Доходы и расходы местных бюджетов
Структура местных бюджетов аналогична структуре республиканского бюджета и состоит из следующих разделов:
доходы (налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты);
затраты;
операционное сальдо;
чистое бюджетное кредитование (бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов);
сальдо по операциям с финансовыми активами (приобретение финансовых активов; поступления от продажи финансовых активов государства);
дефицит (профицит) бюджета;
финансирование дефицита (использование профицита) бюджета (поступление займов; погашение займов; движение остатков бюджетных средств).
Поступления в областной бюджет:
Налоговые поступления: ндивидуальный подоходный налог, социальный налог, по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом; ряд плат и сборов.
Неналоговыми поступлениями в областной бюджет являются:
доходы от коммунальной собственности, поступления от реализации товаров (работ, услуг), поступления от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета;
штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета;
официальные трансферты из республиканского бюджета и из бюджетов районов (городов областного значения);
поступления от продажи основного капитала - государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета.
В областной бюджет зачисляются поступления от погашения выданных из областного бюджета кредитов, продажи финансовых активов государства, находящихся в областной коммунальной собственности, займов местных исполнительных органов областей.
Поступления в бюджет города республиканского значения, столицы.
Налоговыми поступлениями в бюджет города республиканского значения, столицы являются:
индивидуальный подоходный налог, социальный налог, налог на имущество, земельный налог, единый земельный налог, налог на транспортные средства (по нормативам распределения доходов); акцизы на все виды спирта, алкогольную продукцию, табачные изделия (произведенные на территории Республики Казахстан) икру осетровых и лососевых рыб, игорный бизнес, организацию и проведение лотерей, легковые автомобили, бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо.
Неналоговыми поступлениями этого уровня являются:
доходы от коммунальной собственности, поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями и разные поступления, аналогичные поступлениям в областной бюджет, но администрируемые органами управления города республиканского значения, столицы.
Поступления в бюджет района (города областного значения).
Налоговыми поступлениями в бюджет района (города областного значения) являются: индивидуальный подоходный налог, социальный налог (по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом); налог на имущество физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; земельный налог; единый земельный налог; налог на транспортные средства с физических и юридических лиц; некоторые виды акцизов.
Неналоговыми поступлениями района, города являются доходы, сборы, платы, соответствующие данному уровню управления.
Соотношение между отдельными категориями поступлений в местные бюджеты, в среднем по Казахстану, по данным таблицы 15.1 сложилось в пользу налоговых (61,5%), из которых преобладает социальный налог (28,0%), индивидуальный подоходный налог - 16,4%, налоги на собственность (на имущество, землю, на транспортные средства) - около 14%.
Вторым источником поступлений являются трансферты из республиканского бюджета. В среднем, они занимают около 34,8% поступлений, в бюджетных некоторых субвенциальных областей данный источник занимает до 50%, поскольку собственных налоговых и других поступлений не хватает для достижения приемлемого уровня финансирования социально-экономических потребностей. Это связано с тем, что в таких областях имеется узкая налоговая база, представленная маломощными хозяйствующими субъектами, фискальный потенциал которых невелик.
В этом аспекте является актуальной проблема перераспределения поступлений через республиканский бюджет посредством механизма бюджетных изъятий и субвенций, то есть требуется отработка данного механизма на объективных началах. К примеру, существенные диспропорции имеются в Алматинском регионе: доходный потенциал г.Алматы оставляет около 25% всего государственного бюджета, в то время как расходы бюджета города - 7% от расходов государственного бюджета, что означает мобилизацию в республиканский бюджет 2/3 собираемых по городу поступлений. Сверх того, из оставшейся 1/3, бюджет города перечисляет в республиканский бюджет еще половину поступлений в виде бюджетных изъятий. В противоположном случае, Алматинская область имея налоговый потенциал в 2,6% от общегосударственного, производит свыше 4% расходов от итога госбюджета, то есть 50% формирует бюджет за счет субвенций.
Проблемы местных бюджетов состоит также в том, что отрасли хозяйства, составляющие их собственность, не только не дают доходов для формирования бюджетов (жилищное хозяйство, учреждения культуры и искусства, коммунальная инфраструктура - водопровод, транспорт, служба очистки и др)., но являются убыточными и поглощают значительную часть средств местных бюджетов. При разделении собственности на республиканскую и коммунальную в ведение местных органов власти были переданы убыточные предприятия или приносящие небольшие доходы.
Местные бюджеты несут расходы в разрезе функциональных групп, но с разным их удельным весом в общем объёме. Так, на областном уровне - обеспечение гарантированного объема медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; на районном уровне - значительны расходы на образование, жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечение занятости населения, государственная адресная социальная помощь, финансирование мероприятий по сельскому хозяйству, земельным отношениям.
В расходах местных бюджетов (таблица 15.1) преобладает финансирование социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения, социальной защиты населения (51,7%), из экономических отраслей - транспорта и связи.
Функциональная группа - расходы на оборону - означает финансирование затрат на гражданскую оборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов.
