logo
МЕЛЬНИКОВ В

14. 6. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - это регламентированная законодатель­ством деятельность органов власти и управления по планирова­нию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, го­сударственному финансовому контролю. Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Бюджетным кодексом, еже­годным Законом «О республиканском бюджете», иными закона­ми Республики Казахстан, а также решениями органов исполни­тельной власти.

Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов являются функциями органов ис­полнительной власти, рассмотрение и утверждение - функции Парламента и местных представительных органов - маслиха­тов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти. Функции Президента РК - определение основных на­правлений бюджетной политики страны, порядка разработки республиканского бюджета и отчета о его исполнении, решение о введении чрезвычайного государственного бюджета, форми­рование Республиканской бюджетной комиссии, осуществле­ние иных полномочий в соответствии с законами Республики Казахстан.

Планирование бюджета является процессом разработки пред­ложений по определению объемов поступлений бюджета на пла­нируемый период и направлений их использования с учетом их приоритетности и в соответствии с задачами социально-экономи­ческого развития государства.

Прогнозирование поступлений бюджета осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию на основе среднесрочного плана социально-экономического разви­тия республики или региона и среднесрочной фискальной поли­тики на предстоящий трехлетний период.

Уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе среднесрочной фискальной политики формирует лимиты расходов бюджета для текущих бюджетных программ и бюджет­ных программ развития.

Администраторы бюджетных программ составляют бюджет­ные заявки для обоснования необходимости бюджетных про­грамм и определения суммы их финансирования при разработке бюджета. Бюджетная заявка представляет собой совокупность документов, ежегодно составляемых и представляемых на пред­стоящий финансовый год и трехлетний период. В паспорте бюд­жетной программы (подпрограммы) определяются цели, задачи, нормативно-правовое обоснование, ожидаемые результаты, ме­роприятия, ответственные исполнители, сроки выполнения, сто­имость, источники финансирования бюджетной программы.

Бюджетные заявки рассматриваются уполномоченным орга­ном по бюджетному планированию, который проводит их оценку и готовит по ним соответствующее заключение. Бюджетная ко­миссия рассматривает бюджетные заявки и заключение уполно­моченного органа по бюджетному планированию и принимает по ним решение.

Центральный уполномоченный орган по бюджетному пла­нированию на основе принятых Республиканской бюджетной комиссией решений составляет окончательный вариант проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год и вносит его на рассмотрение Республиканской бюджетной комис­сии. Рассмотрение и определение окончательного варианта про­екта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год завершаются не позднее 1 августа года, предшествующего плани­руемому финансовому году.

Центральный уполномоченный орган по бюджетному плани­рованию не позднее 15 августа текущего года представляет про­ект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансо­вый год на рассмотрение Правительству Республики Казахстан.

Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год вносится Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому. Утверждение республиканско­го бюджета на предстоящий финансовый год происходит на со­вместном заседании палат Парламента Республики Казахстан не менее чем в двух чтениях и не позднее 1 декабря текущего года.

В случае, если Парламентом Республики Казахстан до 1 де­кабря текущего года не будет принят закон о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год, Президент Республи­ки Казахстан вправе издать указ о республиканском финансовом плане на первый квартал предстоящего финансового года, кото­рый действует до утверждения Парламентом Республики Казах­стан республиканского бюджета.

Исполнением бюджета является выполнение комплекса ме­роприятий по обеспечению поступлений в бюджет, реализации бюджетных программ, а также финансированию дефицита (ис­пользованию профицита) бюджета. Исполнение бюджета начи­нается 1 января и завершается 31 декабря текущего финансового года.

Правительство Республики Казахстан обеспечивает исполне­ние республиканского бюджета. Местные исполнительные орга­ны обеспечивают исполнение местных бюджетов. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет обслуживание исполнения местных бюджетов.

Для централизованного осуществления бюджетных операций и ведения их учета в Национальном Банке Республики Казахстан открывается Единый казначейский счет, а по поступлениям в ино­странной валюте и ведения их учета - банковский счет. Единый казначейский счет включает остатки средств контрольных счетов наличности, счетов государственных учреждений и других сче­тов. Контрольный счет наличности предназначен для учета опе­раций по поступлениям и произведенным платежам из соответ­ствующего уровня бюджета. Счета государственного учреждения предназначены для учета бюджетных расходов и иных средств, разрешенных законодательными актами Республики Казахстан.

Также издаются Постановления Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о реализации за­кона о республиканском бюджете на соответствующий финансо­вый год и о реализации решения маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год, в которых предусматривают­ся поручения по обеспечению своевременного исполнения респу­бликанского или местного бюджета администраторам бюджетных программ, уполномоченному органу по исполнению бюджета.

