logo search
МЕЛЬНИКОВ В

Критерию

Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы являются определяю­щей. Таким элементом в финансовой системе выступают обще­государственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства составляют основу финансов, они являются ис­ходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт - основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют со­бой своеобразную часть финансовой системы. Население (граж­дане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех

ю 2 °-

2 i

  1. I О. т

  2. *

го

2

о

5 £

с; £ го >* х с >» о 2

о о ¥ о

о ё

5- m

5 £ s t с: л s ю

* m

_ ГО л т

S ь

го >5

II J § £*1*8 я

I 5

Q. * О £

•s

о

I £ *

§ Ц. I

1 = 1 Q. g X

ОСО

si?

. *5 5 х

о. j> с; х

л х а) 2

£i & §

О Ш С х

-а 5 *

f\ S

-1

_ ~ Ф Ф

® л л * s з

3 H f Ф M T

X Й I & & X

ь & I s ?>§

® 2 2 «Б g- ro

2 ю vo о с о.

м

о

X

со

X

S

-&

ё о 1 8 S

, х , $ со ф ф 5 х р о. g

ф I I

ГО 5-

m

I

ф

ё

S'

у S 6. ф 5

г

о

_ о ■ sl§ |1.8 X °_ § К I

s .S

о. х ю >. со - ■ т >s s s

х

<

н

о

X

<

го

<

*:

s

ЙЙ

35

с;

L0

С

О

ш

о.

<

2

ш

н

о

S

о

к

<

со

о

о

X

<

X

S

е

ГО

s

A

н

  1. и

А

М

А

«

а

1

>>

е

о

«

Он

3

2

5

К

и

)S

о

аа

о

о

Я

А

К

К

*&

А

S

й

и

о.

о х X 3 S X * X О 0) ф Ш

  1. & X о. а; го ф 3

  2. £ о е

с ф

S X

х

S

2

m

\-

о

>s

о:

о

о

X

S о.

5 я § ®

« 5

S «о х о го

о. о

£ I

£ ® ГО Q. Ш (—

го

X £ Л X

X

_ 3

С£ X Ф X Ш Ф

£2 а го (- Q. о о Q- ^ ф О а;

5 ^ о о Ф о с с

s a

о 2 с

о 5 §•« 2 £ М

х S

S с

е з

х X х 5

Ф ^ ш

ф

ф

d

я

X

S

е

JS S

к t

со s 8 §. Sue

>s

3

X

c; со be:

5 Q.

А

S

й

U

ф

3

х

х

ф

ш

t-

о

о.

со

С£

о

о

|_

ф

3

«о

о

3 ^ _ >s ф >s

Q. S X S I— X OQ X

L i X

Si®’!

s

с;

го

а.

I-

х

ф

ГГ

niil

о

о

5

" 3

о ф Q--0- с о ф X

3

о

X

CD

X

S

0

О (О

о Р х Б л с£

5 о со m

£

со

2

_ о 3 9-

Q. С Ф •&

О

О X § Ч S ч

г I 1 I н о СО О - и.

tfg-e-g^i s

х m >s х >s zs x S x 3 x з го о -&S x S x X •&

иЬ

ф

>.

с

X

го

о

-9

X

S

S

2

U.

с;

и ю

Eos

й- n « °.§ 2 11°.

¥

£г g-

£? «i- m ’5 5 i о ГО I- -0 о m c nb x ч-2.

й’5 О с 5. с ИЗО V- га х «ПИ о. s а

'-XI-

_ е

о о 52 х Гоу — О. >. X

<0

m g-

е S

£ о ф о J1 со <5 Q- >. с

0

X £

S х

>. Я «■

Л “ О

S ° X го

s °. OL

X « о

3 I *

X ® Т

  1. § I 5 2. §


форм собствен-ности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда на-селению, выплат из накопительной пенсионной системы денежных средств, получения материальных и немате­риальных благ; с другой стороны, население своими денежны­ми средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государ­ственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сферы.

Такие отношения являются финансовыми, за исключением денежных отношений, связанных с приобретением потребитель­ских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т.д.), относящихся к обмену.

