logo search
МЕЛЬНИКОВ В

Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики

В целях корректировки со стороны государства развития об­щественного производства в нужном направлении осуществляет­ся государственное финансовое регулирование.

Государственное финансовое регулирование экономики — это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъ­ектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономиче­ское равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

Предпосылками осуществления государственного финансово­го регулирования являются следующие исходные основания.

  1. Учет действия объективных экономических законов разви­тия общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более дей­ственными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция от­торжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.

  2. Разработка научно-обоснованной стратегической програм­мы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное на­правление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактиче­ского характера по непредвиденным обстоятельствам.

  3. Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возмож­ности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автокра­тическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.

  4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и пра­вил поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова законодательная система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответ­ственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и по­рядок во всей иерархической структуре управления. Данное по­ложение невозможно осуществить без действия предпосылки сформулированной в пункте 3.

Пункты 3,4 названных предпосылок представляются, в целом, как наличие «гражданского общества» то есть такого цивили­зованного общественного устройства, которое создает для всех членов общества равные возможности для жизнедеятельности, учитывает их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковую правовую защиту и ответственность.

Результативность, то есть реальный итог государственного финансово­го регулирования достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:

а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием воз­можно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеет­ся ввиду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно-важных производств (топливно-энерге­тического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведе­ние конверсии военного производства;

б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уров­нях управления и в формах собственности;

в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяй­ствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммер­ческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности за исключением оговоренных в законе;

г) из предыдущих условий следуют вытекающие из него: возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов про­изводства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, инфор­мации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, тер­риториями как в границах государства, так и в рамках единого интеграци­онного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ междуна­родной кооперации и разделения труда.

Процесс регулирования характеризуется многообразием объ­ективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему госу­дарственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Типы включают: экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и админи­стративное.

Виды финансового регулирования охватывают; налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвен­ции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестиро­вание, внешние займы, внешний долг. Разнообразны формы в го- сударственно-кредитном виде.

Общей формой является планирование (прогнозирование).

Особой формой регулирования является государственные за­купки.

Государственные закупки - приобретение государственными органами, государственными учреждениями, а также государ­ственными предприятиями, юридическими лицами и аффилиро­ванными с ними юридическими лицами товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег.

Процесс государственных закупок.вюночает:

формирование номенклатуры и объемов закупаемых товаров, работ и услуг;

выбор поставщика, заключение с ним договора о государственных за­купках;

исполнение договоров о государственных закупках.

Регулирование процесса государственных закупок основывается на принципах: оптимального и эффективного расходования используемых для закупок денег; предоставления всем потенциальным поставщикам рав­ных возможностей для участия в процессе государственных закупок; до­бросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков; гласности процесса государственных закупок.

Наиболее многочисленными элементами классификации яв­ляются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использо­вания в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для раз­ных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самосто­ятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Напри­мер, в налогообложении применяются методы санкций, декла­рирования доходов, имущества, активов, льготирование, аван­совые платежи и др. При бюджетном финансировании - нор­мирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджет­ного излишка и т.д.

Методы государственного кредита изложены в соответству­ющем разделе учебника.

Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются: валютный курс, процентные ставки на денежный капи­тал, курсы международных платежных средств и ценных бумаг, разнообразные методы страхования от валютных рисков.

Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирова­ния средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.

Методами в государственных закупках являются: открытый конкурс, закрытый конкурс, выбор поставщика с использованием

иисиисчить скоординированное, шчивое развитие экономики в принятом направлении. В >виях рынка большее внимание уделяется косвенным ме- ам регулирования. Государство устанавливает общие для участников хозяйственного процесса условия и правила ельности, для приоритетных сфер деятельности - префе- [иальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры от- ений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные [, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможен- и социального регулирования. На основе этих основных каторов воздействия формируются вторичные, рыночно- нтированные элементы регулирования, диктуемые харак- л. соответствия спроса и предложения: свободные цены, гнтные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы ирования разных фондов и их использования у хозяйству- ссубъектов.

[нако действие косвенных элементов регулирования может пяться прямыми, директивными методами со стороны госу- за, особенно при значительных нежелательных отклонени- яамеченного курса развития.

вменяемые элементы - регуляторы действуют в сложной эсвязи в едином экономическом механизме (см. раздел 2.3.); лу государство, устанавливая курс финансовой, денежно- гной политики должно тщательно учитывать экономиче- оложение и социальное состояние общества и при выборе ленных видов, форм и методов воздействия на экономиче- социальные интересы, верно определять стратегические и ивные цели общественного развития.

