Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
X Э го 5 о С£ § s Q. £ X ш <22 л х h % ? LQ О X X Ф 0) 3 81 | £
ся стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Данные четыре стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений между участниками процесса общественного производства, так как произведенные продукты выступают в качестве товаров, подлежащих купле-продаже: прежде чем продукт будет потреблен, он проходит стадию обмена и распределения. При этом должны быть удовлетворены потребности и интересы всех участников общественных отношений, а не только участников материального производства. В свою очередь, наличие товарных отношений вызывается необходимостью разделения труда экономических агентов, в силу чего они должны обмениваться результатами специализированного труда, выполняемых услуг, разными производимыми благами в соответствии с их количеством и качеством. Соизмерение созданных благ и ценностей осуществляется с помощью денег как меры стоимости и всеобщего эквивалента. Поэтому произведенная масса материальных и нематериальных благ, услуг - общественный продукт - имеет кроме натурально-вещественного также и денежное выражение. Наличие двух форм воплощения общественного продукта дает возможность довести его до конечного потребления в соответствии с потребностями каждого участника общественного производства. Для этого используются стоимостные категории
деньги, цена, финансы, оплата труда, кредит и другие.
Степень участия отдельных экономических категорий на разных стадиях воспроизводственного процесса неодинакова.
Проследить возникновение финансовых отношений можно в зависимости от сферы их функционирования - в первичных звеньях экономики, то есть в сфере материального производства -реальном секторе, или в деятельности государства, как организации, регулирующей общественную, в том числе и экономическую жизнь, или в сфере государственных финансов.
Для понимания сущности финансов в первом случае можно принять за точку отсчета в воспроизводственном процессе (в целом или в индивидуальном кругообороте производственных фондов отдельного хозяйствующего субъекта — производителя) момент разделения стоимости и начала относительно самостоятельного движения денежной ее формы при реализации изготовленной продукции. При заранее обусловленном характере производства формируются пропорции структуры реализуемого продукта на элементы, соответствующие «С», «V» , «т» и обра-
зуются соответствующие им фонды денежных средств или накоплений этих средств.
Укрупнению, движение стоимости в экономике можно проследить по этим основным элементам, которые характеризуют главные компоненты стоимости в процессе воспроизводства:
Р = С + V + m
где: Р - совокупный (валовой) общественный продукт;
С - производственные материальные затраты;
V - стоимость необходимого продукта; m — стоимость прибавочного продукта.
При этом выделяются фонды оборотных средств, амортизационные и другие отчисления (например, на социальные нужды), фонд оплаты труда, прибыль1.
В учебной литературе зарубежных стран используется показатель измерения масштабов развития экономики - валовой национальный продукт, который определяется по доходам и расходам. Измерение ВНП по доходам производится суммированием следующих элементов: 1) объем потребленного капитала (амортизационные отчисления); 2) косвенные налоги на бизнес;
заработная плата наемных работников; 4) рентные платежи; 5) проценты;
доходы от собственности; 7) прибыль корпораций. По расходам (то есть совокупности расходов субъектов для выкупа всей массы продукции) ВНП включает: объем потребительских расходов домашних хозяйств, то есть всего населения страны - С; валовые частные внутренние инвестиции - Ig; правительственные закупки товаров и услуг — G; Хп - чистый экспорт (превышение объема экспорта над импортом или наоборот со знаком «минус»).
BHn(GNP) = С + Ig + G + Хп.
Данный показатель характеризует конечный результат общественного производства, он не включает стоимость промежуточного продукта, представляющего значительную часть оборотных фондов, в формировании и движении которых огромная роль принадлежит финансам. Поэтому в настоящем учебнике принята традиционная формула валового общественного продукта: Р = С + V + т.
Более детальные расчеты обобщающих показателей экономики производятся статистическими органами в Системе Национальных Счетов (СНС) на разных стадиях процесса воспроизводства во взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов. Например, счет товаров и услуг; счет производства; образования доходов; первичного, вторичного распределения и перераспределения доходов; раций с капиталом.
Счета состоят из двух частей: ресурсы и использование.
