logo
МЕЛЬНИКОВ В

Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фон­дов.

Вторая тенденция обосновывается приближенностью местных органов к местным условиям, их большей заинтересованностью в социально-эконо­мическом развитии территорий.

Принципом администрирования финансовых отношений является воз­можность осуществления контрольной функции финансов: чем в меньшей степени определенное финансовое отношение поддается формальному контролю, тем желательнее отнесение его к децентрализованному регули­рованию, и наоборот, при хорошей контролируемости - к централизован­ному регулированию.

С другой стороны, регионы представляют собой части единого хозяйствен­ного комплекса, находящегося в определенной соподчиненности и не могут существовать вне него. Содержание и характер регионального воспроизвод­ства определяется основными закономерностями развития всего обществен­ного воспроизводства. Поэтому предполагается необходимость централизма в управлении в разумных, обусловленных реальным состоянием производства пределах. Экономическая самостоятельность регионов не может быть абсо­лютной. Она всегда относительна и чем меньше регион, тем меньше и мера этой самостоятельности, то есть свободы в принятии независимых от цен­тра решений. К тому же, современный уровень социально-экономического развития регионов, сложившийся характер бюджетных взаимоотношений, сложности периода перехода к рыночной экономике не позволяет говорить о реальной самостоятельности большинства местных бюджетов республики. Поэтому должен осуществляться принцип достаточности средств для финан­сирования социальной инфраструктуры в размерах, обеспечивающих населе­нию гарантированный минимум социальных благ. Самостоятельность каждой административно-хозяйственной единицы должна иметь некий оптимальный уровень, критерий которого состоит в максимально возможной реализации экономических интересов данного региона.

Одним из важных условий экономической самостоятельности регионов является создание в них гарантированных источников средств, необходи­мых для финансирования мероприятий по воспроизводству региональных ресурсов, охране природы.

Общий принцип определения оптимального сочетания централизован­ного и местного начал в управлении экономикой региона формулируется следующим образом: централизм в определении стратегии экономического развития, самостоятельность в ее реализации.

Оперативно-хозяйственная самостоятельность требует создания в мест­ном звене обособленной, закрепленной системы доходов, покрывающей не менее 50% расходов, жесткого закрепления доходов за бюджетом на дли­тельный период.

В странах с развитой рыночной экономикой перераспределение наци­онального дохода через бюджет осуществляется на основе теории «фи­скального федерализма».

Суть теории состоит в том, что всё государственное хозяйство в целом (все предприятия, учреждения и административные структуры, входящие в государственный сектор экономики) представляют собой многоуровневую систему, где существует разделение функций управления между уровнями и юридическое подчинение их по вертикали. В этой связи в центре внима­ния оказываются следующие вопросы:

  1. оптимальное количество уровней управления государственным сек­тором;

  2. оптимальное распределение полномочий между уровнями управле­ния;

  3. уровень наиболее эффективного финансирования социальных рас­ходов;

  4. степень вмешательства центрального правительства в управление и финансирование местных органов власти;

  5. доля собственных средств в финансировании расходов местных орга­нов власти и управления;

  6. форма контроля за расходованием средств на всех уровнях государ­ственной экономики.

Политика фискального федерализма направлена на снижение финан­совой зависимости местных органов управления от центра. Это путь к снижению дефицита не только местных бюджетов, но и государственного бюджета в целом, путь к реальной самостоятельности в решении местных социальных проблем. Он достигается за счет развития налоговой автоно­мии регионов, предоставления им прав по взиманию местных надбавок к общегосударственным налогам или назначению собственных налогов (эко­логические, поимущественные, на наследство, на потребление). При этом сокращается трансфертное финансирование из центрального бюджета, не заинтересовывающее местные органы в эффективном использовании средств, лишающее их финансовой самостоятельности.

Опыт развития территориального управления в других странах под­тверждает необходимость децентрализации управления, предоставления местным органам власти больших прав в решении социальных и экономи­ческих проблем развития подведомственных территорий. Применительно к условиям унитарного государства - Казахстану, термин фискальный фе­дерализм может быть трансформирован в «фискальный регионализм» при сохранении сути понятия.

До 1994 года в Казахстане было 3045 местных бюджетов: в связи с проведенной централизацией бюджетной системы с на­чала 1994 года были ликвидированы 2500 местных бюджетов

Взаимосвязи всех видов бюджетов осуществляются, согласно Бюджетному кодексу РК, на основе принципов межбюджетных отношений, изложенных в предыдущей главе.