акроэкономическое равновесие и финансы

действие на социально-экономические процессы с при­ем разнообразных форм и методов, как косвенных, так и ;, включает финансовые их виды. Такое воздействие имеет обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопро- щуюся экономическим ростом, последовательное неу- ; развитие социальной сферы в определенных временных

ВВИДУ, ЧТО достижение оощего MaKpujftunuMmvvn.ui V у

возможно только в теоретических схемах.

Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических, параметров, таких как:

  1. спроса и предложения;

  2. товарной и денежной масс;

  3. сбережений и инвестиций;

  4. инфляции и безработицы;

  5. производительности труда и его оплаты;

  6. финансовых ресурсов и социально-экономических потреб­ностей общества;

  7. доходов и расходов государственного бюджета;

  8. размеров бюджетного дефицита и источников его покры­тия;

  9. актива и пассива платежного баланса.

Ясно, что достижение равновесия даже по одному из назван­ных соотношений вызовет одновременно дисбаланс в одном или нескольких других.

Кроме того, на макроэкономический уровень выходит дис­баланс интересов, потребностей и стоящих за ними возможных ресурсов крупных экономических объектов: секторов, отраслей национального хозяйства, регионов, хозяйственных комплексов. Если добавить к этому необходимость сбалансирования потреб­ностей и ресурсов на последующих уровнях хозяйствования, которые интегрируют компоненты потребностей и ресурсов на все вышеперечисленные параметры и объекты регулирования, то придется согласиться, что задача достижения полного макроэко­номического равновесия становится иллюзорной. Для реальной экономической действительности (как и для любой экономиче­ской системы) свойственно «нормальное состояние «неравнове­сия», которое отражает на данный момент вынужденное динами­ческое равновесие действующих в обществе противоречивых сил и тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, разнона­правленных интересов. Совокупность множества таких частич­ных состояний характеризует определенную сбалансирован­ность всех экономических параметров с большей или меньшей

степенью удовлетворяющих потребности с учетом возможностей экономических агентов и, соответственно, отклоняющуюся от состояния идеального равновесия на эту же степень. Поэтому и предполагается периодическое изменение форм и методов воз­действия при эволюции экономической системы из одного состо­яния частичного равновесия в другое, отвечающее улучшению сбалансированности большего количества экономических пара­метров и обеспечивающее более эффективное использование ре­сурсов общества.

В западной финансовой теории используется понятие «муль­типликатор» для объяснения влияния государственных финан­сов на производство, измеряемого величиной национального про­дукта.

Концепция мультипликатора исходит из определения объема валового национального продукта (ВНП) двумя методами:

  1. по расходам, то есть совокупности всех расходов экономи­ческих субъектов, необходимую чтобы выкупить всю произве­денную массу продукции;

  2. по доходам (или распределению), то есть с точки зрения до­ходов, получаемых субъектами от производства продукции.

По первому критерию стоимость ВНП складывается по фор­муле:

ВНП = С + 1 +G + X ,

g п ’

где: С - объем потребительских расходов домашних хозяйств, или всего населения страны;

I - валовые частные внутренние инвестиции;

G - государственные закупки товаров и услуг (исключая транс­фертные платежи, не увеличивающие производства;

Хп - чистый экспорт, то есть превышение объема экспорта над импортом.

Измерение ВНП по сумме всех доходов производится суммиро­ванием следующих элементов:

  1. объема потребленного капитала (амортизация);

  2. косвенных налогов на бизнес;

  3. заработной платы наемных работников;

  4. рентных платежей;

  5. процента (выплата денежного дохода частного бизнеса по­ставщикам денежного капитала);

  6. доходов от собственности (от индивидуальных вложений);

  7. прибыли корпораций (налог на эту прибыль, дивиденды, не­распределенная прибыль).

Далее, из валового национального продукта выделяется чи­стый национальный продукт (ЧНЩ как разница между ВНП и отчислениями на потребление капитала или амортизационными отчислениями.

Показатель ВНП, скорректированный с учетом инфляции или дефляции (понижения цен), представляет собой реальный ВНП.

В кейнсианских моделях объясняется равновесие между объ­емом производства, дохода и занятости, вызываемыми измене­ниями в расходах. «Равновесный уровень производства - это та­кой объем производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции, или, при равновесном уровне ЧНП общее количество проданных товаров (ЧНП), точно равно общему количеству закупленных товаров (C + I + G + X )1.

