logo search
МЕЛЬНИКОВ В

Состав доходов и расходов государственного бюджета

Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объектив­ны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизо­ванные ресурсы в соответствии с общегосударственными по­требностями.

Состав и структура доходов и расходов зависит от направле­ний осуществления бюджетной и налоговой политик государ­ства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует прием­лемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.

Как правило, источником доходов являются налоги или плате­жи адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяется действующей систе­мой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств.

Структура бюджета строится на основе бюджетной классифи­кации и состоит их следующих разделов:

  1. доходы:

  1. затраты;

  2. операционное сальдо;

  3. чистое бюджетное кредитование:

  1. сальдо по операциям с финансовыми активами:

  1. дефицит (профицит) бюджета;

  2. финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

Доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, официальные трансферты, денежные средства, переда­ваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основе.

Налоговые поступления - налоги и другие обязательные пла­тежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Неналоговые поступления - обязательные невозвратные пла­тежи в бюджет, установленные законодательными актами Респу­блики Казахстан.

Поступления от продажи основного капитала включают де­нежные средства:

Поступления официальных трансфертов - безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета (включая Нацио­нальный фонд Республики Казахстан).

Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они подразделяются на следующие виды:

В составе республиканского и местных бюджетов образуют­ся резервы правительства и местных исполнительных органов для финансирования затрат, не запланированных при разработке бюджетов из-за их непредвиденности и носящих чрезвычайный характер. Такие резервы включают: чрезвычайный резерв, резерв на неотложные затраты, резерв на покрытие кассового разрыва местных бюджетов.

Операционное сальдо (отрицательное или положительное)

Чистое бюджетное кредитование — разница между бюд­жетными кредитами и их погашением. Погашение бюджетных кредитов представляет собой поступления денежных средств со стороны заёмщиков по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе - кредитовании в предыдущие периоды (годы). Бюджетные кредиты - денежные средства, выделенные из бюджета на возвратной, срочной и платной основе.

Таблица 14.1. Состав и структура государственного бюджета Республики Казахстан

Наименование подразделений классификации

2004 г.

% к ВВП

млрд. тенге

% к итогу

1. ДОХОДЫ

1286,7

100,0

23,2

Налоговые поступления, в том числе:

1186,1

92,2

21,4

корпоративный подоходный налог

382,8

29,7

6,9

индивидуальный подоходный налог

98,5

7,6

1,8

социальный налог

168,0

13,1

3,0

налог на добавленную стоимость

243,0

18,9

4,4

акцизы

29,9

2,3

0,5

Неналоговые поступления

81,5

6,2

1,5

Доходы от операций с капиталом

19,1

1,5

0,3

II. ЗАТРАТЫ

1240,2

100,0

22,4

1.Государственные услуги общего характера

83,6

6,7

1,5

2. Оборона

58,0

4,7

1,0

3. Общественный порядок и безопасность

118,6

9,6

2,1

4. Образование

190,7

15,4

3,5

5. Здравоохранение

131,2

10,6

2,4

6. Социальное обеспечение и социальная помощь

272,3

22,0

5,0

7. Жилищно-коммунальное хозяйство

67,6

5,5

1,2

8. Культура, спорт, туризм и информационное пространство

43,9

3,5

0,8

9. Топливно-энергетический комплекс и недропользование

21,3

1,7

0,5

10. Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды

64,5

5,2

1,2

11. Промышленность и строительство

1,6

0,1

0,03

12. Транспорт и связь

101,6

8.2

1,8

13. Прочие

41,0

3,3

0,7

14. Обслуживание долга

35,0

2,8

0,6

15. Официальные трансферты

9,3

0,7

0,2

III. ОПЕРАЦИОННОЕ САЛЬДО

46,5

0,8

IV.MHCTOE БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

17,2

0,3

Бюджетные кредиты

35,6

0,6

Погашение бюджетных кредитов

18,4

0,3

V. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫ­МИ АКТИВАМИ

48,0

0,9

Приобретение финансовых активов

48,0

0,9

Поступления от продажи финансовых активов

-

VI. ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)

-18,7

-0,3

VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ

18,7

0,3

Внутреннее

68,0

1,2

Поступление

132,6

2,4

Погашение

-64,6

-1,2

Внешнее

-49,3

-0,9

Поступление

25,1

0,4

Погашение

-74,4

-1,3

Сальдо по операциям с финансовыми активами - разница между суммами приобретения финансовых активов и посту­плений от продажи финансовых активов государства. Приобре­тение финансовых активов — расходы бюджета по операциям приобретения в государственную собственность долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций. Поступления от продажи финансовых активов

Дефицит бюджета — представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами; положительная разница между этими величинами означает профицит бюдже­та.

