Функции финансов
Функция применительно к финансам означает круг деятельности, присущей данной экономической категории, проявление сущности в действии, специфические способы выражения присущих категорий свойств. В функции отражается общественное назначение категории, раскрывается ее экономическая природа.
В связи с тем, что финансы являются сложной, специфической экономической категорией, производной от другой, более общей категории - денег, и в связи с невозможностью четко очертить границы действия данной экономической категории, ее глубоким проникновением во все сферы общественно-политической и экономической жизни, вопрос о функциях финансов до сих пор является дискуссионным - мнение ученых-теоретиков по этому поводу разделились.
В настоящее время наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная.
Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства - в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.
Согласно данной концепции финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
С помощью распределительной функции распределяется и перераспределяется валовой (совокупный) общественный продукт, и его важнейшая часть - национальный доход, а также часть наци-
оналыюго богатства (например, при изъятии оборотных средств, операций по реализации государственного имущества).
Различают первичное распределение общественного продукта и последующее, или перераспределение.
При первичном распределении из общего объема совокупного общественного продукта выделяется фонд возмещения (материальные затраты и амортизационные отчисления) и вновь созданная стоимость - национальный доход, формируются первичные доходы производственной сферы (хозяйствующих субъектов и их работников).
Перераспределение охватывает многообразный процесс членения общественного продукта по субъектам хозяйствования как в отраслевом, так и в территориальном разрезе, в результате чего удовлетворяются разнообразные потребности участников воспроизводства в денежных средствах для обеспечения конечного потребления продукта в натурально-вещественной форме. При этом доходы одних участников формируются за счет расходов других и национальный доход приобретает форму фонда накопления и фонда потребления. В первом случае средства используются для расширения производства или прироста производственных фондов с капитала материальной сферы, непроизводственных фондов социальной инфраструктуры, создания резервов и страховых фондов. Фонд потребления составляют конечные доходы всего населения, используемые для его воспроизводства, ресурсы для содержания учреждений социальной сферы, науки, культуры, управления, обороны страны.
Участие финансов в первичном распределении и перераспределении общественного продукта неодинаково. При первичном распределении финансы взаимодействуют с другими экономическими категориями - ценой, оплатой труда. Основная же сфера приложения финансов — перераспределение, где они взаимодействуют с родственной экономической категорией
кредитом. Распределительная функция финансов охватывает межтер- риториалъные, межотраслевые, внутриотраслевые, внутрихозяйственное распределение. Межтерриториальное и межотраслевое перераспределение осуществляется через государственный бюджет, когда денежные средств изымаются от одних субъектов хозяйствования и передаются административно-территориальным единицам или отраслям, испытывающим недостаток в финансовых ресурсах. Благодаря этим видам перераспределения достигается пропорциональное развитие всей экономии, что особенно актуально в условиях Казахстана для развития производства в конечных отраслях, а также подъема экономики и социально-бытовой инфраструктуры в отсталых регионах. Сфера внутриотраслевого и внутрихозяйственного перераспределения в ходе перестройки экономики постепенно сужается с внедрением методов коммерческого расчета и самофинансирования, предполагающих использование заработанных средств хозяйствующего субъекта, кроме полагающих по закону отчислений государству.
Следовательно, через распределительную функцию финансы удовлетворяют определенные общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, экономических агентов, путем формирования денежных доходов и расходования средств. Таким образом, через распределительную функцию раскрывается сущность финансов как категории распределения, выявляются экономические отношения, связанные с движением совокупного общественного продукта, его составных элементов в денежной форме и создаются условия для реализации общественного продукта в натурально-вещественном выражении посредством купли-продажи. В итоге должны быть удовлетворены экономические интересы всех участников общественного производства с учетом конкретного трудового вклада и степени участия в общественном производстве.
Последователи распределительной концепции финансов полагают, что через распределение финансы активно воздействуют на другие стадии воспроизводства - производство, обмен, потребление. Например, количественное влияние на производство финансы оказывают путем величины формируемых денежных фондов: изменяя размеры этих фондов, можно воздействовать на производство в желаемом направлении - либо ускорять развитие отдельных структурных подразделений экономики путем создания благоприятных финансовых условий, либо замедлять темпы этого роста. С другой стороны, можно достичь качественного влияния на производство, если увязать размеры поощрительных фондов с достижением определенных качественных показателей производства: производительности труда, экономии ресурсов, фондоотдачи и т.д. Аналогично можно влиять с помощью финансов на другие стадии воспроизводства. Таким образом, прослеживается связь финансов через распределительную функцию со всеми процессами воспроизводства и активное влияние данной категории на все стадии воспроизводства.
