Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
Целью коммерческой деятельности является получение дохода. На коммерческих началах функционируют подавляющая часть хозяйствующих субъектов сферы материального производства и значительная часть организаций и учреждений нематериальной сферы: коммерческие банки, страховые организации, другие учреждения финансового сектора (сберегательно-депозитные, инвестиционные фонды, фондовые биржи, разные учреждения, обслуживающие рынок ценных бумаг и денежно-кредитные рынки), торгово-посреднические предприятия, добровольные общественные фонды, трастовые компании и прочие.
В основу организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов положены одинаковые принципы. Это единство обусловлено общностью целей и задач производства и общими экономическими законами его развития.
Основными принципами организации финансов этого типа хозяйствующих субъектов являются: коммерческий расчет, плановость, равенство всех форм собственности, наличие финансовых резервов.
Коммерческий расчет - основополагающий принцип и главный метод ведения хозяйственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Применительно к хозяйствующим субъектам государственной собственности приемлемо традиционно употреблять термин «хозяйственный расчет», к частным, смешанным - «коммерческий расчет», хотя эти понятия с экономической точки зрения равнозначны.
Принцип коммерческого расчета означает, что хозяйствующему субъекту выделяется в постоянное пользование необходимые для его деятельности основные и оборотные средства (капитал), составляющие его уставной фонд. Как метод ведения хозяйства, коммерческий расчет предполагает соизмерение затрат с доходами от хозяйственной деятельности и рентабельную работу.
В современном понимании метод коммерческого (хозяйственного) расчета означает работу на потребителя, полное удовлетворение платежеспособ- нош спроса других хозяйствующих субъектов и населения, жесткую договорную дисциплину и неотвратимость экономических санкций за нарушение обязательств перед партнерами, платность всех видов ресурсов, которыми наделен хозяйствующий субъект; окупаемость затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства; безусловное выполнение обязательства перед бюджетом; оплату труда и социальное развитие, по своим размерам соответствующие заработанным средствам.
Принцип коммерческого расчета реализуется в форме предпринимательства. Развитие рыночных отношений создают условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципов равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности. Предпринимательство - это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или под имущественную ответственность юридического лица - учредителя. Предпринимательством может заниматься группа граждан (партнеров) и организовать коллектив предпринимателей. Предпринимательство может осуществляться с применением наемного труда.
Определяющими принципами коммерческого расчета являются самоокупаемость и самофинансирование.
Самоокупаемость — это основополагающий принцип хозяйствования, который означает, что хозяйствующий субъект обязан за счет выручки от реализации своей продукции (выполненных работ, оказанных услуг) возмещать все издержки по ее производству и поставкам. Нижняя граница самоокупаемости - безубыточность, то есть количественное равенство доходов и расходов. Достижение окупаемости затрат - цель начального периода деятельности хозяйствующего субъекта, когда он осваивает производство продукции, настраивает хозяйственные процессы, адаптируется к рыночной среде. В условиях рыночных отношений хозяйствующий субъект должен выходить на рентабельную работу, поскольку внешней поддержкой могут пользоваться хозяйства, имеющие хорошие перспективы развития ми имеющие приоритетное общественное значение; в первом случае они имеют возможность пользоваться кредитными ресурсами, во втором - бюджетным финансированием.
При устойчивой, связанной с нехваткой платежных средств, неспособности хозяйствующего субъекта удовлетворять в срок предъявляемые к нему требования и обязательства со стороны поставщиков, банков, бюджета, разных кредиторов, хозяйствующий субъект в установленном законом порядке объявляется банкротом с применением определенных процедур: санации (оздоровления), реорганизации, передачи в независимое управление, продажи или ликвидации.
Самофинансирование предполагает не только возмещение издержек на производство и реализацию продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и получение достаточного дохода, за счет которого , а также других собственных источников и заемных средств хозяйствующий субъект обеспечивает покрытие затрат на техническое совершенствование и расширение действующего производства, непроизводственное строительство, социальные нужды коллективов, образование фондов оплаты труда и стимулирования, обновление ассортимента продукции, на другие плановые потребности. При самофинансировании все средства (прибыль или доход, амортизационные отчисления и т.п.) остаются в распоряжении хозяйствующих субъектов и изъятию не подлежат (кроме отчислений в государственный бюджет и по другим обязательствам). С другой стороны, средства из централизованных источников им не выделяются: хозяйствующие субъекты должны осуществлять свое развитие только за счет собственных и заемных средств, без привлечения бюджетных и отраслевых источников. Это ставит их руководителей перед необходимостью (до принятия того или иного решения) детально проанализировать степень загруженности и эффективность использования уже действующих мощностей.
