logo
МЕЛЬНИКОВ В

Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений

Некоммерческая деятельность представлена разнообразными ее видами, которые можно объединить по следующим направле­ниям:

  1. государственное управление и государственные услуги об­щего характера;

  2. оборона;

  3. охрана внутреннего правопорядка и безопасности;

  4. предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с неблагоприятными природными явления­ми, катастрофами, авариями и другими бедствиями;

  5. образование;

  6. здравоохранение;

  7. социальная защита населения;

  8. фундаментальная наука;

  9. культура и искусство;

  10. защита окружающей среды;

  11. общественно-бытовое благоустройство городов и населенных пунктов (освещение, озеленение, дороги, мосты, тротуары и др.);

  12. общественные объединения и организации;

  13. благотворительные и гуманитарные организации и фон­ды.

Таким образом, к данной деятельности относятся многие от­расли непроизводственной сферы, хотя в ее составе могут функ­ционировать обеспечивающие структуры присущие материаль­ному производству.

Общей особенностью упомянутых направлений деятельности является то, что основным мотивом функционирования организа­ций или учреждений не является извлечение прибыли или дохода o r результатов такой деятельности, а удовлетворение обществен­ных потребностей, который частный сектор не желает или не в состоянии обеспечить. Кроме того, по соображениям стратегиче­ского общественного развития определенный вид деятельности необходимо сосредоточить в централизованном порядке у госу­дарства.

В основном некоммерческая деятельность определяется необ­ходимостью производства и обеспечения общественными товара­ми, благами и услугами, содержание которых изложено в разделе 10.1. Производство определенных видов общественных товаров государство принимает на себя в связи со значительными выго­дами переливов.

Некоммерческие виды деятельности (исключая государственный сек­тор) получили значительное развитие в странах с налаженной рыночной экономикой. Некоммерческая форма организации библиотек, музеев, боль­ниц, учебных заведений, театров, разнообразных благотворительных фон­дов, профессиональных объединений позволяет сочетать частную инициа­тиву с общественно-полезной деятельностью. Подобное развитие объясня­ется не только налоговыми льготами, которыми пользуются производители общественных благ. При льготировании государство дифференцированно подходит к разного рода организациям, главный критерий здесь - степень общественной полезности оказываемых услуг. Государство также субсиди­рует определенные организации для оказания услуг населению. Действия государства по финансированию общественных потребностей через неком­мерческие организации объясняется большей их гибкостью и оперативнос­тью по оказанию услуг населению. Финансовый механизм использования возможных прибыли или дохода от некоммерческих видов деятельности, например в США, устанавливает, что они не распределяются среди членов организации, либо лиц, причастных к контролю над ней. Прибыль или до­ход направляются или на развитие организации, или лицам, пользующихся ее услугами (больными, учащимися, нуждающимися гражданами и т.д.).

Законодательная практика Казахстана действует иначе: здесь любой доход, полученный от предпринимательской деятельности облагается на­логом, как и по иным объектам обложения (обороты, товары, имущество и т.д.). Исключение составляют организации инвалидов, лиц с ограниченной трудоспособностью, некоторые ветеранские, гуманитарные и благотвори­тельные организации) (в определенных пределах) (см. главу «Налогообло­жение и организация налоговой системы»).

В Казахстане, в соответствии с Законом «О государственном социаль­ном заказе» при осуществлении неправительственными организациями государственного социального заказа государственные органы в пределах своей компетенции, , оказывают им информационную, консультативную, методическую, организационно-техническую поддержку.

Государственный социальный заказ - форма реализации социальных программ, проектов, а также отдельных мероприятий, направленных на решение социальных задач республиканского, отраслевого и регионально­го уровней, обеспеченных за счет бюджетных средств, посредством заклю­чения договора на осуществление государственного социального заказа.

Социальная программа, проект представляет собой совокупность орга­низационных, экономических и технических мер, направленных на до­стижение целей в области образования, науки, информации, здравоохране­ния, спорта, охраны окружающей среды; молодежной, демографической, тендерной политики; социальной помощи; правозащитной деятельности; культуры и иных социально значимых сферах.

Реализация государственного социального заказа осуществляется по следующим направлениям:

  1. достижение целей в области образования, науки, информации, физи­ческой культуры и спорта;

  2. охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни:

  3. охрана окружающей среды;

  4. поддержка молодежной политики и детских инициатив;

  5. решение проблем демографии;

  6. решение тендерных проблем;

  7. поддержка социально уязвимых слоев населения;

  8. помощь детям-сиротам, детям из неполных и многодетных семей;

  9. содействие в трудоустройстве граждан;

  10. защита прав, законных интересов граждан и организаций;

  11. развитие культуры и искусства;

  12. охрана историко-культурного наследия;

  13. укрепление общественного согласия;

  14. иные социально значимые направления, не противоречащие зако­нодательству Казахстана.

Финансирование государственного социального заказа осуществляется за счет бюджетных средств. Бюджетные средства, предусмотренные зли реализации государственного социального заказа, используются в целях и порядке, установленных законодательством, нормативными правовы­ми актами Республики Казахстан, а также договором на осуществление государственного социального заказа.