Вместе с тем, специфика финансов населения состоит в своео­бразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направ­ленность или сберегаться и их владелец распоряжается (управля­ет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто фи­нансовый их характер - при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потре­бления, - так и переходный (одновременный) момент взаимодей­ствия с финансами других экономических категорий - оплаты тру­да, цен в системе расчетов, постепенным исчезновением финансо­вых отношений и вступлением в действие других экономических отношений. Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым пред­принимательством: такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов (см. часть IV, гл. 18).

Общегосударственные финансы включают финансовые от­ношения, выраженные в государственном бюджете как эконо­мической форме образования централизованного фонда финан­совых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных фор­мах целевого финансирования общественных нужд, в государ­ственном кредите.

Государственный кредит включается в финансовую систе­му, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств — это подзвено можно считать принад­лежащим как финансовой, так и кредитной системам.

Второе звено - финансы хозяйствующих субъектов имеет два относительно самостоятельных подзвена:

В первом подзвене — финансах производственной сферы решаются за­дачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпо­рациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а так­же централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производ­ства. Сюда относятся следующие составляющие, охватывающие низовые звенья и их вышестоящие органы:

  1. финансы производственных хозяйствующих субъектов промышлен­ности;

  2. финансы сельскохозяйственных хозяйствующих субъектов;

  3. финансы грузового транспорта (железнодорожного, речного, мор­ского, автомобильного, воздушного, магистрального, трубопровод- н°го);

  4. финансы строительства;

  5. финансы связи (в части обслуживания производства);

  6. финансы производственной кооперации;

  7. финансы водного хозяйства;

  8. финансы геологоразведочных организаций;

  9. финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с про­должением процесса производства в сфере обращения).

Место и роль второго подзвенафинансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяется ее связью с распределением и исполь­зованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кре­дита и др. Финансы отраслей непроизводственной сферы включают такие составляющие:

  1. финансы жилищно-коммунального хозяйства;

  2. финансы бытового обслуживания населения;

  3. финансы пассажирского транспорта;

  4. финансы потребительской кооперации;

  5. финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной де­ятельности);

  6. финансы здравоохранения и физической культуры;

  7. финансы образования;

  8. финансы культуры и искусства;

  9. финансы науки и научного обслуживания;

  10. финансы общественных организаций;

  11. финансы банковско-кредитных и страховых организаций;

  12. финансы коммерческих и посреднических организаций (в том числе товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т.д.);

  13. финансы органов управления;

  14. финансы обороны;

  15. финансы органов защиты правопорядка.

Во втором звене финансовые отношения обслуживают движе­ние уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочис­ленных фондов денежных средств различного целевого характера.

Совокупность централизованных и децентрализованных фондов де­нежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляют вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресур­сов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, аморти­зации, оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей (см. схему 1.6), одни фонды посто­янно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (ре­зервные фонды), третьи- накапливаются (амортизационные отчисления).

Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступают финансовый аппарат, который представляет собой систему государствен­ного и общественного аппарата управления финансами и является тре­тьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельно­сти, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений совме­стим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и над­строечных отношений и управляемость ее.

Наряду с понятием финансовой системы есть еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная систе­ма объединенно функционирует преимущественно в сфере материального производства, поскольку в непроизводственной сфере кредитные отноше­ния ограничены, хотя кредитные учреждения относятся к непроизвод­ственной сфере деятельности.

В основу построения финансовой системы положены следу­ющие принципы:

  1. Сочетание централизма и демократизма в организации фи­нансовой системы; это проявляется в том, что при централизован­ном руководстве со стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляется местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам.ф

Схема 1.6. Классификация финансовых фондов

Частные

Коллективные

ь

Общественные

9 2 х £

Смешанные

Государственные

ЙгД

I £ О

Экономические

&и ш х со EJ

11

X ш < г е

Социальные

ш

Научно-исследовательские (иннова­ционные)

f—

ш

Экологические (природоохранные)

*

5

Культурного назначения (гуманитар­ные)

ш

л

X

LQ

Ш

Комбинированные

ш

X

m

Другие (миграции и т.д.)