Уязвимым моментом в позиции сторонников наличия у финансов распределительной функции является то обстоятельство, что функция категории должна отражать специфику именно этой категории. Рассматриваемая же функция присуща и другим экономическим категориям, участвующим в распределении - цене, оплате труда, кредиту.
Следует также иметь в виду, что распределительная концепция финансов возникла и получала теоретическое обоснование в период действия административно-командной системы и плановой экономики, когда все экономические ресурсы, в том числе и финансовые, тотально распределялись и перераспределялись в централизованном порядке. Обоснованием подобного подхода и являлась распределительная концепция финансов.
Представителями воспроизводственной концепции финансы рассматриваются как категория воспроизводства в целом, а не
одной из его стадий, то есть они считают неправомерным ограничивать финансы производственными отношениями, связанными только с распределением стоимости общественного продукта. Финансы — категория производства, поскольку они обслуживают кругооборот производственных фондов (капитала) в процессе производства и активно воздействуют на этот процесс. Финансы
категория обмена, так как в обмене продолжается процесс распределения общественного продукта и финансы выступают инструментом этого распределения: финансы выражают движение стоимости, которое происходит не только на второй, но и на третьей стадии воспроизводственного процесса, то есть обмена; в обмене также происходят процессы переложения налогов; кроме того, финансы связаны не только с формированием, но и использованием денежных фондов, а оно происходит в обмене, когда на денежные фонды приобретаются товароматериальные ценности; финансы относятся к категории потребления, поскольку участвуют в формировании фондов общественного потребления и личного потребления и с их помощью обеспечиваются конечные пропорции распределения национального дохода на фонд потребления и фонд накопления.
Если исходить из последовательных стадий процесса воспроизводства, то в 1-й стадии - производстве непосредственно происходит создание стоимости. Это достигается последовательным её наращиванием от исходного предмета труда до готового продукта (или состояния, предназначенного для дальнейшей переработки), предназначенного для обмена на денежный эквивалент. Для этого изыскиваются финансов^ ресурсы, потребные, во-первых, для приобретения средств труда, предметов труда, (сырья, материалов, энергоресурсов), во-вторых - для осуществления процесса производства - разнообразных денежных затрат на компоненты добавленной стоимости: на оплату труда собственным работникам, оплату материальных и нематериальных услуг сторонним субъектам.
Потребные финансовые ресурсы формируются производителем из разных источников: в укрупненном представлении это - собственный капитал, заемные средства, мобилизованные на финансовом рынке, бюджетные ресурсы. Разложив стоимость продукта из 3-х элементов С, V и т, где начальной стоимостью является С, наращенной C+V, а обмениваемой - C+V+m, можно судить, что пропорции стоимости закладываются в первой стадии - производстве, и определяются его организационно-техническим характером.
Эти пропорции исходят из величин стоимости материальных затрат, амортизационных отчислений, оплаты труда, других затрат, чистого дохода (прибыли). А данные параметры определяются производственными факторами типом производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), видом изготавливаемой продукции (услуг), технической оснащенностью (производство с применением ручного труда, механизированное, автоматизированное). Так, в Материалоемких производствах преобладает стоимость сырья, материалов (одежда, продовольственные товары), в сырьедобывающих - затраты энергии, амортизационные отчисления, в трудоемких - затраты на заработную плату (точное приборостроение, машиностроение). Индивидуальное и мелкосерийное производства отличаются большими долями затрат на оплату труда и амортизацию, чем массовое, в котором эти затраты «рассеиваются» на большое количество изделий. Виды изготавливаемой продукции определяют также продолжительность (производственный цикл) изготовления, что сказывается на пропорциях затрат: в производствах с длительным циклом значителен удельный вес незавершенного производства, по сути, временно «замороженных» средств до завершения изготовления и реализации продукции заказчику. Рассмотренные аспекты стадии производства подтверждают участие финансов в этой стадии, как и воздействие ее на финансы в виде финансирования затрат, последующего распределения результатов производства - прибыли (чистого дохода) или изыскания средств на покрытие убытков.
