Формирование и использование валютных ресурсов
Валютные ресурсы государства, негосударственного сектора формируются и используются при совершении валютных операций. Валютные операции - это сделки, связанные с переходом права собственности на валюту, ценные бумаги, платежные инструменты в иностранной валюте, сделки между нерезидентами и резидентами в национальной валюте и с использованием ее в качестве платежного средства, ввоз и вывоз, пересылка валютных ценностей через границы страны.
Валютные операции подразделяются на текущие операции и операции, связанные с движением капитала.
К текущим относятся:
расчеты за товары и услуги (без отсрочки платежей));
расчеты по кредитованию экспортно-импортных сделок на срок не более 120 дней;
предоставление и получение кредитов на срок не более 120 дней;
перевод и получение дивидендов, процентов и иных доходов по депозитам, инвестициям, ссудным и иным операциям;
переводы неторгового характера: гранты, суммы наследства, заработной платы, пенсий, алиментов и т.д.
К операциям, связанным с движением капитала, относятся:
инвестиции;
оплата имущественных и иных прав на недвижимость;
расчеты по кредитованию экспортно-импортных сделок на срок более 180 дней;
представление и получение кредитов на срок более 180 дней.
Валютные операции совершаются при всех видах внешнеэкономической деятельности: экспорте, импорте, оказание услуг, инвестировании капитала, международном государственном и коммерческом кредите, оказании экономической помощи, движение золотовалютных резервов страны, содержании дипломатических и других органов, зарубежных командировках, туризме, миграции населения, межгосударственных трансфертах, культурном, научном, техническом сотрудничестве и т.д.
Большинство из упомянутых видов внешнеэкономической деятельности воспроизводят валютные ресурсы, также как и финансируются за счет них, поскольку все используемые валютные ресурсы в стране должны иметь источник их поступлений.
Валютные ресурсы являются составной частью финансовых ресурсов и подразделяются аналогично: на централизованные (государственные) и децентрализованные (ресурсы предприятий, организаций, учреждений).
Валютные ресурсы государства формируются за счет: выручки от экспорта продукции, товаров и услуг государственного сектора экономики - предприятий, организации, компаний, фирм, обществ и т.д.;
таможенных пошлин, других таможенных платежей, уплачиваемых в иностранной валюте, при оформлении операций по перемещении товаров и грузов через таможенную границу;
поступлений от налогов, бонусов, роялти, уплачиваемых иностранными участниками соглашений, сделок, контрактов и других операций внешнеэкономического характера;
штрафов и пени за нарушение валютного законодательства при уплате их в иностранной валюте;
поступлений от размещения депозитов в зарубежных банках и других финансовых организациях, а также доходы от использования имущества и активов за рубежом;
кредитов и займов иностранных государств, банков и международных и межгосударственных финансовых организаций; поступлений грантов и безвозмездной помощи в валюте. Валютные ресурсы в значительной мере централизуются в распоряжении правительства. Местным органом власти может передаваться часть общегосударственных ресурсов в установленной доле для выполнения приоритетных задач или выполнения части общегосударственной программ. Кроме того, местные органы власти могут привлекать валютные средства в форме иностранных кредитов, а также покупать валюту на валютной бирже. Уполномоченные органы государства и его финансовые агенты также могут быть покупателями валюты на валютном рынке.
Валютные ресурсы государства используются следующим образом:
Национальным банком для осуществления «валютных интервенций» - продажи иностранной валюты в целях поддержания курса национальной валюты на регулируемом уровне, определяемом стратегическими планами по обеспечению устойчивого денежного обращения в стране;
Министерством финансов для:
покрытия внешней задолженности согласно графику ее погашения в установленные соглашениями о займах сроки,
уплаты взносов за членство в международных организациях, финансирования работы посольств, консульств, представительств и подобных органов в других странах,
правительственными органами для удовлетворения государственных нужд - централизованных закупок по импорту товаров и предметов первой необходимости: сырья, топлива, энергоносителей, техники, некоторых видов продовольствия и т.д., необходимых для обеспечения нормального течения воспроизводственных процессов в национальном хозяйстве страны;
местным органам управления для обеспечения потребностей коммунального хозяйства, непроизводственной сферы, развития местной инфраструктуры, разных насущных потребностей населения регионов.