1

LG

Межгосударственные

Национальные

Местные (региональные)

Обязательные

Добровольные

По формам собственности

По целевому признаку (по ис пользованию)

По уровню управления

По способу образования

Данный принцип предопределил систему двойного подчине­ния местных финансовых органов: соответствующий местной администрации и вышестоящему финансовому органу.

Демократическое начало в управлении отраслевыми финанса­ми проявляется в закреплении за хозяйственными органами капи­тала (основных и оборотных фондов), предоставление им права создавать денежные фонды различного целевого назначения и пользования ими. Вышестоящие органы в пределах своих полно­мочий принимают решения о перераспределении части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы, определяют поря­док их целевого использования,

В предпринимательском секторе финансовая самостоятель­ность выражена более полно: его участники свободно распоря­жаются финансовыми ресурсами после выполнения обязательств перед государственной финансовой системой.

  1. Соблюдение национальных и региональных интересов. Требо­вания этого принципа призваны обеспечить национальное равно­правие в финансовых отношениях, равно как и социально прием­лемый уровень развития регионов. Выражением его в построении финансовой системы является соответствие структуры государ­ственных финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых ор­ганов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат мест­ной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.

  2. Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звенья­ми финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Единство финансовой системы заключа­ется в общности главных источников финансовых ресурсов, во взаимосвязи их движения, в перераспределении средств между регионами, отраслями для оказания необходимой финансовой поддержки. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.

  3. Принцип функционального назначения отдельных состав­ных элементов финансовой системы выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат. Организацию работы по форми­рованию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов и Министерство государ­ственных доходов.

Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и ре­шаются соответствующим аппаратом или предаются в ведение определенного министерства или правительства.

Вертикальный принцип управления национальным хозяй­ством обусловливает соответствующую структуру финансового аппарата как на уровне высших органов (министерств, ведомств, холдингов, ассоциаций, концернов, объединений), так и на низо­вом уровне (фирмах, компаниях и т.д.). Кроме того, в организа­ции финансового аппарата отражаются особенности управления акционерными, совместными, смешанными, кооперативными, а также общественными предприятиями и организациями.

Финансовая система должна постоянно совершенствоваться.

Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, фи­нансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить дей­ственность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономиче­ских методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии.

Состоянием финансов определяется положение дел в обществе и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию, в первую очередь, общеэкономических мер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер - совершенствование производственных отно­шений, социальная переориентация экономики, структурные преобразова­ния национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, ак­тивизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыще­ния потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе фи­нансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики — ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.

  1. В чем состоят особенности обычного представления о финансах и сущностного, внутреннего их содержания?

  2. Что понимается под воспроизводством общественного продукта, его составом?

  3. Как проявляются процессы первичного распределения общественно­го продукта и его перераспределение?

  4. Перечислите специфические черты финансов.

  5. Сформулируйте определение финансов как экономической катего­рии.

  6. В чем состоит объективная необходимость финансов?

  7. Какова роль финансов в общественном развитии?

  8. Какова роль государства в генезисе финансовых отношений?

  9. Установите связь финансов с товарно-денежными отношениями и действием закона стоимости.

  10. Что означает термин «функция» применительно к финансам?

  11. Почему возникло несколько разных трактовок функций финансов?

  12. Раскройте содержание распределительной концепции финансов.

  13. В чем состоят принципиальные положения воспроизводственной концепции финансов?

  14. Какие критерии разграничения функции и роли экономической ка­тегории «финансы»?

  15. Раскройте взаимосвязь и взаимодействие основных экономических категорий.

  16. Что понимается под финансовыми ресурсами и финансовыми фон­дами?

  17. Назовите основные виды и источники финансовых ресурсов.

  18. Перечислите основные факторы роста финансовых ресурсов.

  19. Как и почему сочетаются в схеме финансовой системы элементы по разным критериям классификации?

  20. Почему необходимо применение определенных принципов при ор­ганизации финансовой системы?

  21. В чем заключается совершенствование финансовой системы?