республиканского бюджета;

  2. на местном уровне - ревизионными комиссиями Маслиха­тов.

Внутренний контроль — государственный финансовый кон­троль, осуществляемый центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля.

Внутренний контроль осуществляется центральным упол­номоченным органом по внутреннему контролю и службами вну­треннего контроля.

Объекты государственного финансового контроля - Пра­вительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы, государственные органы, ответственные за взимание и контроль поступлений в бюджет, государственные учреж­дения, финансируемые из республиканского и местных бюд­жетов, их подведомственные организации, получатели бюджет­ных средств, физические и юридические лица, использующие гранты, активы государства, гарантированные государством займы.

Государственный финансовый контроль подразделяется на следующие типы:

  1. контроль на соответствие — оценка соответствия дея­тельности объекта государственного финансового контроля тре­бованиям законодательства Республики Казахстан;

  2. контроль финансовой отчетности - оценка достовер­ности, обоснованности и своевременности составления и пред­ставления финансовой отчетности объектом государственного финансового контроля;

  3. контроль эффективности — проверка и оценка эко­номичности, результативности и продуктивности, с которыми объект государственного финансового контроля использует сред­ства республиканского или местных бюджетов, активы государ­ства, гарантированные государством займы, деньги от реализа­ции государственными учреждениями товаров (работ, услуг), гранты.

Государственный финансовый контроль осуществляется в следующих видах:

  1. комплексный контроль — проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля за конкрет­ный период сплошным методом;

  2. тематический контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля по отдельным вопросам за конкретный период сплошным методом;

  3. встречный контроль-контроль третьих лиц, связанный с необходимостью получения информации в отношении объекта государственного финансового контроля, который заключается в сопоставлении документов, связанных между собой един­ством операций. Встречный контроль проводится исключи­тельно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного финансового контроля и в рамках проверяе­мого вопроса.

Все представительные органы осуществляют финансовый контроль при ежегодном рассмотрении проекта соответствующе­го бюджета и отчета об исполнении его на сессиях. Важные кон­трольные функции выполняют планово-бюджетные и отраслевые постоянные комиссии представительных органов, которые пред­варительно, до начала сессии, рассматривают проект бюджета и отчет об его исполнении.

Правительство, аппарат местных администраций не только направляют контрольную деятельность подведомственных им органов, в том числе и финансово-кредитных, но и сами непо­средственно осуществляют финансовый контроль. Правитель­ство контролирует составление и исполнение государственного бюджета, осуществляет финансовую политику государства. Со­ответственно своим полномочиям контрольные функции выпол­няют исполнительны органы на местах.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется в пре­делах полномочий отдельного министерства, ведомства за дея­тельностью входящих в их систему (подчиненных, курируемых, подведомственных) предприятий, организаций, учреждений.

К основным задачам ведомственного контроля: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собствен­ности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состо­янием контрольно-ревизионной работы, пресечение фактов бес­хозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяй­ственный контроль, то есть контроль, осуществляемый на кон­кретных хозяйствующих субъектах (фирмах, компаниях, органи­зациях, учреждениях). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности как ее необходимое условие. Этот вид контроля способствует повышению ответственности первичных звеньев производства за эффективное использование производственных фондов, финансовых ресурсов, направлен на снижение потерь, различных нарушений финансовой дисциплины.

В условиях рыночных отношений внутрихозяйственный кон­троль в прежнем его понимании теряет свое значение: его долж­ны замещать хозрасчетные стимулы на государственных пред­приятиях и коммерческие - на предприятиях других форм соб­ственности. Хозяйственный расчет, коммерческий расчет больше гарантируют от всевозможных нарушений, так как личная заин­тересованность работника, предпринимателя в успехе дела сни­мает необходимость контроля над самим собой.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль может быть предварительным, текущим и последующим. Такие формы контроля свойственны деятельности большинства кон­тролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения операций по образованию, распределению и использова­нию денежных фондов, и поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В данном случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления фи­нансовой деятельности - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.д.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе со­вершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязанностей перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расхо­дов, инвестирования и т.д.).

Последующий финансовый контроль — контроль, осуществляе­мый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной расходной части бюджета, использования хозорганами денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути пред­упреждения и меры по их устранению.