Таблица 15.1 Состав и структура исполнения местных бюджетов Республики Казахстан в 2004 г. (в текущих ценах)
Категории поступлений и функциональные группы расходов | Млрд.тенге | Удельный вес в % |
1. ДОХОДЫ | 600,8 | 100,0 |
Налоговые поступления | 369,7 | 61,5 |
в том числе: |
|
|
индивидуальный подоходный налог | 98,5 | 16,4 |
социальный налог | 168,0 | 28,0 |
акцизы | 21,5 | 3,6 |
Неналоговые поступления | 9,1 | 1,5 |
Доходы от операций с капиталом | 12,9 | 2,1 |
Полученные официальные трансферты | 209,1 | 34,8 |
II. ЗАТРАТЫ | 608,8 | 100,0 |
1. Государственные услуги общего характера | 21,9 | 3,6 |
2. Оборона | 10,0 | 1,6 |
3. Общественный порядок и безопасность | 24,5 | 4,0 |
4. Образование | 167,4 | 27,5 |
5. Здравоохранение | 107,1 | 17,6 |
6. Социальное обеспечение и социальная помощь | 40,0 | 6,6 |
7. Жилищно-коммунальное хозяйство | 67,6 | 11,1 |
8. Культура, спорт, информационное пространство | 28,4 | 4,7 |
9. Топливно-энергетический комплекс и недрпользование | 9,1 | 1,5 |
10. Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды | 8,6 | 1,4 |
11. Промышленность и строительство | 0,8 | 0,1 |
12. Транспорт и связь | 34,0 | 5,6 |
13. Прочие | 21,7 | 3,6 |
14. Обслуживание долга | 1,0 | 0,1 |
15. Официальные трансферты | 66,7 | 11,0 |
III. ОПЕРАЦИОННОЕ САЛЬДО | -8,0 |
|
IV.MHCTOE БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ | -1,5 |
|
Бюджетные кредиты | 7,1 |
|
Погашение бюджетных кредитов | 8,6 |
|
V. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ | 4,3 |
|
Приобретение финансовых активов | 6,2 |
|
Поступления от продажи финансовых активов | 1,9 |
|
VI. ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) | -10,8 |
|
VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ | 10,8 |
|
Внутреннее | 10,8 |
|
Поступление | 20,3 |
|
Погашение | -9,5 |
|
Достаточно велик удельный вес расходов на официальные трансферты - изъятия средств из местных бюджетов для передачи вышестоящему бюджету (в данном случае республиканскому). Бюджетные изъятия совершаются в областях, которые в связи с более высоким экономическим уровнем развития или по природным условиям, имеют налоговую базу выше средней по стране и, соответственно, более высокий уровень налоговых поступлений. Как субвенции, так и изъятия используются для выравнивания уровня социально-экономического развития административно-территориальных единиц.
Что касается доли расходов местных бюджетов в расходах государственного бюджета по отдельным функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место, например: жилищно-коммунальное хозяйство -100,0%; образование - 87,8%; здравоохранение - 81,6%;
культура, спорт, информационное пространство - 64,7%; Расходы на социальное обеспечение и социальнуюпомощь занимают 14,7%, что объясняется их преимущественным администрированием вышестоящим уровнем управления.
Довольно значительны объемы расходов по другим группам: управление (государственные услуги общего характера) - 26,3%;
общественный порядок и безопасность - 20,7%. Финансирование экономики в целом составляет небольшой удельный вес в расходной части местных бюджетов - 8,6%, а в государственном бюджете — 25,8%, но такой вид деятельности как транспорт и связь - 33,5%.
Состав и структура поступлений и расходования средств на местном уровне зависит от факторов, определяющих степень социально-экономического развития административно-территориальной единицы: наличия производственных объектов, природных ресурсов, объектов социальной и бытовой инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатических условий и т.д.
Аналогична ситуация внутри местного уровня — в бюджетах городов, районов. Так, в бюджете Алматинской области 50% поступлений приходится на областной бюджет и 46% на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений соответственно 40% и 60%, неналоговых - 27% и 73%, то есть в пользу низовых бюджетов, а субвенций - 57% и 43%. Расходы областного бюджета и бюджетов городов и районов распределены поровну, но во втором случае преобладают расходы на образование (80%), здравоохранение (71%), на управление (60%), в областном бюджете - расходы на социальное обеспечение и социальную помощь (90%).
Заимствование местными исполнительными органами осуществляется в виде получения займов от Правительства Республики Казахстан для финансирования дефицитов бюджетов с целью реализации бюджетных инвестиционных проектов (программ), а также на покрытие кассового разрыва.
Средства, полученные по займам местного исполнительного органа, используются на указанные цели в порядке исполнения местного бюджета на соответствующий финансовый год.
Государственное заимствование местным исполнительным органом ограничивается установленным лимитом долга соответствующего местного исполнительного органа и объемом средств местного бюджета, направляемых на погашение и обслуживание долга соответствующего местного исполнительного органа.
Лимит долга местного исполнительного органа составляет 25% от доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год.
Объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать 10% от доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год.
Погашение и обслуживание долга местных исполнительных органов осуществляются ими за счет средств, предусмотренных в местных бюджетах на соответствующий финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51