logo
МЕЛЬНИКОВ В

Формы и методы государственного кредита

Основной формой государственного кредита являются госу­дарственные займы, представляющие собой кредитные отноше­ния, в которых государство выступает главным образом в каче­стве должника.

Займы различаются по срокам погашения, месту, способам размещения, валюте займа, видам доходности. По срокам пога­шения различают займы: краткосрочные (до одного года), сред­несрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). По месту размещения займы подразделяются на: внутренние и внеш­ние. Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества. По способам размещения различаются займы: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке и принудительные. Государственные займы выпускаются, как пра­вило, в денежной форме, но при необходимости могут иметь и натуральную форму.

Например, в 1922-1923 годах в СССР были выпущены натуральные за­ймы (два хлебных и один сахарный). Выпуск их определялся быстрым обе­сценением денег в тот период. В этих же целях выпускались и золотые за­ймы (то есть займы в золотом исчислении); стоимость золотых займов как и выплачиваемые по ним доходы определялись по курсу золотого рубля (государственный выигрышный заем 1922 г, второй государственный вы­игрышный заем 1924г., 8% внутренний золотой заем, Крестьянский выи­грышный заем 1924г). Погашение натурального займа производилось либо натурой, либо в деньгах по рыночной цене сахара или хлеба на момент погашения займа (хлебный заем 1922 г на 10 млн.пудов ржи, 1923 г - на 30 млн.пудов ржи, сахарный заем 1923 г на 1 млн.пудов сахара). Погашение этих займов производилось в течение года.

В зависимости от эмитента займы различаются на займы цен­трального правительства и займы местных органов власти (му­ниципальные займы).

По видам доходности займы могут быть процентными, ког­да займодержатели получат ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке; выигрышными или лотерейными (доход выплачивается при выходе облигаций в тираж погашения или тираж выигрышей).

Помимо названных государственных займов в их истории (по бывшему СССР) известны крестьянские займы (1924,1925,1927гг.), три займа инду­стриализации.

В 1927 г при размещении 10%-ного выигрышного займа на 10 млн.руб, сроком на 8 лет была применена впервые подписка среди населения с рас­срочкой оплаты приобретенных облигаций.

В связи с тем, что некоторые слои населения саботировали займы, госу­дарство применяло меры принудительного размещения займа.

Известны также военные займы, займы восстановления и развития на­родного хозяйства 1946-1950гг (5 займов).

С обретением самостоятельности в Республике Казахстан началось применение собственных внутренних займов. В 1922г. правительством ре­спублики был выпущен Государственный внутренний заем, размещаемый среди предприятий и организаций. В том же году выпущены в обращение боны Государственного внутреннего выигрышного займа Республики Ка­захстан, рассчитанного сроком на 20 лет (до 2012 года). Выигрыши по за­йму разыгрываются ежегодно четыре раза в год в размере 25,50,100 и 500 тысяч тенге. По условиям займа правительство приняло обязательства по союзному займу 1982 года путем обмена облигаций на боны.

В 1996 году началось размещение Национальных сберегательных обли­гаций Государственного внутреннего займа Республики Казахстан. Эмис­сия облигаций первого тиража займа осуществлена в дематериализованной форме сроком на один год; их держателями могут быть как физические, так и юридические лица, резиденты и нерезиденты. В последующем будут выпускаться облигации с большими срокам обращения. Норма доходности по займу - плавающая - увязывается с доходностью других ценных бумаг

Для покрытия краткосрочных потребностей в денежных ре­сурсах при финансировании из бюджета предусмотренных ме­роприятий при непоступлении или недостаточном поступлении доходов используется такая форма кредита как государственные казначейские обязательства (ГКО). ГКО выпускаются в безбу­мажной (дематериализованной) форме сроками на три, шесть, де­вять, двенадцать месяцев для юридических лиц - коммерческих банков, предприятий, фирм. Размещение ГКО среди держателей производится на аукционных торгах, где устанавливается дис­контированная цена очередного выпуска обязательств. Мини­стерство финансов выкупает их по истечении срока обращения по нарицательной стоимости, разница между номиналом этой ценной бумаги и дисконтной ценой составляет доход инвестора. Государство гарантирует устойчивость ГКО, придавая им статус средства расчета и платежей по хозяйственным операциям по складывающимся рыночным ценам с учетом конъюнктуры.

