logo search
МЕЛЬНИКОВ В

Финансовые правоотношения и финансово­правовые нормы

Финансовые отношения, возникающие в обществе, требуют правового регулирования. При этом применяются разнообразные нормы финансового права.

Финансовое право - это совокупность юридических норм, ре­гулирующих финансовые отношения, которые возникают в про­цессе образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для осуществления задач государства на соответствующем этапе развития общества. Оно разграничивает­ся по отдельным направлениям, относящимся к однородным фи­нансовым отношениям: бюджетное право, налоговое право, хо­зяйственное право; в финансовое право включаются также такие разделы, как валютное и страховое законодательство, банков­ское право, правовое регулирование государственного кредита, денежного обращения, в связи с трактовкой финансов в широком понимании как денежных отношений в целом.

В финансовом праве используются финансово-правовые нор­мы - исходные первичные элементы права, то есть установлен­ные государством и обеспеченные мерами государственного при­нуждения строго определенные правила поведения в финансо­вых отношениях. Финансово-правовые нормы, таким образом, имеют императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускают их произвольного изменения, точно определяют объем прав и обязанностей участников финансовых отношений. Финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (то есть закрепляющие права участников финансовых отношений на совершение определен­ных действий).

Таким образом финансовые отношения, являющиеся базисны­ми, при использовании финансово-правовых норм преобразуют­ся в финансовые правоотношения (см. схему 5.1.). Финансовые правоотношения подразделяются в соответствии с классифика­цией финансовых субктегорий на: бюджетные, налоговые, госу­дарственно-кредитные, финансово-хозяйственные, страховые,

валютно-финансовые,расчетные, контрольные и т.д. Их участ­ники находятся во взаимной связи через субъективные юридиче­ские права и обязанности, а связи (отношения) охраняются при­нудительной силой государства.

Схема 5.1. Взаимодействие финансов и права. Формирование финансово-правового механизма

Финансовая политика

Финансовое право

Финансовый механизм

Правовой механизм

НАД­

СТРОЙКА

Финансово-правовой

механизм

Финансово-правовые нормы

БАЗИС

О

S

2

из

V V

Субъекты

хозяйствования

Финансовая

Финансово­

н

деятельность

правовые

о

государства

акты

СГ

ФИНАНСОВЫЕ

ОТНОШЕНИЯ

ВОСПРОИЗВОДСТВО

Государство

^ —^

ГПГ

Вне нормативно-правовых отношений финансовая деятель­ность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридиче­ских правах и обязанностях, реализация которых гарантиру­ется мерами государственного принуждения, может быть обе­спечено получение государством прогнозируемых доходов, их распределение и использование соответственно намеченным целям. При этом государственные органы наделены власт­ными полномочиями, они вправе издавать предписания, обя­зательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учрежде­ниями и гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы и государственным органам, находящимся в под-

чинении у первых. Однако государственные органы, вступая в финансовое правоотношения от имени государства, имеют не только право веления, но и обязанности, связанные с права­ми других участников финансовых отношений. Как права, так и обязанности всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства и обеспечиваются его при­нудительной силой.

Преобразование объективных финансовых правоотношений в реальные результаты хозяйствования при помощи форм и методов государственно-властного принуждения, то есть субъективных действий органов власти, представляется как правовой механизм регулирования финансовой жизни общества, а разнообразные финансово-правовые нормы и акты - как его рычаги. Тем самым происходит соединение финансовых и правовых форм и методов в единый механизм финансово-правового воздействия на эконо­мические процессы.

Методами финансово-правового регулирования является го­сударственно-властные предписания одним участникам финан­совых отношений со стороны других, которые выступают со сто­роны государства и наделены соответствующими полномочиями {императивный метод). К хозорганам и гражданам, не выполня­ющим финансовые обязательства, применяется метод принуж­дения: бесспорное взыскание несвоевременно внесенных плате­жей в бюджет и финансовые санкции.

Диспозитивный метод предполагает, договорную форму со­гласования интересов сторон, что порождает возникновение их обоюдных прав и обязанностей. Данный метод применяется пре­имущественно в отношениях хозяйствующих субъектов - партне­ров по бизнесу: между фирмами, компаниями, разными другими предпринимательскими структурами.

Выполнения финансовых обязательств обеспечивается, глав­ным образом, методом убеждения, основанном на законопослу- шании и сознательности граждан и должностных лиц. Санкции выражают меры ответственности, применяемые к нарушите­лям финансово-правовых норм. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия через денежные фонды и средства на нарушителей норм. К санкциям относятся пени, штрафы, неустойки, прекращение финансирования или кредитования, ужесточение условий кредитования, повышенные тарифы за перерасход ресурсов и т.д.

С другой стороны субъектам финансовых отношений гаранти­руется возможность защиты их прав в административном, судеб­ном порядке или процессе деятельности полновластных органов государства - представительных органов и местных администра­ций; они могут отменить в случае несоответствия закону акты подконтрольных им структур.