logo
МЕЛЬНИКОВ В

Доходы и расходы местных бюджетов

Структура местных бюджетов аналогична структуре респу­бликанского бюджета и состоит из следующих разделов:

  1. доходы (налоговые поступления; неналоговые поступле­ния; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты);

  2. затраты;

  3. операционное сальдо;

  4. чистое бюджетное кредитование (бюджетные кредиты; по­гашение бюджетных кредитов);

  5. сальдо по операциям с финансовыми активами (приобрете­ние финансовых активов; поступления от продажи финансовых активов государства);

  6. дефицит (профицит) бюджета;

  7. финансирование дефицита (использование профицита) бюджета (поступление займов; погашение займов; движение остатков бюджетных средств).

Поступления в областной бюджет:

Налоговые поступления: ндивидуальный подоходный налог, социальный налог, по нормативам распределения доходов, уста­новленным областным маслихатом; ряд плат и сборов.

Неналоговыми поступлениями в областной бюджет являются:

доходы от коммунальной собственности, поступления от реа­лизации товаров (работ, услуг), поступления от проведения госу­дарственных закупок, организуемых государственными учрежде­ниями, финансируемыми из областного бюджета;

штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государствен­ными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета;

официальные трансферты из республиканского бюджета и из бюджетов районов (городов областного значения);

поступления от продажи основного капитала - государствен­ного имущества, закрепленного за государственными учреждени­ями, финансируемыми из областного бюджета.

В областной бюджет зачисляются поступления от погашения выданных из областного бюджета кредитов, продажи финансовых активов государства, находящихся в областной коммунальной соб­ственности, займов местных исполнительных органов областей.

Поступления в бюджет города республиканского значения, столицы.

Налоговыми поступлениями в бюджет города республикан­ского значения, столицы являются:

индивидуальный подоходный налог, социальный налог, на­лог на имущество, земельный налог, единый земельный налог, налог на транспортные средства (по нормативам распределения доходов); акцизы на все виды спирта, алкогольную продукцию, табачные изделия (произведенные на территории Республики Ка­захстан) икру осетровых и лососевых рыб, игорный бизнес, орга­низацию и проведение лотерей, легковые автомобили, бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо.

Неналоговыми поступлениями этого уровня являются:

доходы от коммунальной собственности, поступления от реа­лизации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями и разные поступления, аналогичные поступлениям в областной бюджет, но администрируемые органами управления города ре­спубликанского значения, столицы.

Поступления в бюджет района (города областного значе­ния).

Налоговыми поступлениями в бюджет района (города област­ного значения) являются: индивидуальный подоходный налог, социальный налог (по нормативам распределения доходов, уста­новленным областным маслихатом); налог на имущество физи­ческих лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; земельный налог; единый земельный налог; налог на транс­портные средства с физических и юридических лиц; некоторые виды акцизов.

Неналоговыми поступлениями района, города являются до­ходы, сборы, платы, соответствующие данному уровню управле­ния.

Соотношение между отдельными категориями поступлений в местные бюджеты, в среднем по Казахстану, по данным таблицы 15.1 сложилось в пользу налоговых (61,5%), из которых преобладает социальный налог (28,0%), индивидуальный подоходный налог - 16,4%, налоги на собствен­ность (на имущество, землю, на транспортные средства) - около 14%.

Вторым источником поступлений являются трансферты из республи­канского бюджета. В среднем, они занимают около 34,8% поступлений, в бюджетных некоторых субвенциальных областей данный источник за­нимает до 50%, поскольку собственных налоговых и других поступлений не хватает для достижения приемлемого уровня финансирования социаль­но-экономических потребностей. Это связано с тем, что в таких областях имеется узкая налоговая база, представленная маломощными хозяйствую­щими субъектами, фискальный потенциал которых невелик.

В этом аспекте является актуальной проблема перераспределения по­ступлений через республиканский бюджет посредством механизма бюджет­ных изъятий и субвенций, то есть требуется отработка данного механизма на объективных началах. К примеру, существенные диспропорции имеют­ся в Алматинском регионе: доходный потенциал г.Алматы оставляет около 25% всего государственного бюджета, в то время как расходы бюджета го­рода - 7% от расходов государственного бюджета, что означает мобилиза­цию в республиканский бюджет 2/3 собираемых по городу поступлений. Сверх того, из оставшейся 1/3, бюджет города перечисляет в республикан­ский бюджет еще половину поступлений в виде бюджетных изъятий. В противоположном случае, Алматинская область имея налоговый потенци­ал в 2,6% от общегосударственного, производит свыше 4% расходов от итога госбюджета, то есть 50% формирует бюджет за счет субвенций.

Проблемы местных бюджетов состоит также в том, что отрасли хо­зяйства, составляющие их собственность, не только не дают доходов для формирования бюджетов (жилищное хозяйство, учреждения культуры и искусства, коммунальная инфраструктура - водопровод, транспорт, служба очистки и др)., но являются убыточными и поглощают значи­тельную часть средств местных бюджетов. При разделении собственно­сти на республиканскую и коммунальную в ведение местных органов власти были переданы убыточные предприятия или приносящие не­большие доходы.

Местные бюджеты несут расходы в разрезе функциональных групп, но с разным их удельным весом в общем объёме. Так, на областном уровне - обеспечение гарантированного объема меди­цинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; на районном уровне - значительны рас­ходы на образование, жилищно-коммунальное хозяйство, обеспе­чение занятости населения, государственная адресная социальная помощь, финансирование мероприятий по сельскому хозяйству, земельным отношениям.