При исполнении бюджета разрабатывается и утверждается уполномоченным органом по бюджетному планированию годо­вой план финансирования — документ, определяющий годовые объемы финансирования бюджетных программ (подпрограмм) по экономической классификации расходов бюджета, сбаланси­рованные с годовым объемом поступлений. Годовой план фи­нансирования также направляется администраторам бюджетных программ.

Исполнение бюджета по поступлениям заключается в прове­дении уполномоченным органом комплекса мероприятий по обе­спечению полноты и своевременности зачисления поступлений в бюджет в размерах, не ниже установленных законом о республи­канском бюджете на соответствующий финансовый год или ре­шением маслихата о местном бюджете на соответствующий фи­нансовый год. Исполнение бюджета по поступлениям включает:

  1. уплату и зачисление поступлений на единый казначейский счет;

  2. распределение поступлений между уровнями бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом;

  3. возврат из бюджета сумм поступлений либо их зачет в счет погашения налоговой задолженности в соответствии с законода­тельными актами Республики Казахстан.

Исполнение бюджета по расходам заключается в осуществле­нии уполномоченным органом по исполнению бюджета, админи­страторами бюджетных программ мероприятий, направленных на полное и своевременное выполнение бюджетных программ в пределах сумм, утвержденных законом о республиканском бюд­жете на соответствующий финансовый год и решением маслиха­та о местном бюджете на соответствующий финансовый год либо скорректированным бюджетом.

Основными этапами исполнения расходов бюджетов являют­ся:

  1. составление и утверждение планов финансирования бюд­жетных программ (подпрограмм) по обязательствам и платежам;

  2. составление и утверждение сводного плана поступлений и финансирования;

  3. выдача разрешений на принятие государственными учреж­дениями обязательств;

  4. регистрация гражданско-правовых сделок государственных учреждений;

  5. осуществление платежей и переводов;

  6. освоение бюджетных средств.

Для формирования сводных планов поступлений и финан­сирования администраторами бюджетных программ в порядке, определяемом Правительством РК, разрабатываются планы фи­нансирования бюджетных программ (подпрограмм) по обяза­тельствам и платежам - документы, определяющие помесячный график принятия государственными учреждениями обязательств и осуществления ими выплат для их исполнения по экономиче­ской классификации расходов бюджета.

Объем бюджетных средств, в пределах которого государствен­ные учреждения принимают обязательства, определяются на основе специального документа - разрешения. Разрешения вы­даются:

  1. уполномоченными органами по исполнению бюджета ад­министраторам бюджетных программ;

  2. администратором бюджетных программ подведомственным государственным учреждениям.

В процессе исполнения бюджетов центральным и местным уполномоченными органами по исполнению бюджета осущест­вляется мониторинг освоения бюджетных средств посредством анализа и оценки по-месячного распределения годовых сумм планов финансирования, обоснованности вносимых администра­торами бюджетных программ изменений в планы финансирова­ния, выявления причин неисполнения планов финансирования, составления отчета об исполнении бюджетных программ.

В ходе исполнения бюджетов возможно уточнение бюджетов

  1. принятия или изменения законодательных актов Республи­ки Казахстан, предусматривающих сокращение поступлений или увеличение расходов бюджета;

  2. снижения поступлений бюджета в ходе его исполнения на сумму свыше 10% от их годового утвержденного объема.

Отчет об исполнении республиканского бюджета представля­ет центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета ежемесячно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, в Правительство Республики Казахстан, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета и центральные уполномоченные органы по бюджетному плани­рованию и по внутреннему контролю не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Годовой отчет об исполнении респу­бликанского бюджета за истекший финансовый год с приложени­ями представляется Правительством Республики Казахстан еже­годно не позднее 1 мая текущего года в Парламент Республики Казахстан и Счетный комитет по контролю за исполнением ре­спубликанского бюджета. Парламент Республики Казахстан рас­сматривает годовой отчет Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за истекший финансо­вый год после получения отчета Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении ре­спубликанского бюджета.

Контроль за правильностью составления, и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из ре­спубликанского бюджета, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с казначейскими разрешениями осущест­вляется Министерством финансов и его территориальными под­разделениями, а государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с финансовыми разрешениями, осущест­вляется местными исполнительными органами.

Контроль за исполнением республиканского бюджета осу­ществляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, а местных бюджетов - ревизионны­ми комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными органами с обязательным информирова­нием соответствующих местных исполнительных и представи­тельных органов.