Материальной основой деятельности некоммерческих учреж­дений, организаций являются фонды непроизводственного на­значения, которые имеют натуральную и денежную форму. Фон­ды в натуральной форме приобретаются организациями и учреж­дениями как товары в порядке купли-продажи за определенную цену и в процессе потребления утрачивают свою стоимость. Соз­данные на этой основе блага и услуги имеют лишь потребитель­скую стоимость, но стоимостью не обладают1, она утрачивается при потреблении и тем самым завершается использование части национального продукта создаваемого некоммерческими органи­зациями и учреждениями. Формы движения непроизводственных фондов, осуществляемые в процессе создания нематериального продукта и услуг, а также условия их воспроизводства имеют от­раслевые особенности. В этом виде деятельности применяется главным образом умственный труд высокой квалификации, по­этому в затратах, как правило, главное место занимает оплата труда. Нематериальный продукт не подлежит накапливанию, его нельзя превратить в запас, но он имеет денежную оценку, равную сумме затрат учреждения, организации.

Методами ведения хозяйственной деятельности некоммерче­ской деятельности является бюджетное финансирование - при безвозмездности оказываемых услуг и благ, а при возмездности - на началах хозяйственного расчета и самоокупаемости. В усло­виях рынка все больше организаций переходят на начало коммер­ческого расчета - реализуют оказываемые услуги по ценам спро­са с образованием достаточных накоплений для саморазвития.

  1. Бюджетное финансирование — предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов организаций и учреждений, не имеющих собственных доходов. Объем, целевое направление и распределение бюджетных ассиг­нований на содержание учреждений непроизводственной сферы определяется сметой расходов. В сметном порядке финансиру­ются учреждения образования здравоохранения, социального обеспечения, органы государственной власти, государственного управления и обороны, часть учреждений науки, искусства, куль­туры. При сметном финансировании некоторых учреждений мо­гут быть использованы дополнительные источники обеспечения затрат, направлены взносы и платежи потребителей услуг. Денеж­ные средства, предоставляются в соответствии с ассигнованиями и отраженные в финансовом плане учреждений - смете расходов, потребляются на приобретение основных фондов, материальных запасов, оплату услуг, выплату заработной платы, другие хозяй­ственные нужды.

  2. Хозрасчетный метод ведения хозяйства применяется в учреждениях и организациях, затраты которых возмещаются из выручки от реализации нематериальных услуг и благ. Сюда отно­сятся: учреждения образования и здравоохранения, работающие на платной основе, отраслевые научно-исследовательские инсти­туты, некоторые учреждения искусств, зрелищные предприятия. Этот метод используют предприятия некоммерческих организа­ций и учреждений. Предприятия производят различные денеж­ные расходы, связанные с деятельностью: реализуя блага и услу­ги, они получают выручку; превышение доходов над расходами образует накопления.

  3. Метод самоокупаемости затрат предусматривает организа­цию хозяйственной деятельности на основе услуг за плату, цена которых определяется применительно к объему расходов без на­коплений. Этот метод применяется в организациях, оказывающих платные услуги в области культурно-просветительной деятельно­сти, организации свободного времени и т.д. (курсы и школы по при­обретению бытовых, профессиональных навыков и знаний, изуче­ния иностранных языков, национальных клубов по интересам).

В видах и отраслях некоммерческой деятельности складыва­ются следующие финансовые отношения:

между организацией и бюджетом в связи с получением средств в порядке финансирования и, в отдельных случаях - выполнени­ем финансовых обязательств перед бюджетом;

внутриотраслевые отношения между вышестоящим и ниже­стоящим органами в связи с распределением и централизацией финансовых ресурсов;

внутри организаций, то есть между их подразделениями; межотраслевые - между организациями разных отраслей; между организациями и их работниками по оплате труда; между организациями, учреждениями и их потребителями (по оплате услуг).

Могут складывать отношения, характеризующие более узкую определенность взаимосвязей в специфичных видах деятельно­сти, например:

между общественными организациями и их членами по упла­те взносов - вступительных и членских, а также выплатам по­ощрительного характера членам этих организаций за определен­ные достижения и результаты деятельности;

между некоммерческими организациями и их спонсорами по передаче средств в материальной и денежной форме для под­держки деятельности организации;

отношения обязательного страхования определенного контин­гента (военнослужащих, работников силовых ведомств и налого­вых служб и т.д.) организаций в страховых компаниях;

возможны также кредитные отношения в определенных усло­виях.

Перечисленные финансовые отношения выражают формиро­вание, распределение и использование денежных фондов, которые можно объединять в следующие основные группы:

фонды, обеспечивающие эксплуатационную деятельность ор­ганизаций и учреждений;

фонды капитальных вложений;

фонды поощрительного и стимулирующего характера; фонды, связанные с удовлетворением материальных, социаль­но-культурных и бытовых нужд работников и обслуживаемых контингентов (например, учащихся в учебных заведениях, боль­ных в лечебных учреждениях);

фонды развития основной деятельности.