Сторонники воспроизводственной концепции считают, что финансы
категория не одной стадии, а всего воспроизводства в целом, поскольку: все стадии общественного воспроизводства тесно связаны между собой;
финансы обслуживают не только одну стадию воспроизводства, а весь этот процесс в целом, проникая во все сферы деятельности общества - материальное производство, сферу обращения и потребления;
финансы являются универсальным орудием контроля, используемым на всех стадиях движения общественного продукта.
В отличие от распределительной концепции финансов, определяющей их природу в движении денежных средств, воспроизводственная концепция эту природу определяет в движении стоимости в денежной форме. При таком подходе существенно расширяется сфера действия финансов.
В соответствии с подобным расширительным пониманием сущности финансов сторонниками воспроизводственной концепции они наделяют финансы следующими функциями:
воспроизводства функция — по обеспечению процесса общественного воспроизводства финансовыми ресурсами. Ее следует представлять в разных модификациях (подфункциях), свойственных подчиненным субкатегориям финансов и которые будут рассмотрены в последующих главах учебника.
контрольная функция.
Содержание воспроизводственной функции финансов объясняется характером экономических отношений, происходящих в процессах образования и использования доходов и фондов, а также составом участников данных процессов. Непосредственным источником образования доходов служит национальный доход, получаемый в сфере материального производства. В процессе первичного распределения национального дохода образуются первичные доходы исходных звеньев экономики - фирм, компаний, домашних хозяйств. Из их доходов в процессе перераспределения формируются путем накопления фонды денежных средств для использования на разные собственные цели и образуются, в виде обязательных отчислений, фонды денежных средств других участников общественных отношений. Огромная роль в этом процессе принадлежит государственному бюджету, через который перераспределяется значительная часть денежных средств путем образования разнообразных фондов по территориальному, отраслевому и ведомственному признаку. В результате, во многих случаях, за счет доходов одних участников общественного воспроизводства образуются фонды денежных средств, используемые для нужд других участников на конечное потребление. Именно эти процессы весьма полно находят отражение в упомянутых функциях финансов.
В отношении функций в экономической литературе имеются и другие мнения: например, финансы наделяются производственной, функциями, функцией опосредования кругооборота производственных фондов или оперативной, стимулирующей и другими функциями; нередко в таких случаях допускается смешивание функции экономической категории, как формы проявления ее общественного назначения, с ролью категории, как результата практического ее использования в воспроизводстве.
Роль экономической категории значительно шире ее функций. В отличие от функций, которые постоянны и существуют до тех пор, пока существует сама экономическая категория, ее роль может быть различной, что зависит как от изменения реальных условий, в которых происходит действие категории, так и от наличия разных направлений самого воздействия: на общественное воспроизводство, на повышение эффективности производства, на развитие и укрепление коммерческих начал, на повышение благосостояния населения и т.д. Например, действие финансов в сфере материального производства приводит к усилению заинтересованности хозяйственных коллективов в экономии материальных, энергетических, трудовых, денежных ресурсов, в лучшем использовании производственных фондов и т.д. Однако, это не означает, что финансам присуща стимулирующая функция. Проявление определенных стимулов есть результат действия финансов, целенаправленного использования их функций в практике хозяйствования.
Функции и роль категории отличны в следующем: роль всегда конкретна и проявляется в реальных результатах; функция есть следствие научной абстракции, обобщения, реально существующего механизма действия экономической категории. Благодаря научной абстракции конкретные черты механизма действия категории предстают в обобщенном виде.
Рассматривая функции финансов, следует признать, что отдельные сферы финансовых отношений неоднозначны по содержанию операций, объектам действия, целям. Например, в сфере государственных финансов характер финансовых процессов отличен от такового в сфере материального производства. Более того, даже в государственных финансах, в отдельных их взаимосвязанных звеньях, - налогах, государственном бюджете, государственном кредите - характер функционирования неодинаков. Финансы - глобальная собирательная категория включающая субкатегории хотя и однородные с позиций принадлежности, и имеющие неодинаковое функциональное назначение: система финансов, их отношений включает восемь таких субкатегорий: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств, внебюджетные фонды, государственный кредит, международные финансы, финансовый рынок, страхование (социальное).