Основным источником валютных ресурсов компаний, фирм и организаций всех форм собственности является валютная выручка от экспортируемой продукции. Раньше часть валютной выручки после уплаты налогов и таможенных пошлин предприятия обязаны были продавать Национальному банку по устанавливаемому им курсу, а часть продавать через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке, в соответствии с порядком, устанавливаемым Национальным банком. В настоящее время валюта, оставшаяся после уплаты установленных законодательно налогов и пошлин, остается в распоряжении юридических лиц и расходуется по усмотрению собственника или учредителя.
Хозяйствующие субъекты, не производящие экспортной продукции и нуждающиеся в валюте приобретают ее на валютных рынках путем обмена национальной валюты. Таким же образом могут увеличивать валютные фонды хозорганы всех организаци- онно-правовых видов.
Следующий источник формирования валютных ресурсов хозяйствующих субъектов валютные кредиты банков. Для компаний, фирм, занятых выпуском продукции или оказанием услуг, имеющий приоритетный характер, важных с точки зрения развития отрасли, региона, национального хозяйства в целом, или участвующих и реализации соответствующих программ развития, кредиты, полученные у иностранных банков могут гарантироваться правительством страны; в Казахстане подобная практика постепенно ограничивается в связи с необходимостью развития принципа коммерческого расчета и перенесения ответственности за эффективное использование заемных средств на их пользователей. Для финансирования аналогичных направлений производства валютные средства компаниям, фирмам могут выделяться по решению правительства из централизованных валютных ресурсов.
Для хозяйствующих субъектов, действующих на долевых основах (акционерных, совместных, кооперативных) пополнение валютных ресурсов может достигаться за счет дополнительных вкладов в валюте участников этих хозяйственных структур.
Возможным источником поступлений валютных средств является компенсации за невыполнение договоров, соглашений, обязательств по контрактам, назначенных арбитражными органами, страховых возмещений в валюте со стороны страховых организаций других стран.
Валютные средства, в порядке перераспределения могут быть выделены низовым хозяйствующим единицам со стороны вышестоящего звена управления - при создании валютных фондов на данном уровне управления.
В совокупности, средства из перечисленных источников валютных ресурсов образуют валютные фонды хозяйствующих субъектов, используемые на разнообразные цели производственного и социального развития их коллективов (см. раздел «Финансовые фонды хозяйствующих субъектов»). Возможными направлениями их использования являются:
наращивание экспортного потенциала компаний, фирм, действующих на мировых рынках;
организация производства импортозамещающей продукции или расширение действующего производства такой продукции;
для реализации этих целей за счет валютных ресурсов закупается оборудование, инструменты, материалы, технологии, лицензии, ноу-хау, производятся операции по лизингу основных фондов, приглашаются иностранные специалисты, обучаются кадры;
погашение валютных кредитов и процентов за их использование;
уплата комиссионных вознаграждений специализированным внешнеэкономическим организациям за услуги по содействию в совершении операций на внешних рынках;
вложения в приобретение ценных бумаг иностранных компаний, фирм, финансовых и кредитных учреждений в порядке участия в капитале;
уплата штрафов, пени, компенсаций за нарушение условий договоров, контрактов по внешнеэкономическим обязательствам;
покупка национальной валюты для обеспечения внутренних потребностей;
приобретение импортных товаров потребительского и культурно-бытового назначения, медикаментов, медицинского оборудования и инструментов для удовлетворения потребностей коллективов организаций (согласно установленным нормативам).
Возможно и другое использование валютных ресурсов по усмотрению собственника или учредителей.
Юридические лица вправе объединять принадлежащие им валютные фонды для выполнения общих задач развития: производственной инфраструктуры, строительства объектов совместного пользования, проведения научных исследований и внедрения результатов научных разработок в производство, финансирования перспективных проектов, информационных систем, маркетинговых исследований и т.д.
- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51