logo search
МЕЛЬНИКОВ В

Формы и методы регулирования

внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономической дея­тельности включает разнообразные формы и методы. Основными формами регулирования являются;

  1. финансирование внешнеэкономической деятельности;

  2. налогообложение;

  3. инвестирование;

  4. внешнее заимствование;

  5. внешняя задолженность;

  6. субсидирование экспорта.

Методы регулирования соответствуют указанным формам и включают прямые и косвенные способы.

К прямым относятся административные формы регулирова­ния; лицензии и квоты', может также устанавливаться государ­ственная монополия внешнеэкономической деятельности (на внешнюю торговлю, валютные операции и др.).

Лицензирование и квотирование экспорта и импорта использу­ются как временные меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях ограниченности сырьевых ресур­сов и товарных фондов.

Лицензия - разрешение, выдаваемое компетентными государ­ственными органами на вывоз или ввоз продукции, товаров, ва­люты, информации. Квота - часть, доля в общем объеме произ­водства, предназначенная для внешнеторговой деятельности.

Государственная монополия представляет собой наиболее нерациональный способ регулирования внешнеэкономической деятельности, но в неблагоприятных условиях состояния эконо­мики может применяться для решения проблемы приведения в равновесие платежного баланса за счет контроля импорта и экс­порта. Данный способ может быть применен в форме предостав­ления исключительных прав государственной компании (или с участием государства) на совершение определенных внешнеэ­кономических операций или на обслуживание внешнеэкономи­ческих связей (например, обязательное страхование импорта го­сударственными страховыми компаниями). В целом такие меры относятся к методам нетарифного регулирования.

Косвенные или экономические методы регулирования, являют­ся более действенными и соответствующими развитым внешнеэ­кономическим отношениям. К ним относятся налоги, в том числе таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процент­ные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, других ценных бумаг и платежных средств.

Валютный курс или цена национальной денежной единицы, выраженная в денежных единицах валюты другой страны, свя­зывает все внутренние цены с ценами другой страны. Колебания валютного курса изменяет цены на товары другой страны для от­ечественных потребителей и наоборот, цены отечественных това­ров - для потребителей другой страны. Тема самым эти измене­ния влияют на привлекательность экспорта и импорта; в случае уменьшения курса национальной валюты относительно валюты другой страны, получает развитие экспорт, в противоположном случае - импорт, так как в первом случае отечественные това­ры становятся дешевле для иностранцев и расширяется спрос на эти товары с их стороны; во втором случае импортные товары дешевеют и увеличивается спрос в своей стране на эти товары.

Система валютных курсов государства может быть организо­вана в виде гибких (плавающих»), ограниченно гибких, фиксиро­ванных валютных курсов.

При системе гибких курсов обмен осуществляется на основе спроса и предложения валют, при системе фиксированных курсов устанавливается определенное соотношение национальной ва­люты к золоту или другой твердой валюте; во втором случае госу­дарство регулирует это соотношение и, тем самым, вмешивается в функционирование рынка валют в целях достижения сбалан­сированности платежного баланса страны. При этом занижение курса иностранной валюты относительно своей вызывает потери стоимости при экспорте, которые компенсируются при импорте, и наоборот, при завышении этого курса потери возникают при импорте, что должно быть покрыто дополнительным экспортом.

При импорте (для иностранного импортера) понижение курса ино­странной валюты относительно местной означает расширение возможно­стей на местном рынке и, наоборот, повышение этого курса ведет к сверты­ванию рынка в связи с ростом цен на импортируемые товары.

Для отечественных импортеров колебания курсов означают изменение возможностей по закупке иностранных товаров (при налички одинаковой суммы средств в собственной валюте).

Таким образом, валютный курс влияет на объемы экспорта и импорта, которые, в свою очередь, через финансовые инструменты - налоги на экс­порт и импорт, таможенные пошлины - воздействуют на величину полу­чаемых и распределенных финансовых ресурсов и финансовое положение как государства, так и производителей экспортной или потребителей им­портной продукции, товаров и услуг.