Поэтому и функции этих составляющих - подфункции применительно к субкатегориям - неодинаковы. Это позволяет сделать вывод о наличии у отдельных сфер и звеньев финансов относительно самостоятельных подфункций.
Контрольная функция финансов признается представителями почти всех научных концепций. Все ранее перечисленные функции финансов, несмотря на их многогранность, не раскрывают полностью те свойства, которые присущи финансам как экономической категории. Поскольку финансы связаны с движением денежной формы стоимости общественного продукта, они обладают свойством количественно отображать, воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через движение доходов, накоплений, фондов1. Благодаря этому свойству финансы могут как бы «оповещать» о том, как складываются количественные пропорции распределения на разных уровнях управления экономикой, соотношение доходов, фондов, отдельных их элементов, правильность использования финансовых ресурсов по целевому назначению. Тем самым финансы сообщают об отклонениях и диспропорциях в воспроизводственном процессе и позволяют направить его в нужное русло. Количественное выражение процессов образования и использования доходов, накоплений, фондов отображается в системе финансовых показателей, которые выступают как разновидности стоимостных показателей. Финансовые показатели имеют обобщающий результирующий характер, т.е. комплексно выражают результаты всей деятельности хозяйствующего органа любого уровня управления экономикой. Изучение, анализ финансовых показателей позволяет судить об эффективности производства, конечных результатов деятельности, рациональности функционирования определенных органов, систем и т.д.
Контрольная функция проявляется в финансовом контроле, но эти понятия нельзя отождествлять. Контрольная функция
внутреннее свойство финансов, а финансовый контроль — практическое использование контрольной функции как присущего финансам объективного содержания. Контрольная функция действует не изолировано, а в органической связи с другими функциями. Среди денежных отношений, выраженных в финансовой форме, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием финансовых ресурсов, но нет и финансовых отношений, которым была бы присуща только контрольная функция.
Функции экономической категории — это разные стороны одного и того же экономического явления и финансы немыслимы без какой-либо из своих функций и лишь в их соединении, в тесном взаимодействии они проявляют себя в качестве экономической категории.
- Мельников в. Д.
- Учебник для вузов алматы 2005
- Предисловие
- Содержание
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
- Понятие финансов
- Общественные отношения в целом Производственные отношения Экономические отношения Денежные отношения Финансовые отношения
- Необходимость и природа финансов
- Функции финансов
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
- Финансы ресурсы и фонды как объект финансовых отношений
- Понятие о финансовой системе
- Критерию
- Глава 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- Сущность и значение финансовой политики
- Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики
- Содержание и структура финансового механизма
- Содержание управления финансами
- Организация управления финансами в Республике Казахстан
- Управление бюджетной системой
- Управление налоговой системой
- Управление финансами хозяйствующих субъектов.
- 3.4. Автоматизированная система управления финансов.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Система финансовых планов
- Финансовые показатели
- Основные направления совершенствования финансового планирования
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений
- Финансовые правоотношения и финансовоправовые нормы
- Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
- Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Сущность и значение финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- Аудиторский контроль (аудит)
- Методы финансового контроля
- Организация финансового контроля
- Контрольные вопросы
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов
- Глава 7. Основы функционирования финансов хозяйствующих субъектов
- Содержание финансов хозяйствующих субъектов
- Классификация хозяйствующих субъектов
- Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм
- Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов
- Глава 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве 28
- Глава 5. Правовое обеспечение финансовых отношений 104
- Глава 6. Финансовый контроль 112
- Часть 2. Финансы хозяйствующих субъектов 130
- Часть III. Государственные финансы 186
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов 186
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств 390
- Часть V. Страхование 416
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике 469
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Финансы хозяйствующих субъектов,
- Основы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов
- Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
- Производственные фонды (капитал) хозяйствующих субъектов
- Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов
- Формирования результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов
- Финансовый менеджмент компаний, фирм
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
- Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений
- Источники финансирования организаций учреждений некоммерческой деятельности
- Расходы некоммерческих организаций и учреждений
- Контрольные вопросы
- Часть III. Государственные финансы
- Глава 10. Общая характеристика государственных финансов
- Экономическая деятельность государства.
- Общественные товары, блага и услуги
- Понятие и состав государственных финансов.