В п Г*

Соответственно, нарушением равновесия является любое пре­вышение общих расходов над общим объемом производства, что приводит к росту последнего; любая недостаточность общих рас­ходов вызывает снижение ЧНП.

Графически (схема 21.1.) это состояние изображается в систе­ме координат, в кЬторой биссектриса ОА выражает равенство до­ходов и потребления или реального ЧНП и расходов, то есть в любой точке этой линии вели чины, откладываемые на горизон­тальной оси (ЧНП) равны величинам, откладываемым на верти­кальной оси (совокупные расходы).

Преобладающую часть совокупных расходов представляет эле­мент С, а угол ее наклона к горизонтальной оси определяет уро­вень потребления: чем более угол ближе к 45°, тем больше уровень потребления домашних хозяйство. Разность по вертикали между биссектрисой и линией потребления показывает величину сбере­жений (из которых формируются средства для инвестиций).

Пересечение биссектрисы с линиями расходов С, I, Хп, харак­теризуют состояние равновесия системы «расходы ЧНП». Более того, последовательное добавление каждого элемента расходов смещает точку равновесия вправо, что соответствует прираще­нию национального производства, измеряемого ЧНП.

Схема 21.1. Изменение макроэкономического равновесия в системе «национальный продукт-совокупные расходы»

О Q Q1 Q2 Q3 ЧНП в денежных

единицах

В приведенной на схеме модели примечательным является то обстоятельство, что увеличение в расходах на величину, напри­мер, ав, вызывает прирост национального продукта на большую величину — QQr Этот эффект вызывается мультиплицирующим (умножающим) действием рассмотренных расходов на объем производства, а само явление — мультипликатором. Суть явле­ния кроется в том, что для экономики характерны повторяющи­еся, непрерывные потоки расходов и доходов, где потраченные одним экономическим агентом денежные средства получает дру­гой в виде дохода и порождается цепная реакция, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к много­кратному изменению ЧНП. Затухание процесса вызывается тем, что часть дохода не потребляется экономическим агентом, а сбе­регается. Чем меньше доля сбережений в доходе, тем больше очередное расходование в каждом цикле и соответственно выше мультипликатор. Числовое значение мультипликатора означает: во сколько раз увеличивает прирост изменения в расходах при­рост ЧНП и наоборот - сокращение расходов вызывает кратное мультипликатору уменьшение национального продукта.

Обоснование действия мультипликатора определяется поня­тиями «предельная склонность к сбережению» — MPS и «пре­дельная склонность к потреблению» - МРС. В первом случае это отношение изменения в сбережениях к изменению в доходе, во втором - отношение изменения в потреблении к изменению в до­ходе. Исходя из этого числовое значение мультипликатора выра­жается соотношением

I I

me-MPS~l-MPC

Явление мультипликатора используется при проведении дис­креционной фискальной политики, под которой понимается со­знательное манипулирование государственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Налоги вызывают сокращение доходов, которое приводит к снижению объемов потребления и сбережения и уменьшению ве­личины равновесного ЧИП. Аналогичное действие на объем про­изводства (наряду с налогами) оказывают сбережения и импорт. Все вместе они представляют утечку из системы доходов-рас­ходов, то есть не затрагивают внутреннего потребления. Потре­бление уменьшается, создавая отрыв в расходах, который может быть заполнен инвестициями, экспортом и государственными за­купками.

Снижение налогов вызывает перемещение графика совокуп­ных расходов и кратное увеличение ЧНП. Так проявляется дей­ствие налогового мультипликатора, противоположное действию мультипликатора расходов.

Важной характеристикой налогового мультипликатора являет­ся его зависимость от потребительской компоненты доходов, то есть он равен:

mt = Т х МРС,

где: Т - величина налоговых платежей.

Таким образом, количественно налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов (при данных величинах МРС и MPS). Следовательно, изменения в государ­ственных расходах имеют более сильные воздействия на совокуп­ные расходы, чем изменения налогов такой же величины. Данные свойства мультипликаторов расходов и налогов вызывают фено­мен мультипликатора сбалансированного бюджета, при кото­ром равные увеличения государственных расходов и налогообло­жения приводят к росту равновесного ЧНП на ту же виличину.

Например, если Т и G увеличиваются на 10 млрд. тт. каждый, то следует ожидать увеличения ЧНП на 10 млрд.тг. Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице:

m = m + m = 1.

е е t