Используется в СНС специфическая терминология:
выпуск в основных цепах - суммарная стоимость товаров и услуг, произведенных в экономике в отчетном периоде;
промежуточное потребление - означает ту стоимость товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства;
валовая добавленная стоимость - разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением;
налоги на продукты и импорт - косвенные налоги на бизнес;
субсидии на продукты и импорт - не компенсируемые выплаты из государственного бюджета хозяйствующим субъектам при условии производства ими определенных товаров и услуг; .
налоги на производство - сумма налогов при использовании факторов производства (их размер не зависит от объема и рентабельности производства); субсидии на производство; потребление основного капитала -амортизационные отчисления.
Важным показателем СНС является ВВП - валовой внутренний продукт, характеризующий конечный результат экономической деятельности страны. Он рассчитывается как сумма добавленных стоимостей отраслей: из выпуска в основных ценах вычитается промежуточное потребление
получается показатель ВДС - валовой добавленной стоимости; к ВДС прибавляются налоги на продукты и импорт и вычитаются субсидии на продукты и импорт; итог - ВВП.
Второй способ исчисления ВВП состоит в суммировании доходов: оплаты труда, налогов на производство и импорт, субсидий на производство (вычитаются), потребление основного капитала и чистого дохода (прибыли) и чистых смешанных доходов. Последний показатель отражает совокупно оплату труда и доход (прибыль) деятельности домашних хозяйств.
В СНС выделяются следующее секторы национальной экономики:
нефинансовые предприятия;
финансовые учреждения;
государственные учреждения;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
домашние хозяйства.
Используется понятия вида деятельности, например: горнодобывающая промышленность; обрабатывающая промышленность; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь; сельское хозяйство, охота и лесоводство; рыболовство, рыбоводство; торговля, ремонт автомобилей и изделий домашнего использования, финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом; аренда и услуги предприятиям; гостиницы и рестораны; государственное управление; образование; здравоохранение и социальные услуги; прочие коммунальные, социальные и персональные услуги.
Допускается также в статистическом учете наименование видов деятельности или их групп как отраслей экономики. В секторах, в отраслях экономики, в видах деятельности группируется совокупность сходных экономических единиц, называемых институциональными единицами (т.е. хозяйствующих субъектов), имеющих сходные цели, однородные с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обуславливает их сходное экономическое поведение. Они владеют активами принимают обязательство, осуществляют экономическую деятельность и операции с другими единицами. Институциональными единицами могут быть юридические лица и физические лица (или их группы) в виде домашних хозяйств.
В дальнейшем происходит процесс перераспределения упомянутых элементов стоимости в соответствии с установленными пропорциями, определяемыми нормативами распределения. Часть полученного дохода или прибыли отчисляется в распоряжение государства для формирования его централизованных фондов, другая часть - остается у производителя и используется по его усмотрению. Если часть стоимости, соответствующая элементу «С» после реализации продукта авансируется на приобретение предметов труда - оборотных фондов (оборотного капитала), для обеспечения непрерывности производственного процесса, то из элемента «ш», кроме того, может выделяться часть, направляемая на накопление, то есть на приобретение средств труда - основных фондов (основного капитала) - важнейшего фактора производства также обеспечивающего эту непрерывность.
Сформированные фонды денежных средств подвергаются перераспределению, дроблению или, наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назначения средств, адресному их направлению или использованию в процессе кругооборота производственных и непроизводственных фондов (капитала). Таким образом, часть стоимости, созданная хозяйствующим субъектом, остается в кругообороте данного субъекта, часть расходуется на воспроизводство рабочей силы в форме оплаты труда, социальных расходов, обменивается на материальные и нематериальные блага и услуги, употребляется и выпадает из дальнейшего движения.
Значительная часть стоимости, созданная в материальном производстве передается на общегосударственные нужды, и, получив самостоятельное движение в денежной форме, включается в сферу финансовых отношений государства в качестве государственных доходов. Помимо отчислений от доходов первичных звеньев экономики государство мобилизует часть средств населения в форме налогов, добровольных платежей - займов, лотерей, сбережений, хранящихся в банках с государственным участием. Часть средств поступает от государственных, частных, общественных предприятий и организаций и населения в фондовой и нефондовой форме в виде разных платежей, отчислений, сборов. Так возникают формы финансовых отношений на уровне государства1 через формирование централизованных фондов денежных средств
государственный бюджет, фонды социального страхования, различные внебюджетные фонды. Эта часть финансовых отношений весьма многообразна и связана как с созданием указанных фондов на разных уровнях государственного управления - общенациональном, местном, так и с перераспределением и использованием на упомянутых уровнях, а также по отраслевому, ведомственному, региональному, социальному принципам. Помимо этого, движение денежных средств и фондов опосредовано выполнением государственных долгосрочных целевых программ - развития производительных сил, социальных, экологической, научных, региональных и других.
