Государственное регулирование уровня жизни населения
В мировой практике одним из индикаторов уровня жизни населения является прожиточный минимум, который используется в государственной социальной политике для определения порога бедности и определения размеров социальных выплат.
В определении сущности и величины прожиточного минимума в международной практике более всего распространен подход, основанный на установлении некоего минимума товаров и услуг, предполагающего удовлетворение минимальных потребностей человека - потребительская корзина. Она делится на продовольственную и непродоолъственную части. При этом в большинстве стран на долю продовольственных расходов в прожиточном минимуме приходится от 25 до 50%.
Стоимость потребительской корзины определяется нормативным, статистическим или комбинированным методами. Широко распространена в развитых странах практика определения прожиточного минимума с учетом медианных доходов населения. В большинстве восточноевропейских стран в расчетах используется нормативный метод. В странах СНГ он используется преимущественно и равняется стоимости минимальной потребительской корзины.
Практика убеждает в преимуществах использования комбинированного метода, когда величина прожиточного минимума зависит от норм потребления продуктов питания и установленною соотношения между продовольственными и непродовольственными расходами.
Существовавшее до 2005 года в Казахстане соотношение в прожиточном минимуме между продовольственной и непродовольственной частью — 70 к 30 % -не отвечало реальной структуре расходов населения. Сложилась настоятельная необходимость в принятии новых минимальных норм потребления основных продуктов питания для различных, групп населения. Это связано с тем, нто действующие минимальные нормы потребления пищевых продуктов во многом соответствовавшие специфике кризисного периода развития экономики, не отвечают современному представлению о здоровом питании, нынешним реалиям развития экономики, наметившейся тенденции демографической ситуации и уровню насыщенности продовольственного рынка страны основными пищевыми продуктами.
Соотношение в прожиточном минимуме между продовольственной и непродовольственной частью 70 к 30 % с 2006г. изменяется на соотношение 60 к 40%. Второе изменение касается состава продовольственной корзины, который расширяется с учетом рекомендаций ВОЗ по полноценному и сбалансированному питанию. Прежде всего, ассортиментным набором продовольственной корзины, который включает 43 наименования предметов вместо 20. Это позволяет разнообразить суточный рацион питания, существенно увеличить поступление питательных веществ с выраженными полезными свойствами. Причем, для этого не потребуется значительного увеличения семейного бюджета. Достигается, как считают специалисты, сбалансированность по питательным микроэлементам.
Прожиточный минимум как социальный индикатор, является своеобразной точкой отсчета, его используют для оценки уровня жизни населения и измерения бедности и обоснования минимального размера заработной платы, пенсии и иных базовых социальных выплат.
Поэтому государственные социальные стандарты, начиная с 2006 года, устанавливаются с учетом прожиточного минимума а размеры основных социальных выплат - на уровне не ниже этого минимума.
С принятием новых подходов к определению прожиточного минимума изменится порог бедности. Здесь нужно выделить два фактора. Один из них - оценка уровня жизни населения, то есть определение удельного веса граждан, имеющих уровень жизни ниже прожиточного минимума. По данным статистики, доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума сократилась с 34,5 % в 1998 году, до 16,1 % 2004 году. Второй фактор — это оказание социальной помощи. Все страны, в зависимости от своих возможностей, определяют порог, за ко
торым гражданину, семье оказывают социальную помощь. Так, в Иогвахстане адресная социальная помогцъ (ДСЩ приставляется, семьям, в которых средаедушевой. доход ш\же черты йедшста, установленной в размере 40 процентов от прожиточного минимума.
В соответствии с Законом о государственном пособии семьям, имеющим детей, пособия детям до 18 лет (кроме единовременных пособий на рождение ребенка) предоставляются семьям имеющим 60% от прожиточного минимума.
В Казахстане наблюдается постепенное сокращение бедности с точки зрения дохода. Однако ее уровень все еще остается высоким.
Доля населения, имеющего доходы ниже стоимости продовольственной корзины, сократились с 11,7% в 2000 г. до 4,3% в 2004 г. Величина прожиточного минимума увеличилась с 4007 тенге в месяц (28 долл. США) в 2000 г. до 5427 тенге (40 долл.) в 2004 г.; величина продовольственной корзины - с 2805 тенге (20 долл.) до 3799 тенге (28 долл.) Однако, эти увеличения на 35,4% перекрыты накопленной за эти годы инфляцией (29%), а при измерении в долларовом эквиваленте - дополнительно снижением среднегодового курса доллара на 4,6%. Таким образом, величина прожиточного минимума в 2004 г. достигла отметки нижней черты бедности, измеряемой доходами в 1 доллар в день по критерию ООН, а по продовольственной корзине - нет. По величине среднедушевого денежного дохода (28270 тенге в месяц, или 94,3 долл.) критерий ООН превышен, но упомянутая величина ниже соответствующего повышенного критерия Всемирного банка - 4 долл. в день.
Вместе с тем, согласно Программе дальнейшего углубления социальных реформ на 2005-2007 годы будут реализованы мероприятия по улучшению жизни населения: увеличение заработной платы, особенно в значительной степени работникам бюджетной сферы и государственным служащим; повышение государственных социальных пособий всем категориям инвалидов и получателям пособий по возрасту; оказание поддержки семьям, потерявшим кормильца; введение дополнительной базовой пенсионной выплаты; повышение специальных государственных пособий многодетным матерям; назначение пособий по уходу за ребенком до 1 года; бесплатное обеспечение лекарствами некоторых категорий детей, подростков, беременных женщин.
На сокращение бедности оказывают влияние повышение уровня доходов в сравнении с прожиточным минимумом, сокращение безработицы и оказание достаточной адресной социальной помощи.
Расчеты показывают, что корреляция между соотношением доходов с прожиточным минимумом и бедностью тесная - на уровне 0,9. Для ликвидации бедности необходимо поднимать средний уровень доходов населения.
Сокращение безработицы также влияет на сокращение бедности. В 2004 г. в Казахстане уровень безработицы сложился в 8,4%. По расчетам сокращение безработицы до уровня 2,8% приводит к практической ликвидации влияния этого фактора на бедность, то есть значимость этого показателя постепенно снижается. Одновременно повышается роль оплаты труда: основной причиной бедности является низкая оплата труда, на втором месте - отсутствие работы.
Постоянное отслеживание причин бедности и оценка влияния отдельных факторов на ее сокращение позволит сделать этот процесс управляемым и обеспечит достижение постатейных целей по сокращению бедности в стране.
Динамика показателей бедности приведена в табл. 18.1, из которой прослеживается ее постепенное снижение.
Таблица 18.1 Уровень бедности в Казахстане с точки зрения дохода
Период, годы | Масштабы бедности, % | Глубина бедности,% | Острота бедности, % | Коэф фициент фондов, рзз | Коэффициент Джини (по 20% группам населения) | Коэффициент Джини (поЮ % группам населения) |
1996 | 34,6 | 11,4 | 5,2 |
| 0,319 | - |
1997 | 38,3 | 12,1 | 3,1 | 10,2 | 0,338 | - |
1998 | 39,0 | 12,8 | 3,8 | 11,3 | 0,347 | 0,376 |
1999 | 34,5 | 13,7 | 5,5 | 9,4 | 0,332 | 0,350 |
2000 | 31,8 | 10,3 | 4,0 | 8,3 | 0,307 | 0,323 |
2001 | 28,4 | 7,8 | 3,1 | 8,8 | 0,322 | 0,339 |
2002 | 24,2 | 6,1 | 2,2 | 8,1 | 0,312 | 0,328 |
2003 | 19,8 | 4,6 | 1,6 | 7,4 | 0,300 | 0,315 |
2004 | 16,1 | 3,3 | 1,0 | 6,8 | 0,291 | 0,305 |
Масштаб бедности - количественный показатель, доля (численность) населения с доходами ниже прожиточного минимума (продовольственной черты бедности и установленной черты бедности); доля населения, у которого уровень (дохода) потребления на человека ниже определенной черты.
Коэффициент глубины бедности — показывает среднее отклонение уровня дохода (потребления) людей, находящихся ниже прожиточного минимума от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенного с общим числом членов домохозяйств. Он различает различные группы малоимущих в зависимости от того, насколько ниже определенной черты находится их уровень дохода (потребления).
Коэффициент остроты бедности характеризует средневзвешенное отклонение доходов обследуемых домохозяйств от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного квадратичного дефицита доходов, соотнесенного общим числом членов обследуемых домохозяйств. Показатель остроты бедности рассчитывается с учетом большего веса для семьи с более высоким размером дефицита дохода. Служит для количественного измерения степени серьезности бедности, т.е. характеризует неравенство среди бедных.
Коэффициент фондов - измеряет соотношение между средними доходами сравниваемых групп населения внутри ряда распределения в десятой и первой децильных группах:
Коэффициент неравномерности распределения доходов среди населения (коэффициент концентрации доходов Лоренца ши индекс Джини) дает возможность чрсленно оценить степень неравенства. Он устанавливает степень отклонения фактического распределения доходов по численно равным группам населения от линии их равномерного распределения. Статистическая мера равенства доходов колеблется от 0 до 1, означая при 0-со- вершенное равенство доходов у всех групп населения, при 1-совершенное неравенство, когда весь доход принадлежит одной группе лиц.
В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограничена. В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через налоговый механизм.
В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения в ежегодно принимаемом законе «О республиканском бюджете» устанавливается минимальный размер заработной платы и минимальный размер пенсии. Предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного минимума.
Реальное значение минимальных показателей из-за инфляции постоянно падает. Правительство Казахстана, стремясь несколько оградить минимальную оплату от обесценивания, периодически увеличивает ее размеры.
Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды доплат, исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5
2 раза меньше, чем в промышленности, уже не говоря о финансово-кредитных учреждениях.
Региональные органы, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку, исходя из размеров своего бюджета.
- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51