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных доходов
- И расходы Финансовые ресурсы общества
- Финансовые ресурсы негосударственного сектора
- Классификация государственных доходов.
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Налоги и организация налоговой системы
- Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
- Налоговая система
- Налоги:
- 2. Сборы:
- 3. Платы:
- Государственная пошлина.
- Таможенные платежи:
- Краткая история налогов Казахстана
- Организация взимания налогов
- Передача имущества
- Субъект налога Физическое лицо Юридическое лицо
- Через систему цен Непосредственно через доход
- Корпоративный подоходный налог
- Совокупный годовой доход (сгд)
- Вычеты (расходы, связанные с получением сгд в пределах, регламентированных законодательством)
- Индивидуальный подоходный налог
- Налогообложение доходов нерезидентов1
- Косвенные налоги
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Добавленная стоимость
- Цена реализации
- Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат
- Налоги и специальные платежи недропользователей.
- Социальный налог.
- Налоги на собственность.
- Земельный налог.
- Налог на транспортные средства.
- 12.12.3. Налог на имущество.
- Специальные налоговые режимы.
- Сборы, пошлины, платы.
- Переложение налогов.
- Уклонение от налогов
- Контрольные вопросы
- Сущность государственных расходов
- Классификация государственных расходов
- Финансирование экономики
- Финансирование научно-технического прогресса
- Расходы на социально-культурные мероприятия
- Расходы на социальную защиту населения
- Расходы на оборону
- Расходы на управление
- Контрольные вопросы
- Экономическая сущность и роль государственного бюджета
- Состав доходов и расходов государственного бюджета
- Межбюджетные отношения и их регулирование
- Баланс бюджета. Дефицит бюджета
- Бюджетная система и бюджетное устройство
- Бюджет столицы (г. Астана)
- 14. 6. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Бюджетный процесс в местном звене
- Финансы специальных экономических зон
- Контрольные вопросы
- Сущность внебюджетных фондов
- Внебюджетные фонды социального назначения
- Государственный накопительный пенсионный фонд
- 16.2.2.Государственный фонд социального страхования
- Внебюджетные фонды экономического назначения
- Инвестиционный фонд Казахстана
- Инновационный фонд Казахстана
- 16.4. Национальный фонд Республики Казахстан
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Государственный кредит и государственный долг
- Сущность государственного кредита
- Формы и методы государственного кредита
- Международный государственный кредит
- Государственный долг
- Внешний государственный долг
- Управление государственным долгом
- Экономические последствия государственного долга
- Контрольные вопросы
- Часть IV. Финансы домашних хозяйств
- Глава 18. Сущность и особенности финансов домашних хозяйств
- Понятие финансов домашних хозяйств
- Функции финансов домохозяйств
- Финансовые ресурсы домохозяйства
- Бюджет домашних хозяйств
- Доходы домашних хозяйств
- Валовой доход домохозяйств
- Денежные доходы
- Государственное регулирование уровня жизни населения
- Предпринимательская деятельность граждан
- Гэсударственные социальные трансферты
- Денежные расходы домашних хозяйств и их состав
- Классификация и структура денежных расходов
- Контрольные вопросы
- Часть V. Страхование
- Глава 19. Экономические и социальные основы страхования
- Экономическая природа страхования и сферы его действия
- Социальное страхование
- Страхование при потере работы
- Медицинское страхование
- Контрольные вопросы
- Особенности имущественного и личного страхования
- Классификация имущественного и личного страхования
- Понятия и термины в имущественном и личном страховании
- Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Часть VI. Актуальные проблемы финансов в рыночной экономике
- Глава 21. Государственное финансовое регулирование экономики.
- Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
- Варианты фискальной политики
- Финансы в теориях экономического регулирования
- Влияние налогов на рыночное равновесие
- Контрольные вопросы
- Понятие финансового рынка
- Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- 22.3. Выпуск и обращение ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Глава 23. Финансы в системе внешнеэкономических связей
- Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.
- Формы и методы регулирования
- Формирование и использование валютных ресурсов
- Платежный баланс страны
- Природа инфляции и ее взаимосвязь с финансами
- 24. 2. Мероприятия антиинфляционной политики
- Контрольные вопросы
- 050022, Г. Алматы ул. Байтурсынова, 78 а. Тел/факс 92-26-51