Составным признаком коммерческого расчета является финансовая самостоятельность, при которой хозяйствующий субъект может сам распоряжаться основными и оборотными средствами, маневрировать ими в интересах получения наибольшего дохода: оставлять часть его за собой для материального стимулирования работающих, для использования на расширение производства и другие хозяйственные потребности.
Коммерческий расчет включает также финансовую ответственность за выполнение хозяйствующим субъектом предусмотренных планами, договорами, заказами, законом производственных и финансовых обязательств; в случае их неисполнения или нарушения по срокам, объему, качеству, хозяйствующий субъект отвечает материально - уплачивает штрафы, неустойки, пени.
Финансовая заинтересованность, как одно из требований коммерческого расчета, проявляется в использовании финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов как для материального стимулирования работников, так и для совершенствования и развития производства, что также, в конечном счете, отражается на интересах в будущем; мощным рычагом финансового стимулирования коллективов хозяйствующих субъектов являются расходы на социально-культурные цели за счет заработанных ими средств.
Финансовая ответственность и заинтересованность - две стороны одного процесса - создания и реализации стимулов повышения эффективности хозяйствования.
Таким образом, проявляется взаимосвязь двух экономических категорий - финансов и коммерческого расчета в сфере основного звена экономики -хозяйствующихсубъектов.
Принцип плановости означает, что финансовая деятельность хозяйствующих субъектов предусматривается заранее путем расчетов ее параметров исходя из целей, задач производства, намеченных методов их достижения, последовательности и сроков достижения. На основе расчетов и с использованием установленных финансовых нормативов определяются финансовые показатели, которые отражаются в специальном документе - финансовом плане.
В случае неопределенности факторов предполагаемой деятельности хозяйствующих субъектов вместо детальной проработки финансовых показателей - планирования - применяется прогнозирование, когда на основе изучения имеющихся данных, научной обработки (моделирования, экстраполяции) и обобщения переменных факторов составляется прогноз финансового развития хозяйствующих субъектов. Прогноз служит для оценки и последующего принятия решений по вариантам хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.
При вхождении хозяйствующего субъекта в более крупную хозяйственную структуру — объединение, ассоциацию, концерн и т.д., показатели финансовых планов хозяйствующих субъектов объединяются в сводные финансовые планы.
Принцип равенства всех форм собственности хозяйствующих субъектов реализуется в гарантии государства стабильности отношений и развития разных форм собственности: государственной, частной, иностранных государств и их юридических лиц и граждан, международных организаций. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом, совершает в отношении его любые действия, не противоречащие закону, используют имущество для любой хозяйством ной или иной деятельности, не запрещенной законом.
Необходимым принципом организации финансов хозяйствующих субъектов является наличие финансовых резервов (резервный фонд, фонд риска) на всех уровнях управления - как в первичном производственном звене, так и в вышестоящем звене
объединении, комбинате, ассоциации, концерне, министера m Финансовые резервы могут образовываться разными способами в процентах к величине фондов производственного и социального развития, по стабильным нормативам от дохода (прибыли) путем отчислений от последних. Финансовый резерв предназначен для устранения временных финансовых затруднений и обеспечения
нормальных условий деятельности хозяйств, а также для финансирования затрат, связанных с производственным и социальным развитием, как правило, не предусмотренных финансовым планом (непредвиденных расходов).
В организации финансов хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики произошли существенные изменения. Усилились горизонтальные связи между хозяйствующими субъектами - партнерами, укрепились их взаимодействие с банковской системой. Эти процессы проявляются в отходе от отраслевого принципа и создании формаций нового типа: ассоциативных, многоотраслевых структур, связанных экономическими интересами, с едиными акциями и долей государства в имуществе, которые наиболее жизнеспособны в условиях рынка. Такие саморазвивающиеся системы самообеспечиваются сырьем, материалами, комплектующими изделиями, привлекают свободные денежные средства друг друга и финансовых рынках освобождают государство от несвойственных ему в условиях рынка задач по управлению производством и материально-техническому обеспечению. Тем самым демократизируется процесс производства, создается реальная финансовая самостоятельной производителей и их ответственность за конечные результаты хозяйствования в условиях свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечивается диверсификация производства в национальном хозяйстве.
- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51