При кризисных ситуациях: значительном спаде производства, инфляции, вызванной неудовлетворенном спросом, нарушаются и искажаются макро­экономические пропорции и принципы, определяющие внешнеэкономиче­ское равновесие. Это сопровождается всеобщей ориентацией потребителей на импорт, недостаточностью экспортной валютной выручки для покрытия возрастающего импорта, резким обесценением национальной валюты по отношению к твердым валютам. Центральный банк вынужден проводить валютные интервенции для поддержания курса собственной денежной еди­ницы, лишаясь валютных резервов или обращаясь за поддержкой к междуна­родным финансовым организациям. Дальнейшее развитие кризиса вынуж­дает государство ограничивать и импорт, крайне необходимый для жизне­обеспечения страны, поскольку его нечем оплачивать. У стран с сырьевой ориентацией экономики продолжительные кризисы приводят к истощению природных ресурсов, становящихся единственным источником экспорта, возможной потере экономической и даже политической независимости.

В современных условиях на мировом валютном рынке существует раз­нообразные виды валютных курсов по различным классификационным признакам:

обменные валютные курсы: спот-курс, форвард, кросс-курс; расчетные валютные курсы: номинальный валютный курс, номиналь­ный эффективный валютный курс, реальный валютный курс, реальный эффективный валютный курс;

гибридные валютные курсы: валютный коридор, управляемое плавание, целевые зоны, ползущая фиксация, оптимальное валютное пространство.

Возможным оптимальным вариантом валютного курса является режим регулируемого плавания.

Налоги являются важным регулятором внешнеэкономических отношений; здесь имеется ввиду как обычные налоги, так и спе­циальные - на доходы (прибыль) совместных предприятий, тамо­женные пошлины (налоги на экспорт и импорт).

Во многих государствах проводится таможенно-тарифное регулирование экспорта и импорта.

Таможенный кодекс устанавливает принципы таможенно­го дела (то есть порядок перемещения через границу товаров и иных предметов, таможенное обложение, оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики) на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и таможенных сборов.

Таможенный тариф призван регулировать иностранную конкуренцию на внутреннем рынке. Таможенный тариф - си­стематизированный свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые на таможенную территорию республики и ввозимые за пределы этой территории товары и иные предметы.

Таможенные пошлины - налоги, взимаемые государством о провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом (см. табл.23.1). В от­ечественной практике получили распространение адвалерные, специфические и комбинированные ставки пошлины; адвалерные начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические - в установленном размере на единицу облагаемых товаров или предметов, а комбинированные ставки

87-34

Таблица 23.1. Виды таможенных пошлин

По способу взимания

Специфиче­

ские

Адвалорные

Комбинирован­

ные

По объекту обложения

Импортные

Экспортные

Транзитные

По характеру

Сезонные

Антидемпинговые

Компенсацион­

ные

По происхождению

Автономные

Конвенционные

Преференциаль­

ные

По типам ставок

Постоянные

Переменные

-

По способу вычисле­ния

Номинальные

Эффективные

-

До 1996г. на территории республики действовали экспортные пошлины. Экспортными таможенными пошлинами облагаются отдельные виды то­варов по перечню, определяемому правительством. Взимание экспортных пошлин производится с юридических лиц, независимо от форм собствен­ности и места регистрации, а также физических лиц, поставляющих това­ры на экспорт. Экспортные пошлины уплачиваются экспортерами в ино­странной валюте и исчисляются к таможенной стоимости товаров и услуг. При вывозе товаров по бартерным (товарообменным) операциям ставка пошлины сохраняется. Экспортные таможенные пошлины применяются во многих государствах и остаются действенным регулятором внешнеторго­вого оборота, цен товаров на мировых рынках, их конкурентоспособности и в целом влияют на конъюнктуру этих рынков.

Экономическая суть экспортных таможенных пошлин - абсолютная рента. Ее оплачивает иностранный покупатель. При занижении или отме­не экспортных пошлин абсолютная рента в части занижения или отмены оплачивается собственником - производителем продукции за счет доходов внутренних потребителей через рост внутренних цен. Заниженный уровень экспортных таможенных пошлин приводит к расточительной реализации природных ресурсов на мировом рынке, а завышенный - к снижению про­изводства из-за затруднений в реализации ресурсов на этом рынке.

В Казахстане введен импортный таможенный тариф с целью совершенствования системы государственного регулирования внешней торговли, эффективной реализации импортной поли­тики страны, увеличения доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности. Предусмотренные импорт­ным таможенным тарифом таможенные пошлины установлены в процентах от таможенной стоимости импортных товаров и упла­чиваются в тенге (с пересчетом таможенной стоимости по курсу тенге, устанавливаемому Национальным банком) или в свободно конвертируемой валюте по выбору импортера.

Таможенная стоимость товара — фактически уплаченная цена на момент пересечения таможенной границы. В нее вклю­чаются цена товара согласно счета-фактуры, а также следующие фактические расходы, если они не включены в счет-фактуру:

по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке и страхо­ванию до пункта пересечения таможенной границы;

комиссионные, брокерские и некоторые другие расходы.

Предусмотрен дифференцированный подход при назначении ста­вок тарифа для разных видов товаров: низкие - для товаров первой необходимости и более высокие - для второстепенных товаров.

Система импортных таможенных пошлин служит защитой на­ционального производства от экспансии иностранной продукции: повышенными импортными пошлинами облагаются товары кон­курирующие с отечественными, низкими пошлинами - товары и продукты, отсутствующие или производимые в недостаточных объемах внутри страны. Этот принцип одновременно обеспечи­вает фискальные интересы государства по наполнению доходной части государственного бюджета.

Сезонные таможенные пошлины применяются для оператив­ного регулирования ввоза и вывоза товаров; срок действия этих пошлин не превышает четырех месяцев.

Специальные таможенные пошлины применяются в следую­щих случаях:

когда ввоз товаров в страну наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям таких или подобных то­варов;

как мера предупреждения в отношении участников внешнеэ­кономических связей, нарушающих интересы данной страны, а также как мера пресечения недобросовестной конкуренции;

как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны ее стороны других государств.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров, по ценам, существенно более низ­ким, чем конкурентная цена в стране экспорта и если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производи­телям таких или подобных товаров.

Компенсационные пошлины применяются в следующих случа­ях:

при ввозе товаров, при производстве или экспорте которых ис­пользовались субсидии и если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров;

при вывозе за пределы таможенной территории страны това­ров, при производстве которых прямо или косвенно использова­лись субсидии и если такой вывоз наносит или угрожает нанести ущерб интересам данной страны.

В Казахстане взимается сбор за таможенное оформление, то есть, таможенные процедуры за основной и добавочные листы грузовой таможенной декларации независимо от характера сдел­ки и типа декларации; установлен дифференцированный подход к оплате процедур для юридических лиц с местоположением за границей и на территории СНГ при оформлении имущества по спецификациям товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, уплачиваются такие таможенные платежи: таможенный сбор за хранение товаров; таможенный сбор за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; сбор за выдачу лицензий таможенными органами и возобнов­ления действия лицензий;

плата за участие в таможенных аукционах; плата за принятие предварительного решения; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; иные таможенные платежи.

Таможенный комитет Министерства финансов Республики Казахстан определяет порядок взимания таможенных платежей, а его органы проверяют уплату платежей при предъявлении това­ров к таможенному контролю согласно таможенной декларации.

Уплата таможенных пошлин за поставку продукции в государ­стве СНГ осуществляется в соответствии с действующим зако­нодательством и межправительственными соглашениями, заклю­ченными с этими странами.

Таможенные пошлины или применяемые вместо них налоги на импорт являются составляющими свободной оптовой (отпуск­ной) цены товаров (кроме них цена включает фактурную стои­мость товаров, расходы по закупке и доставке товаров до границы, вознаграждение внешнеэкономическим и другим организациям).

При этом импортируемые товары облагаются налогом на добав­ленную стоимость и акцизами. С включением торговых надбавок на эти товары формируются свободные розничные цены.

Стоимостное регулирование импорта и экспорта может осу­ществляться путем предоставления импортных и экспортных субсидий участникам торговых сделок. Поскольку прямые экс­портные субсидии запрещены международным законодатель­ством, могут предоставляться скрытые субсидии (льготное кре­дитование, занижение цен на исходные сырье, материалы, энер­гетические ресурсы, субсидирование фрахта).

Как правило, государство использует весь арсенал льгот для экспота готовой продукции и импорта сырья, и исключает ка­кие-либо льготы при экспорте сырья и импорте готовой продук­ции, что важно для защиты национального производства.