Необходимость и природа финансов
Необходимость финансов вызывается объективными обстоятельствами — потребностями общественного развития. Исторически первоначально выявилась часть финансовых отношений, обусловленная появлением государства, взявшего на себя важные общественные функции. Для содержания государственной власти необходим специальный фонд денежных средств, который формируется за счет всех членов общества.
Посредством налогов, государственного кредита, эмиссии денег, государство аккумулировало и использовало денежные средства, необходимые для содержания правительственного аппарата, армии и выполнения других своих функций. Государство всегда является обязательным субъектом финансовых отношений, это дало основание многим ученым преувеличить роль государства в обосновании необходимости финансов: так Э.Ф. Вознесенский считал, что вне государства все другие субъекты общественного производства ведут просто денежное, а не финансовое хозяйство.1
Государство, помимо традиционных функций выполняет значительные экономические функции по регулированию хозяйственных процессов, поэтому степень централизации средств в распоряжении государства достаточна высока - через государственный бюджет сейчас перераспределяется примерно 40% валового внутреннего продукта и порядка 20% совокупного общественного продукта (по Казахстану).
Сосредоточение у государства огромных денежных средств до последнего времени обосновывалось необходимостью планомерно осуществлять воспроизводственные процессы, финансировать наиболее приоритетные направления развития производства, научно-технический прогресс, социальные программы. Безусловно, в масштабах всего общества, организуемого государством, более наглядно просматриваются перспективные пропорции общественного развиия. Эти возможности государства при правильном использовании денежных средств свидетельствуют о несомненных преимуществах централизации фондов денежных средств. Но, с другой стороны, практика последних лет показала, что их направление и использование может быть неэффективным или экономически неоправданным в результате субъективных волевых решений, неправильного выбора приоритетов развития, государственного и производственного монополиз
ма. Об этом напоминают примеры финансирования, с затратами огромных объемов финансовых ресурсов, программ, которые не принесли должной отдачи Поэтому в переходный период к рынку акцент делался на низовые звенья хозяйствования и регионы, которым должны предоставляться большие права и самостоятельность в формировании финансовых ресурсов. Только при рациональном, научно-обоснованном распределении этих ресурсов между центром, регионами, низовыми звеньями хозяйствования возможна высокая отдача и возобновление в больших размерах используемых средств.
Однако, рассматривая роль государства в обосновании необходимости финансов, следует иметь ввиду, что оно само, по словам Ф. Энгельса явилось продуктом общества на известной ступени развития. Из этого следует, что общество, устанавливая государственную форму своей организации, объективно предопределяет и необходимые финансовые отношения, а государство может лишь их использовать в том или ином виде, учитывая эту объективную необходимость.
Важно также учесть, что помимо финансовых отношений, связанных с существованием государства, имеется часть во взаимосвязях хозяйствующих субъектов, между последними и населением (домашними хозяйствами).
Исторически часть отношений (в простейших формах) имела место еще до возникновения государства для удовлетворения коллективных потребностей первобытных сообществ (обязательные сборы продуктов, предметов, орудий труда и защиты для нужд всего племени, рода: совместной охоты, добычи пищи, создания запасов продуктов, возведения устройств защитного и культового характера, обеспечение недееспособных членов сообщества и т.д.). Хотя такая деятельность осуществлялась в натуральной форме, она являлась прообразом финансовых отношений в дотоварной стадии развития общества.
Финансовые отношения, связанные с деятельностью государственного сектора, в значительной степени направлены на обеспечение производства и распределения так называемых «общественных (или социальных) товаров» - благ и услуг как материального, так и нематериального характера, которые финансируются государством и потребляются коллективно. Сюда относятся объекты благоустройства в городах и населенных пунктах, дорожная сеть, органы и учреждения государственной власти, управления, охраны правопорядка, обороны,защиты и охраны окружающей среды, частично социальная защита населения, образование и здравоохранение (на гарантируемом уровне). Подробно финансирование общественных товаров рассмотрено далее в разделе 10.1.
Природа финансов вытекает из движения стоимости в денежной форме. Условием этого движения является наличие товарно- денежных отношений и действие экономических законов, в том числе и закона стоимости. Раньше, в условиях социалистического способа производства, действия этих факторов ограничивалось: не являлась товаром рабочая сила, средства производства распределялись через систему централизованного материально- технического снабжения, хотя и реализовывались с помощью цен, также утверждаемых централизованно. Жестко регламентированное распределение материально-вещественных элементов произведенного продукта, призванное обеспечить планомерность воспроизводства, на деле оборачивалось тормозом, сковывающим развитие производительных сил, так как порождало монополизм, лишало потребителя возможности выбора продукции при отсутствии ее в свободной продаже, не стимулировало повышения качества, развития научно-технического прогресса.
В рыночных условиях функционирования экономики товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степени, основными регуляторами являются спрос и предложение товаров, работ и услуг.
В основу товарного производства положено общественное разделение труда, обусловливающее экономическую обособленность товаропроизводителей. Каждый из них создает продукт в условиях дефференциации материально-вещественных факторов производства, разного их уровня, а потому даже аналогичные товары производятся с неодинаковыми затратами живого и овеществленного труда. Вследствие этого неравенства возникает объективная необходимость особого механизма соизмерения затрат и результатов труда, который объективно может учесть меру трудовых усилий и потребления, эквивалентного затраченным усилиям. Это достигается с помощью денег и производных от них экономических категорий, в том числе и финансов. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, других продуктов человеческого труда, их реализации за определенный денежный эквивалент у производителей образуется денежная выручка. Последняя, как микроэлемент совокупного общественного продукта включает составные части «с», «V», «ш » , то есть величину стоимости израсходованных средств производства, часть стоимости, соответствующую компенсации затраченного живого труда работников и стоимость созданного прибавочного продукта. Соответственно, из выручки от реализации продукции, работ, услуг, должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, направляемые на возмещение израсходованных средств производства, оплату труда, а стоимость прибавочного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономические интересы всех участников общественного производства, непроизводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и резервов.
Весь процесс распределения происходит как в натурально-вещественной форме с образованием фондов средств производства и предметов потребления, так и в денежной форме, посредством движения денежных фондов, предназначенных для приобретения упомянутых продуктов труда. Формирование фондов денежных средств их использование в товарных отношениях производится с помощью финансов. Таким образом, финансы обусловлены товарно-денежными отношениями, являясь их следствием и, одновременно, содействуют их совершению.
- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51