logo search
МЕЛЬНИКОВ В

Внешний государственный долг

Внешний государственный долг — сумма финансовых обяза­тельств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опас­ным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов может привести - а также уже случалось с рядом стран - к эконо­мической и политической зависимости от стран-кредиторов.

Для относительной характеристики величины государствен­ного долга в мировой практике используются специальные по­казатели, рекомендуемые Мировым Банком Реконструкции и Раз­вития (см. табл. 17.1).

Таблица 17.1. Относительные параметры внешнего долга

Относительные параметры внеш­него долга

низкая

задолжен­

ность

умерен­ная за­должен­ность

высокая

задолжен­

ность

1. Отношение валового внешнего долга к ВВП (в %, включая меж­фирменную задолженность)

менее 48

48-80

свыше 80

2. Отношение валового внешнего долга к годовому экспорту товаров и услуг (в %, включая межфирмен­ную задолженность)

менее 132

132-220

свыше

220

3. Отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг (в %, исключая межфирменную за­долженность)

менее 18

18-30

свыше 30

4. Отношение платежей вознаграж­дения к к экспорту товаров и услуг (%)

менее 12

12-20

свыше 20

Бюджетным кодексом Республики Казахстан внешний государ­ственный долг определен как составная часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства и Национального банка Республи­ки Казахстан перед кредиторами - нерезидентами Республики Казахстан.

Гарантированный государством долг - сумма полученных и непогашенных на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственные гарантии Республики Казахстан. Го­сударственная (правительственная, суверенная) гарантия Респу­блики Казахстан - обязательство Правительства Республики Ка­захстан перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом Респу­блики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок.

Значительную часть валового внешнего долга страны занимает долг частного сектора, негарантированного государством, в том числе межфир­менная задолженность. Эта часть Долга связана с расширением кредитных взаимоотношений экономических субъектов на внешних рынках ссудного капитала. Межфирменная задолженность представляет взаимоотношения по кредитам выданных со стороны зарубежных материнских компаний и фирм дочерним предприятиям, филиалам, действующим в Казахстане. Нельзя считать подобную задолженность нейтральной для экономики и финансов страны. Внешние кредиты частного сектора вызывают неже­лательные колебания валютного курса, могут нарушить установившееся равновесие на валютном рынке, усугубляя проблемы в проведении вы­бранного направления денежно-кредитной политики монетарными властя­ми, влияют на устойчивость денежного обращения. Если межфирменная задолженность достигает больших объемов или оформляется под высокие ставки процентов, то, включаясь в издержки, завышает величину нало­говых вычетов, приводя к уменьшению налоговых платежей. И в целом практика манипулирования затратами путем оформления (как правило, формального) кредитных, лизинговых и тому подобных сделок приводит к искажению истинных результатов экономической деятельности в нужном для зарубежных субъектов представлении.

Наличие внешнего долга означает необходимость передачи части соз­данного продукта за пределы страны. Процентные платежи по государ­ственному долгу имеют тенденцию быстро расти, что воспроизводит долг «сам себя». Такие выплаты сдерживают будущее экономическое развитие и еще больше усугубляют дефицит бюджета страны-реципиента.

Рост внешнего долга также снижает международный авторитет страны- реципиента и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Негативные последствия крупных и хронических дефицитов и наличия государственного долга связываются с нарушениями макроэкономической стабильности.

Помимо «эффекта вытеснения» инвестиций, высокий уровень процента по государственным ценным бумагам привлекает иностранный капитал, но такой приток средств означает прирост внешнего долга. Предпочтитель-

87-26

ность иностранных инвестиций в отечественные ценные бумаги повышает спрос на национальную валюту (на которую можно приобрести ценные бу­маги) и вызывает рост ее курса на международном валютном рынке. Уве­личение курса валюты приводит к удорожанию экспорта и удешевлению импорта в результате чего экспорт сокращается, а импорт увеличивается. Торговый баланс сводится с отрицательным сальдо. Поскольку чистый экс­порт (превышение экспорта над импортом) является компонентой сово­купного спроса, его сокращение или отрицательное сальдо оказывает сдер­живающее воздействие на национальное производство.

В этой связи возможно законодательное вмешательство государства, в лице его представительного органа, в рассмотренные процессы путем установления пределов бюджетного дефицита и государственного долга, установление права вето по отдельным статьям расходов бюджета.

Бюджетным кодексом Республики Казахстан установлены лимиты заимствования для соответствующих государственных структур:

  1. лимит правительственного долга;

  2. лимит внешнего долга Национального банка Республики Ка­захстан;

  3. лимит долга местного исполнительного органа.

Эти лимиты представляют собой планируемые, соответствен­но, в республиканском бюджете, Национальном банке, местном бюджете, фиксированные суммы полученных и непогашенных займов, которые не должны превышать фактический долг соот­ветствующей структуры на заданную дату (конец финансового года).

Лимит правительственного долга - утверждаемая законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год фиксированная сумма полученных и непогашенных правитель­ственных займов, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года).

Для Национального банка лимит устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев при­влечения Национальным банком программных займов от между­народных финансовых организаций.

Лимит предоставления государственных гарантий - утверж­даемая законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год фиксированная сумма, в пределах которой могут быть выданы государственные гарантии;

Лимит долга местного исполнительного органа - утвержда­емая в местном бюджете на соответствующий финансовый год фиксированная сумма полученных и непогашенных займов мест­ного исполнительного органа, которую не должен превышать фактический долг местного исполнительного органа на заданную дату (на конец финансового года). Лимит долга местного испол­нительного органа составляет 25% от доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год. Объем расходов на пога­шение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать 10% от доходов местного бюджета на соот­ветствующий финансовый год.

Законом устанавливается лимит представления государ­ственных гарантий — фиксированная сумма, утверждаемая в со­ставе республиканского бюджета на соответствующий финансо­вый год, в пределах которой могут быть выданы государственные гарантии Республики Казахстан.

Государственная (правительственная, суверенная) гаран­тия Республики Казахстан - обязательство Правительства перед кредитором полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком — резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок.