logo search
МЕЛЬНИКОВ В

Межбюджетные отношения и их регулирование

Межбюджетными отношениями являются отношения между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в бюджетном про­цессе.

Межбюджетные отношения основаны на четком разграниче­нии функций и полномочий между уровнями государственного управления, едином распределении поступлений и расходов между уровнями бюджетов, а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных отношений.

Вмешательство Правительства Республики Казахстан и цен­тральных государственных органов, местных исполнительных органов областей в бюджетный процесс соответственно областей, городов республиканского значения, столицы и районов (городов областного значения) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

  1. равенство бюджетов во взаимоотношениях с вышестоящим бюдже­том;

  2. эффективное распределение поступлений, учитывающее одновре­менное соблюдение критериев их разграничения, а именно:

за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;

налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услу­ги, оказанные (удержанные) государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

налоги, имеющие перераспределительный характер, а также неравно­мерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетной системы;

при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориаль­ную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

  1. выравнивание уровней бюджетной обеспеченности административ­но-территориальных единиц Республики Казахстан;

  2. обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

  3. максимальные эффективность и результативность предоставления госу­дарственных услуг - закрепление государственных услуг за тем уровнем госу­дарственного управления, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное производство и предоставление государственных услуг;

  4. максимальное приближение уровня предоставления государственной услуги к ее получателям - передача исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учета потребностей их получателей и повышения качества государственных услуг;

  5. ответственность каждого уровня бюджета за эффективное и целевое использование полученных официальных трансфертов и кредитов.

Межбюджетные отношения регулируются:

  1. между республиканским и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы:

официальными трансфертами; бюджетными кредитами;

  1. между областным и районными (городов областного значе­ния) бюджетами:

официальными трансфертами; бюджетными кредитами;

нормативами распределения доходов.

Официальные трансферты подразделяются на трансфер­ты общего характера, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие.

При определении форм регулирования межбюджетных отно­шений учитываются налоговый потенциал каждого из уровней бюджетов, результаты оценки объективных бюджетных потреб­ностей регионов, утвержденные натуральные нормы. Формы ре­гулирования межбюджетных отношений устанавливаются в соот­ветствии со среднесрочной фискальной политикой.

Официальными трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия.

Бюджетными субвенциями являются официальные транс­ферты, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете. Бюджетными изъятиями являются офици­альные трансферты, передаваемые из нижестоящих бюджетов в вышестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в респу­бликанском или областном бюджете.

Объемы официальных трансфертов общего характера опреде­ляются как разница между объемами доходов и затрат соответ­ствующего местного бюджета. При превышении прогнозного объема доходов над прогнозным объемом затрат местного бюд­жета устанавливаются бюджетные изъятия из местного бюджета в вышестоящий бюджет. При превышении прогнозного объема затрат над прогнозным объемом доходов местного бюджета уста­навливаются бюджетные субвенции в местный бюджет из выше­стоящего бюджета. Прогнозные объемы доходов рассчитываются с учетом налогового потенциала региона и на основе распре­деления поступлений между уровнями бюджетов. Прогнозные объемы затрат местных бюджетов рассчитываются с учетом их разделения на текущие бюджетные программы и бюджетные про­граммы развития, бюджетной обеспеченности, установленных натуральных норм и на основе распределения расходов между уровнями бюджетов.

Целевыми текущими трансфертами являются официальные трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в ниже­стоящие, в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете, для реализации отдельных текущих бюджет­ных программ, не учитываемых при расчете бюджетных изъятий

87-21

(бюджетных субвенций). Целевые текущие трансферты предо­ставляются только на выполнение мероприятий государственных, отраслевых (секторальных) или региональных программ, а также по ходатайству акимов в течение финансового года только на ме­роприятия, финансируемые из резерва Правительства Республи­ки Казахстан или местного исполнительного органа области.

Целевыми трансфертами на развитие являются официаль­ные трансферты передаваемые из:

республиканского бюджета в областной бюджет, бюджет горо­да республиканского значения, столицы в пределах сумм, утверж­денных в республиканском бюджете для реализации местных бюджетных инвестиционных проектов (программ), предусмо­тренных государственными, отраслевыми (секторальными) про­граммами;

областного бюджета в бюджет района (города областного зна­чения) в пределах сумм, утвержденных в областном бюджете, для реализации местных бюджетных инвестиционных проектов (программ), предусмотренных региональными программами.

Бюджетные кредиты из республиканского бюджета и об­ластных бюджетов могут предоставляться соответственно областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы и бюджетам районов (городов областного значения) на реализацию бюджетных инвестиционных проек­тов (программ) и на покрытие кассового разрыва в течение финансового года.

Бюджетным кодексом определена схема конкретного распре­деления поступлений и расходов между уровнями бюджетов.

Поступления в республиканский бюджет. Из налоговых по­ступлений в республиканский бюджет направляются: корпора­тивный подоходный налог; налог на добавленную стоимость; акцизы на импортируемые товары, на сырую нефть; налоги и специальные платежи недропользователей; таможенные пошли­ны на ввозимые и вывозимые товары; ряд сборов, плат и по­шлин;

Неналоговыми поступлениями в республиканский бюджет яв­ляются:

  1. доходы от республиканской собственности:

поступления части чистого дохода республиканских государ­ственных предприятий, Национального Банка Республики Казах­стан;

дивиденды на государственные пакеты акций, доходы на доли участия в юридических лицах, доходы от аренды имущества, на­ходящиеся в республиканской собственности;

вознаграждение (интересы) за размещение средств государ­ственных внешних займов на счетах в банках второго уровня и по депозитам Правительства Республики Казахстан в Националь­ном Банке Республики Казахстан;

вознаграждения (интересы) по кредитам, выданным из респу­бликанского бюджета;

доходы от продажи вооружения и военной техники;

другие доходы от республиканской собственности;

  1. поступления от реализации товаров (работ, услуг) государ­ственными учреждениями, финансируемыми из республиканско­го бюджета;

  2. поступления от проведения государственных закупок, ор­ганизуемых государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета;

  3. штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государ­ственными учреждениями, финансируемыми из республикан­ского бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Ка­захстан;

  4. другие неналоговые поступления в республиканский бюджет.

Поступлениями от продажи основного капитала в республи­канский бюджет являются денежные средства:

  1. от продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из респу­бликанского бюджета;

  2. от продажи товаров из государственного материального ре­зерва;

  3. от продажи нематериальных активов, принадлежащих го­сударству.

Поступления официальных трансфертов в республиканский бюджет:

  1. официальные трансферты из областных бюджетов, бюдже­тов городов республиканского значения, столицы;

  2. целевые трансферты в республиканский бюджет из Нацио­нального фонда Республики Казахстан.

В республиканский бюджет зачисляются поступления от по­гашения выданных из республиканского бюджета кредитов, про­дажи финансовых активов государства, находящихся в республи­канской собственности, правительственных займов.

Поступления в областной бюджет, в бюджет города респу­бликанского значения, столицы, в бюджет района (города об­ластного значения) - см. раздел 15.2 - «Доходы и расходы мест­ных бюджетов».

Распределение расходов бюджетов соответствует уровням го­сударственного управления.

На республиканском уровне - это обеспечение функциони­рования высших органов государственной власти и управления, обороны, обеспечение общественного порядка, безопасности, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность, часть мероприятий по образованию и здравоохранению, соци­альная помощь и социальное обеспечение (пенсионные выплаты, основные виды пособий, разные социальные выплаты, в том чис­ле семьям военнослужащих, работникам правоохранительных органов), часть мероприятий в области культуры, спорта, туризма и информационного пространства, экономической деятельности, официальные трансферты областным бюджетам, бюджетам горо­дов республиканского значения, столицы; официальные транс­ферты в Национальный фонд Республики Казахстан;

обслуживание и погашение правительственного долга; выпол­нение обязательств по государственным гарантиям.

Другие уровни управления несут расходы в разрезе функци­ональных групп, но с разным их удельным весом в общем объ­ёме. Так, на областном уровне - обеспечение гарантированного объема медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпиде­миологического благополучия населения; на районном уровне