ГКО являются действенным средством покрытия «кассовых разрывов» бюджета, но одновременно государство имеет опреде­ленные потери при выкупе ГКО, которые равны величине дис­конта, а его размер - доходность ГКО - должен превышать дей­ствующую величину банковского процента с тем, чтобы заинте­ресовать инвесторов в приобретении ГКО. В этом аспекте ГКО является своеобразной «финансовой пирамидой», которая сохра­няет устойчивость лишь благодаря постоянной финансовой под­держке за счет государственных бюджетных средств.

Формой государственного кредита является обращение ча­сти остатков по вкладам населения в государственных банках на формирование ссудного фонда для финансирования государ­ственных расходов.

Обычно это сберегательные банки если капитал принадлежит государству, то по рискам использования депозитов отвечает го­сударство; в случае государственного участия в капитале сбере­гательного банка (акционерного) возникают проблемы вариантов эффективного использования привлеченных средств в соответ­ствии с мнениями учредителей (акционеров) банка.

Следующая форма государственного кредита - привлечение средств центрального эмиссионного банка страны. Данная фор­ма сопровождается инфляционным обесценением денежной мас­сы в обращении, даже если такое заимствование осуществляется на коммерческих началах, то есть с учетом действующей нормы ссудного процента: это связано с значительным разовым влива­нием денег в экономику, а их изъятие (если таковое состоится) может длиться долго. К этой форме государство прибегает вы­нужденно при ограничении применения других форм государ­ственного кредита, вызванном разными негативными причина­ми: кризисных ситуациях, потере доверия к государственным ценным бумагам, чрезвычайных обстоятельствах.

Операциями государства, противоположными привлечению денежных средств в распоряжение правительства, местных ор­ганов, являются предоставления кредитов с их стороны юриди­ческим и физическим лицам. Эта форма кредита называется го­сударственными (казначейскими) ссудами и предназначена для поддержки предприятий, организаций в случае их неотложной потребности в денежных ресурсах при финансовых затруднениях или недостаточности средств для развития. Как правило, в их числе предприятия приоритетного хозяйственного, социально­го, научного значения и ссуды предоставляются им на льготных условиях, а именно - с более длительными сроками возврата и под проценты ниже сложившихся на рынке ссудных капиталов. Такая форма финансовой поддержки оказываются домашним хо­зяйствам при осуществлении программ жилищного строитель­ства, развития фермерства, для получения образования и т.д.

Бюджетным кодексом Республики Казахстан предусмотрены следующие виды и формы государственных займов:

  1. по отношению к заемщику:

займы Правительства Республики Казахстан; займы Национального банка Республики Казахстан; займы местных исполнительных органов;

  1. по рынкам ссудного капитала:

внешние государственные займы; внутренние государственные займы;

  1. по форме заимствования:

выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг; заключение договоров (соглашений) о займе.

Государственные эмиссионные ценные бумаги по срокам дей­ствия подразделяются на:

  1. краткосрочные, со сроком обращения до 1 года;

  2. среднесрочные - от 1 до 10 лет;

  3. долгосрочные - свыше 10 лет.

Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпу­скаться в документарной и бездокументарной форме. Государ­ственные эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться по номинальной и дисконтированной стоимости с фиксированной и нефиксиро­ванной (плавающей) ставкой вознаграждения (интереса).

Методы государственного кредита разнообразны и соответ­ствуют изложенным формам. В государственных займах - это способы, приемы привлечения средств и их последующего воз­врата: они определяются условиями выпуска займов: методы определения доходности и получения дохода, сроки действия, способы размещения (свободная покупка и продажа облигаций, бонов; подписка; принудительное размещение), способы погаше­ния (выигрыши по облигациям, выкуп облигацийнакопленным процентным доходом; при бессрочных займах - периодическая выплата процентного дохода).

К методам в займах относятся также и методы управления государственным долгом (см. дальше: конверсия, консолидация, унификация, рефинансирование).

В ГКО методами являются: величина дисконта, цена отсече­ния, погашение ГКО по нарицательной стоимости, сроки пога­шения, порядок проведения аукционов.

При формах государственного кредита - использовании остат­ков депозитных ресурсов государственных банков - методами являются условия такого пользования: доля ресурсов, привлека­емых в качестве государственных финансовых ресурсов, сроки возврата, норма доходности. Аналогичны методы — условия при­влечения средств центрального эмиссионного банка страны; дан­ные методы должны минимизировать инфляционное воздействие такого заимствования.

Методы в форме государственных ссуд аналогичны методам обычного банковского кредита.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4