В конечном итоге, пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и воплощается в три самостоятельных фонда: фонд возмещения, фонд потребления и фонд накопления (см. схему 1.2.).
В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а часть - потребляется и выпадает из дальнейшего движения. Рассмотренные процессы обуславливают сложное переплетение финансовых отношений, их взаимодействие с другими экономическими отношениями и требует научного подхода к изучению их действия на эффективность экономики, ее поступательное развитие, социальные процессы в обществе.
Финансы обладают рядом специфических характерных признаков, полное наличие которых определяет их категориальную принадлежность.
Как следует из предыдущего изложения финансы имеют денежную форму. Эта форма характеризует их родовой экономический признак.
Финансовые отношения являются в своей основе воспроизводственными.
Это два важнейших признака финансов, но не окончательных, так как подобными обладают цена, кредит, оплата труда и др.
Схема 1.2Л1роизводство, распределение и перераспределение стоимости общественного продукта
ПРОИЗВОДСТВО
ФАКТОРЫ (ИСПОЛЬЗОВАНИЯ)
Т | ЗЕМЛЯ | КАПИТАЛ | ПРЕДПРИ | НАУЧНО- | ИН- |
р | (ПРИРОДНЫЕ | в т.ч. Фи | НИМАТЕЛЬ | ТЕХНИЧЕ | ФОР- |
У | РЕСУРСЫ) | нансовые | СКАЯ СПО | СКИЙ ПРО | МА- |
д |
| ресурсы | СОБНОСТЬ | ГРЕСС | ЦИЯ |
ВАЛОВЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ | |
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ | ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ |
Распределение | ||
Издержки | m | |
С | V | |
Материальные затраты | Оплата труда | Прибавочный продукт |
Национальный доход | ||
Перераспределение |
Фонд | Фонд | Фонд |
возмещения | потребления | накопления |
Важным отличительным признаком финансов является то, что они проявляются в движении денежных фондов различного целевого назначения. Последние, по сути дела, являются объектами финансовых отношений. Целевые денежно-финансовые фонды, предназначенные для конкретного расходования, образуются у всех участников общественного производства, в непроизводственной сфере с помощью финансовых методов. Методы, как способы действия в финансовых отношениях обладают директивным характером для государственных финансов, а для негосударственных - необходимым, неизбежным, обязательным характером. Это связано с необходимостью регулирования экономики и потребностью заранее предусмотреть объемы и направления использования денежных ресур-сов на цели общественного развития. Несомненно, выбор методов определяется путем научного поиска и объективных предпосылок определенного этапа развития общества
Денежные средства используются в экономической жизни, как правило, на основе эквивалентного, то есть равноценного движения стоимости в товарной и денежной форме. Признак эквивалентности присущ действию других экономических категорий - цены, оплаты труда, кредита. Особенностью финансовых фондов, выделяющей их из всех денежных средств, является то, что они образуются на основе одностороннего движения стоимости в денежной форме на всех уровнях управления экономикой. Любая финансовая операция характеризуется такой особенностью (налоги, отчисления от прибыли или дохода, финансирование расходов, субвенции и т.д.), то есть безэквивалентностью. В отраслевых финансах применяется схожий принцип внутрихозяйственного целевого обособления денежных средств в фондах.
Таким образом, рассмотренные характерные черты финансов или их признаки позволяют выделить данную экономическую категорию из ряда других и отражают специфику, особенность финансов. Если первые два признака - денежный характер финансовых отношений и воспроизводственный характер лишь ограничивают круг этих отношений, то свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный, безэквивалент- ный характер движения стоимости в одностороннем порядке
подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.
На основании вышеизложенного можно сформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы представляет собой экономические отношения, возникающие в процессе воспроизводства, в результате которых обеспечивается создание и движение стоимости общественного продукта путем формирования и использования денежных доходов, накоплений и фондов у участников отношений для удовлетворения их разнообразных потребностей.
- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51