logo search
МЕЛЬНИКОВ В

Варианты фискальной политики

Учитывая вышеизложенные возможности действия мульти­пликатора, формулируются варианты дискреционной фискальной политики в зависимости от характера экономического цикла. В период спада проводится стимулирующая фискальная политика, предусматривающая:

  1. увеличение государственных расходов;

  2. снижение налогов;

  3. сочетание этих направлений фискальной политики с учетом большего эффекта увеличения государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика, обусловленная избы­точным спросом и инфляцией, включает обратные направления:

  1. уменьшение государственных расходов;

  2. увеличение налогов;

  3. сочетание данных направлений.

Сдерживающая фискальная политика должна ориентировать­ся на достижение бюджетного излишка.

Недискреционная фискальная политика предполагает меньшее вмешательство государства в финансовые процессы, с акцентом на рыночное саморегулирование.

Недискреционная фискальная политика действует на основе механизма автоматических, или встроенных, стабилизаторов (встроенная стабильность). В данном случае предполагается, что сумма налоговых изъятий варьируется пропорционально величине национального продукта в разных фазах экономиче­ского цикла: при подъеме налоговые поступления возрастают, ограничивая спрос, и автоматически сдерживают чрезмерный экономический рост; при спаде, наоборот, налоговые посту­пления снижаются, смягчая уменьшение национального про­изводства. На схеме 21.2. показаны эти изменения (линия Т) при условии неизменности величины государственных рас­ходования G).

Важной особенностью действия автоматических стабилизаторов яв­ляется регулирование бюджетных дефицитов и излишков: в фазе подъема сокращается, а потом ликвидируется бюджетный дефицит и появляется бюджетный излишек, что способствует сдерживанию инфляции, поскольку высокий уровень национального продукта сопутствует инфляции; в фазе спада начинает постепенно возрастать дефицит бюджета, который стиму­лирует преодоление спада.

На практике рассмотренные зависимости в моделях равновесия испы­тывают влияния дополнительных факторов:

  1. своевременности принимаемых мероприятий фискальной политики {временные лаги)',

  2. действие эффекта вытеснения, что проявляется в сокращении эле­мента частных инвестиций при увеличении правительственных расходов в связи с ростом процентных ставок на денежном рынке;

  3. стимулирование спроса отразится на совокупном предложении, кото­рое отреагирует инфляционным увеличением цен и снизит эффект увели­чения совокупных расходов;

  4. в открытой экономике национальное производство испытывает вли­яние изменений валютного курса (в том числе за счет изменений процент­ных ставок), который изменяет величину чистого экспорта как элемента совокупных расходов.

Поэтому мероприятия стимулирующей фискальной политики могут быть ослаблены действиями вышеперечисленных факторов. Таким обра­зом, кейнсианство выделяет спрос на товары и услуги в качестве осново­полагающего фактора регулирования экономики: государство способству­ет стимулированию совокупного спрос, влияет на повышение уровня за­нятости ресурсов, расширяет объем государственных закупок, регулирует стоимость кредита. Кейнсианские меры предполагают снижение налогов, увеличение расходов, стимулирование инвестиций (с помощью снижения ставки процента).

87-31