Сущность внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы государства. Они представляют совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определенные цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирования. Как экономическая категория внебюджетные фонды являются отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на финансирование целевых потребностей государства.
Возникновение внебюджетных фондов начиная с 1991 г диктовалось потребностями социально-экономического развития: необходимо было обособить часть государственных финансовых ресурсов на строго функциональные цели, разгрузить государственный бюджет от несвойственных расходов, отчасти снизить его дефицит. В определенной степени это диктовалось необходимостью переложить на хозорганы бремя расходов, напрямую не связанных с функционированием государства - расходов на капитальные вложения, дотации предприятиям; этим целям соответствовал фонд стабилизации экономики (в дальнейшем - фонд преобразования экономики). В других случаях необходимо было выделить и разграничить отдельные расходы на социальные нужды и источники их покрытия с целью более надежной и эффективной защиты населения в условиях падения их жизненного уровня при переходе к рынку. Эту задачу призваны были решить Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Единый союзно-республиканский фонд социальной поддержки населения, Государственный фонд содействия занятости населения. Некоторые фонды имеют сугубо узкоцелевое назначение - Дорожный фонд, Фонд содействия конверсии военного производства, инновационные фонды разного назначения и другие.
Некоторые фонды действовали временно, например, Фонд стабилизации экономики, Единый союзно-республиканский фонд социальной поддержки населения: это объясняется трудностями формирования средств подобных фондов в условиях кризиса экономики, определенной обезли- ченностью мобилизуемых туда средств, незаинтересованностью субъектов формирования фондов в безвозвратном использовании ресурсов при распределении.
При формировании фондов на субъектов хозяйствования возлагается дополнительная обязанность внесения части денежных средств в безвозвратном порядке. Если такая часть вносится за счет стоимости прибавочного продукта (прибыли, дохода), то напрямую затрагивает экономические интересы предприятий — ограничивает их возможности в воспроизводстве и потреблении (например, в действовавшем до 1995 г Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции). В случае отнесения отчислений в фонды на себестоимость продукции, эта часть стоимости перекладывается на потребителя через цену и данную нагрузку несет общество в целом. Тем самым, при формировании и использовании фондов происходят перераспределительные процессы, которые для части субъектов хозяйствования являются безэквивалентными в определенном временном интервале, то есть ущемляют их экономические интересы. В то же время, в масштабах всего общества с помощью внебюджетных фондов поддерживается социально-экономическая сбалансированность и стабильность, так как становится возможным решение задач локального и общегосударственного масштаба по социальной поддержке отдельных групп населения, выполнения определенных целевых программ в интересах всей экономики или региона, выравнивания социально-экономического развития. Тем самым в функционировании внебюджетных фондов проявляется противоречие групповых и общественных интересов. В целом же функционирование внебюджетных фондов осуществляется, в конечном счете, в интересах всего общества, направлено на его консолидацию и в этом состоит социально- экономическая сущность этой формы финансовых отношений.
Функционирование специальных внебюджетных фондов параллельно с государственным бюджетом позволяет дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.
Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:
по целевому признаку - на социальные, экономические, научно-исследовательские, природоохранные (экологические), миграционные, содействия правопорядку, культурного назначения и другие;
по уровню управления - на межгосударственные, государственные и региональные (местные).
Следует различать государственные внебюджетные и негосударственные фонды; последние весьма разнообразны по целевому назначению, хотя и аналогичны некоторым государственным внебюджетным фондам, например, негосударственные накопительные пенсионные фонды, различные гуманитарные, в том числе и международные фонды. Различаются также внебюджетные фонды и фонды целевого финансирования, которые до 1996
г включительно оставались в составе государственного бюджета: фонд охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд охраны природы. Да и другие рассматриваемые здесь фонды периодически, на протяжении 1992-1996 гг., включались в государственный бюджет и исключались из него. Это отражает процесс становления финансовой системы поиска, оптимального варианта ее структуры.
Возможно употребление термина «специальные фонды», который приемлем для всех внебюджетных и других фондов, фондов хозяйствующих субъектов (уставного, резервного, амортизационного, валютного, ремонтного, фонда накопления, потребления и других), что подчеркивает их целевое назначение.
Организационно фонды находятся в ведении специального аппарата или министерства, что способствует гибкости управления обособившейся части финансовых ресурсов, контроля за их рациональным, целевым использованием. Наличие внебюджетных фондов позволяет оперативно распоряжаться целевыми средствами, сосредоточенными в их ведении: в мировой практике управление фондами автономно - без вмешательства представительных органов власти, что позволяет государственным органам управления фондами быстро решать вопросы целевого финансирования своевременно реагировать на изменение ситуации.
Через внебюджетные фонды перераспределяются значительные объемы финансовых ресурсов: масштабы перераспределения в Республике Казахстан достигли на начало 2005 г. 16% валового внутреннего продукта страны (с учетом Национального фонда и государственных институтов развития).
Общей проблемой внебюджетных фондов в переходный период являются трудности формирования их средств в прогнозируемых объемах из-за финансового неблагополучия плательщиков: убыточности большинства из них, взаимной задолженности, неплатежеспособности. В результате бюджеты фондов были несба- лансированы и многие мероприятия по целевому финансированию неотложных социально-экономических нужд - необеспеченными.
В Республике Казахстан функционирование государственных внебюджетных фондов с 1996 г было признано нецелесообразным в связи с изменением финансовой политики в сторону централизации финансовых ресурсов государства: средства фондов были консолидированы в республиканском бюджете. Однако мировая практика подтверждает эффективность децентрализации и автономного формирования и использования государственных финансовых ресурсов для оперативного управления ими при обеспечении надлежащего контроля за расходованием средств со стороны общества.
- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51