В расходах местных бюджетов (таблица 15.1) преобладает фи­нансирование социальной инфраструктуры - образования, здра­воохранения, социальной защиты населения (51,7%), из экономи­ческих отраслей - транспорта и связи.

Функциональная группа - расходы на оборону - означает фи­нансирование затрат на гражданскую оборону (при чрезвычай­ных событиях) и военкоматов.

Таблица 15.1 Состав и структура исполнения местных бюджетов Республики Казахстан в 2004 г. (в текущих ценах)

Категории поступлений и функциональные группы расходов

Млрд.тенге

Удельный вес в %

1. ДОХОДЫ

600,8

100,0

Налоговые поступления

369,7

61,5

в том числе:

индивидуальный подоходный налог

98,5

16,4

социальный налог

168,0

28,0

акцизы

21,5

3,6

Неналоговые поступления

9,1

1,5

Доходы от операций с капиталом

12,9

2,1

Полученные официальные трансферты

209,1

34,8

II. ЗАТРАТЫ

608,8

100,0

1. Государственные услуги общего характера

21,9

3,6

2. Оборона

10,0

1,6

3. Общественный порядок и безопасность

24,5

4,0

4. Образование

167,4

27,5

5. Здравоохранение

107,1

17,6

6. Социальное обеспечение и социальная помощь

40,0

6,6

7. Жилищно-коммунальное хозяйство

67,6

11,1

8. Культура, спорт, информационное пространство

28,4

4,7

9. Топливно-энергетический комплекс и недрпользование

9,1

1,5

10. Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды

8,6

1,4

11. Промышленность и строительство

0,8

0,1

12. Транспорт и связь

34,0

5,6

13. Прочие

21,7

3,6

14. Обслуживание долга

1,0

0,1

15. Официальные трансферты

66,7

11,0

III. ОПЕРАЦИОННОЕ САЛЬДО

-8,0

IV.MHCTOE БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

-1,5

Бюджетные кредиты

7,1

Погашение бюджетных кредитов

8,6

V. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫ­МИ АКТИВАМИ

4,3

Приобретение финансовых активов

6,2

Поступления от продажи финансовых активов

1,9

VI. ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)

-10,8

VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ

10,8

Внутреннее

10,8

Поступление

20,3

Погашение

-9,5

Достаточно велик удельный вес расходов на официальные транс­ферты - изъятия средств из местных бюджетов для передачи выше­стоящему бюджету (в данном случае республиканскому). Бюджет­ные изъятия совершаются в областях, которые в связи с более высо­ким экономическим уровнем развития или по природным условиям, имеют налоговую базу выше средней по стране и, соответственно, более высокий уровень налоговых поступлений. Как субвенции, так и изъятия используются для выравнивания уровня социально-эконо­мического развития административно-территориальных единиц.

Что касается доли расходов местных бюджетов в расходах го­сударственного бюджета по отдельным функциональным груп­пам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место, например: жилищно-коммунальное хозяйство -100,0%; образование - 87,8%; здравоохранение - 81,6%;

культура, спорт, информационное пространство - 64,7%; Расходы на социальное обеспечение и социальнуюпомощь за­нимают 14,7%, что объясняется их преимущественным админи­стрированием вышестоящим уровнем управления.

Довольно значительны объемы расходов по другим группам: управление (государственные услуги общего характера) - 26,3%;

общественный порядок и безопасность - 20,7%. Финансирование экономики в целом составляет небольшой удельный вес в расходной части местных бюджетов - 8,6%, а в государственном бюджете — 25,8%, но такой вид деятельности как транспорт и связь - 33,5%.

Состав и структура поступлений и расходования средств на местном уровне зависит от факторов, определяющих степень со­циально-экономического развития административно-территори­альной единицы: наличия производственных объектов, природ­ных ресурсов, объектов социальной и бытовой инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатиче­ских условий и т.д.

Аналогична ситуация внутри местного уровня — в бюджетах городов, районов. Так, в бюджете Алматинской области 50% по­ступлений приходится на областной бюджет и 46% на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений соот­ветственно 40% и 60%, неналоговых - 27% и 73%, то есть в поль­зу низовых бюджетов, а субвенций - 57% и 43%. Расходы област­ного бюджета и бюджетов городов и районов распределены по­ровну, но во втором случае преобладают расходы на образование (80%), здравоохранение (71%), на управление (60%), в областном бюджете - расходы на социальное обеспечение и социальную по­мощь (90%).

Заимствование местными исполнительными органами осу­ществляется в виде получения займов от Правительства Респу­блики Казахстан для финансирования дефицитов бюджетов с целью реализации бюджетных инвестиционных проектов (про­грамм), а также на покрытие кассового разрыва.

Средства, полученные по займам местного исполнительного органа, используются на указанные цели в порядке исполнения местного бюджета на соответствующий финансовый год.

Государственное заимствование местным исполнительным органом ограничивается установленным лимитом долга соответ­ствующего местного исполнительного органа и объемом средств местного бюджета, направляемых на погашение и обслуживание долга соответствующего местного исполнительного органа.

Лимит долга местного исполнительного органа составляет 25% от доходов местного бюджета на соответствующий финан­совый год.

Объем расходов на погашение и обслуживание долга местно­го исполнительного органа не должен превышать 10% от дохо­дов местного бюджета на соответствующий финансовый год.

Погашение и обслуживание долга местных исполнитель­ных органов осуществляются ими за счет средств, предусмо­тренных в местных бюджетах на соответствующий финансо­вый год, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4