Финансирование дефицита (использование профицита) бюд­жета имеет двойное назначение:

  1. в случае дефицита - привлечение средств за счёт заимство­вания из внутренних и внешних источников, свободных остатков бюджетных средств;

  2. при профиците - использование сверхплановых поступле­ний, в первую очередь, на погашение государственных обяза­тельств, или дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ.

Подробный перечень и группировка доходов и расходов опре­деляется бюджетной классификацией - систематизированной группировкой доходов и расходов бюджета по однородным при­знакам, положенной в основу всей бюджетной деятельности фи­нансовых органов государства.

Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюд­жета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами ор­ганизацией и учреждений; позволяет объединить индивидуаль­ные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обе­спечивает увязку и сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В Казахстане применяется единая бюджетная классифика­ция, соответствующая международным стандартам. Она пред­усматривает группировку поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характери­стикам с присвоением объектам классификации группировоч- ных кодов.

Поступления в бюджет классифицируются по четырем под­разделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории представляют собой группировку поступлений по экономическим признакам - классы и подклассы - по их источникам и видам, специфика определяет вид платежа или поступления в бюджет.

Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, под­класс - вид налога, специфика - конкретно плательщика или объ­екта налога.

В расходах предусмотрена функциональная и экономическая и ведомственная классификации.

Согласно функциональной классификации расходы подраз­деляются на шесть разделов: функциональная группа, функцио­нальная подгруппа, администратор бюджетных программ, бюд­жетные программы, бюджетные подпрограммы.

Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

По основным функциональным группам расходы подразде­ляются на: государственные услуги общего характера, оборона, общественный порядок и безопасность, образование, здравоох­ранение, социальное обеспечение и социальная помощь, жилищ­но-коммунальное хозяйство, культура, спорт и информационное пространство, отрасли экономики, прочие расходы, обслуживание государственного долга, официальные трансферты нижестоящим бюджетам. Сочетание названных уровней образует код функцио­нальной классификации расходов.

Функциональная подгруппа конкретизирует направление рас­ходования средств внутри функциональной группы.

Администратор бюджетных программ — государственный орган, ответственный за планирование, обоснование и реализа­цию бюджетных программ. Выделяются администраторы респу­бликанских и местных бюджетных программ.

Бюджетная программа - расходы бюджета по реализации функций государственной политики и государственного управле­ния. Бюджетные программы могут конкретизироваться в бюджет­ных подпрограммах. В зависимости от уровня государственного управления бюджетные программы подразделяются на республи­канские, областные, столицы, города республиканского значения.

районные (городские - города областного подчинения). В зави­симости от экономических результатов бюджетные программы подразделяются на:

  1. текущие - направленные на выполнение функций, имею­щих постоянный характер;

  2. программы развития - направленные на осуществление бюджетных инвестиций.

В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на индивидуальные и распределяемые (между различными администраторами бюджетных программ).

Экономической классификацией расходов бюджета являет­ся группировка расходов бюджета по экономическим характери­стикам, отражающая операции, осуществляемые государствен­ными учреждениями для реализации бюджетных программ. Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики.

Категория группирует расходы по экономическим призна­кам.

Класс и подкласс группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями.

Специфика определяет вид операции, проводимой государ­ственным учреждением для реализации бюджетной программы.

Категория включает: текущие расходы, капитальные расхо­ды, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, напри­мер, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработ­ная плата рабочих и служащих - основная заработная плата и служащих.

При исполнении бюджета используется сочетание функцио­нальной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения обеих классификаций.

Ведомственная классификация составляется посредством группировки расходов бюджета по администраторам бюджетных программ, функциональных групп и бюджетных программ (под­программ); например, Администрация Президента Республики Казахстан, Хозяйственное управление Парламента, Канцелярия Премьер-Министра, Акимы областей и городов Алматы и Аста­ны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и служ­бы Республики Казахстан.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достиже­ния высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

Разделение расходной части государственного бюджета (бюджетных про­грамм) на бюджет текущих расходов (программ) и бюджет развития имеет следующий социально-экономический смысл. В текущем бюджете сконцен­трированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложив­шегося уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных накоплений и поступлений, аккумулируемых в бюджете. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В бюджете развития объединяются затра­ты, связанные с потребностями расширенного воспроизводства, централи­зованным финансированием новых социально-экономических мероприятий; анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность бо­лее взвешенно и осмотрительно подойти к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно осуществляться принцип: фи­нансировать потребности строго в пределах фактически получаемых источ­ников, собственных и заемных. Предусмотренные расходы бюджета разви­тия не должны носить обязательного характера и их следует рассматривать, как верхний предел, то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся по­лучить больше доходов, то придется сократить расходы бюджета развития.