logo search
МЕЛЬНИКОВ В

Содержание и структура финансового механизма

Каждая экономическая категория имеет свою специфику, проявляется через определенные виды, формы и методы вы­ражения соответствующих отношений. Именно эти понятия

Термин «механизм» имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную дея­тельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами эконо­мической, в том числе и финансовой политики.

Финансы органически связаны со всей системой хозяйство­вания и его такими составляющими, как планирование, про­гнозирование экономическое стимулирование, организация и управление. Более того, финансы взаимодействуют и с анало­гичными составляющими социального механизма, как более общего понятия определяющего динамику системы обществен­ных отношений.

Действие финансового механизма на экономику и социальную сферу осуществляется:

  1. через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достиже­ние реального эффекта;

2) через величину финансовых ресурсов, формируемых у госу­дарства и хозяйствующих субъектов и направляемых на удовлет­ворение потребностей общества.

Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в де­лом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру, которую можно рассматривать с разных позиций. Так, структура финансо­вого механизма исходя из содержания финансов, подразделяется на следующие группы:

  1. механизм государственных финансов;

  2. механизм хозяйствующих субъектов;

  3. страховой механизм.

Первая группа состоит из: бюджетного механизма; механиз­ма внебюджетных фондов; механизма государственного креди­тования. Бюджетный механизм состоит из механизма республи­канского бюджета и механизма местных бюджетов. В структуру финансового механизма хозяйствующих субъектов входят: фи­нансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

В структуре финансового механизма выделяют функциональ­ные звенья:

  1. мобилизация финансовых ресурсов;

  2. финансирование;

  3. стимулирование и др.

Финансовый механизм можно рассматривать также в органи­зационно-управленческом аспекте. Для этого целесообразно ис­пользовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма (см. схему 2.2.).

Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового ме­ханизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и сти­мулы, организационную структуру и правовой режим финансо­вой системы, организация управления.

Блок (звено) финансового механизма - это совокупность одно­родных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности.

Элемент финансового механизма — это простейшая хозяй­ственная форма, через которую специфическим образом прояв­ляются интересы участников общественного производства.

(0

о

х

L.

Я 3 g-g .0 03

m vo о s

  1. s ? 1

  2. g e e

Чо I

о? а

Ф m

ос: о

о m о

0

  1. to

f i

tf

6- о

a; s a. x

C

о rn

8 I

I

5 s

H

о s

о 5 Ф о

X Ф

s i

й ф йх т JJ -А Щ m со 2

S О О Н О X

ГО I о 5 ГО £

Q. I 2

X -I S

§ £ m ^

S' ф 5 2

о x

3 о. £= m c c

§¥i i S 5

CD

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ (СИСТЕМА)

ПОДСИСТЕМЫ

ФИНАНСОВОЕ ПЛА­

ФИНАНСОВЫЕ РЫЧА­

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

НИРОВАНИЕ (ПРО­ГНОЗИРОВАНИЕ)

ГИ И СТИМУЛЫ

СТРУКТУРА И ПРАВО­ВОЙ РЕЖИМ

БЛОКИ

Схема 2.2. Система финансового механизма

CL

o m

ГО H

2 «3 - s

Ш Q. О О

л ^

5 о О. 2

о >> х Q. ^ s Ф £ JO ф X CL A _

s 5

S S

X 1

E S

CL s

О -&

Диалектика финансов в общественной жизни проявляется че­рез взаимодействие форм выражения и методов действия.

В реальной жизни, хозяйственном и финансовом механизмах, абстрактные экономические (стоимостные) категории конкрети­зируются и выступают как конкретные формы.

Под конкретными формами понимаются такие категории, которые мо­гут планироваться, видоизменяться, учитываться людьми. Конкретные фор­мы - это формы реализации экономических категорий. Не через финансы в целом, а через их конкретные формы (финансовые субкатегории) бюджет, доходы, расходы - происходит использование людьми экономических зако­нов в своих целях. В этом смысле упомянутые конкретные формы являют­ся стоимостными рычагами управления процессами воспроизводства.

(Конкретные наименования соответствующих подсистемам и блокам первичных, исходных видов, форм, методов организации финансо­вых отношений, способов их количественного определения.)

ЭЛЕМЕНТЫ

2 £ CL СС

о s а: _

л

m ct 8 ° g* to m -с >s s s

* X

s ®

  1. c;

ь g

  1. f

m о

Метод — это способ действия по выполнению функций управления, причем способ, наиболее рациональный в данных условиях. Способы воз­действия оказываются на различные формы проявления экономических за­конов, заключенные в определенных категориях (цене, финансах, прибыли, налогах, доходах и др).

Формы проявления финансовых отношений могут конкретизироваться более детально в зависимости от уровня управления экономикой (нацио­нальное хозяйство в целом, сектор экономики, экономический регион, от­расль, подотрасль, хозяйствующий субъект, административно-территори­альная единица). Поэтому применяются более конкретные формы - рычаги управления: например, в доходах выделяется налог на добавленную стои­мость, акцизы, подоходный налог, доходы от государственного имущества, рентные платежи и т.д.; в расходах - расходы на экономику (с дальнейшей детализацией), на социально-культурные цели (образование, здравоохра­нение, социальное страхование и обеспечение и т.д., науку, управление). Большое разнообразие конкретных форм и методов управления применяет­ся на уровне первичного звена - фирмы, компании, организации, учрежде­ния для регулирования многообразных финансовых отношений.

В хозяйственном и финансовом механизмах используются фи­нансово-экономическими нормативами и лимитами. Нормативы

Характерной особенностью финансового механизма является его ди­намичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма.

Составляющие хозяйственный механизм отдельные механизмы, как и соответствующие им отношения, действуют в тесной взаимосвязи.

Плохо работающий элемент любого из механизмов - ценового, финан­сового, кредитного - может блокировать работу других элементов, звеньев и хозяйственного механизма в целом. Поэтому действие составляющих финансового механизма необходимо рассматривать с сопряженными со­ставляющими других экономических механизмов при их взаимодействии в конкретных условиях с учетом сочетания интересов общества, первичного хозрасчетного звена, отдельных работников.

Сложная система экономического механизма, его звеньев, рычагов, элементов, находится в постоянном изменении, взаимодействии в соответ­ствии с выдвигаемыми и решаемыми задачами определенного этапа разви­тия общества, его производственных отношений, или части этих отноше­ний, связанных с развитием той или иной сферы, отрасли национального хозяйства.

Финансовая политика, вырабатываемая на основе объективных законо­мерностей определенного этапа общественного развития, предусматривает средства для ее реализации, то есть создание, совершенствование или отме­ну отдельных составляющих финансового механизма, в то числе и рычагов. Общество, выявляя реальные противоречия экономики, экономических ин­тересов, создает конкретные финансовые формы, используемые в управ­лении как рычаги для преодоления возникающих негативных процессов и содействия социально-экономическому развитию.

С переходом на рыночные отношения в практику вышли такие поня­тия, как акционирование, ценные бумаги, дивиденды, свободные цены, ли­цензии, фонды потребления и накопления предприятий, валютные фонды, введены новые виды налогов (акцизы, налог на добавленную стоимость, земельный налог, налог на имущество, таможенные пошлины, налоги на недропользователей и др), целевые отчисления денежных средств.

Названные новые компоненты экономического механизма призваны активизировать творческий потенциал субъектов хозяйствования на уско­рение научно-технического прогресса, интенсификацию производства пу­тем воздействия на материальные интересы людей, сближения интересов общества, основного хозрасчетного звена, отдельных работников.

Осуществляемая реформа предполагает комплексный подход к пере­стройке хозяйственного механизма, являющегося проявлением взаимо­действия производительных сил и производственных отношений в обще­ственной системе.

Задачи совершенствования финансового механизма на совре­менном этапе развития экономики связаны с широкой демократи­зацией производства, внедрением коммерческих начал, рыночно­го регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты производства.

Финансовый механизм пронизывает все стороны производ­ственных отношений общества. Поэтому с помощью действенно­го, хорошо отлаженного финансового механизма можно активно воздействовать на производство, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста.

  1. Какие исходные основы принимаются при разработке финансовой политики?

  2. Сформулируйте понятие «финансовая политика», ее содержание.

  3. С какой целью в практику хозяйствования введено понятие финансо­вый механизм?

  4. Сформулируйте понятие финансового механизма, раскройте его структуру.

  5. Покажите этапность в проведении финансовой политики на примере определенного государства.

  6. В чем состоят особенности финансового политики Казахстана, в на­чальный период его самостоятельного развития?

  7. Как определяется понятие фискальной политики и какие имеются ее виды?

  8. Какова цель финансовой политики в Казахстане в условиях рыноч­ных отношений?

  9. Какие задачи решаются финансовой политикой и основные принци­пы ее осуществления?

  10. В чем заключается диалектика финансовых элементов при форму­лировании понятия «финансовый механизм»?

  11. Перечислите известные вам финансовые инструменты, применяе­мые на разных уровнях управления экономикой.