logo search
МЕЛЬНИКОВ В

Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов

При формировании рыночной системы хозяйствования важ­ной проблемой является преодоление монополизма в сферах производства, распределения и обращения товаров, в принятии хозяйственных решений, недопущение натурализации хозяйства, замкнутости и самоизоляции регионов республики.

Решение данной проблемы проводилось в Казахстане в на­правлении преобразования отношений собственности, развитии свободного предпринимательства и конкуренции, проведении антимонопольной политики, формирования в национальном хо­зяйстве параллельных производственных структур за счет раз­укрупнения и диверсификации производства.

Преобразование государственной собственности путем раз­государствления и приватизации в другие формы призвано обе­спечивать многообразие этих форм, на основе которых создаются объективные предпосылки для формирования реальных хозяйств в сферах материального производства и услуг, стимулирует пред­принимательство и конкуренцию, создает у работников мотива­цию к высоким конечным результатам труда.

Разгосударствление - это передача функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий от государства на уровень хозяйствующих субъектов, замена вертикальных хозяй­ственных связей на горизонтальные; разгосударствление может происходит и без смены собственника.

Приватизация - приобретение у государства юридическими лицами и гражданами объектов государственной собственности, а также акций акционерных обществ, созданных путем преобра­зования государственных предприятий и организаций.

Основными формами разгосударствления экономики и приватизации собственности в Казахстане являлись:

В 1991-1995г. в Казахстане были осуществлены две программы разго­сударствления и приватизации: программа 1991-1992г.г. - малой приватиза­ции - включала в основном объекты торговли и сферы услуг, а также пред­усматривала передачу государственной собственности трудовым коллекти­вам предприятий; программа 1993-1995г.г. охватила также, помимо малой приватизации, массовую приватизацию, приватизацию по индивидуальным проектам (для крупных и уникальных объектов) и приватизацию агропро­мышленного комплекса. В массовой приватизации участвовало население с использованием приватизационных инвестиционных купонов, выражаю­щих долю граждан в имуществе государства. Купоны аккумулировались на конкурсной основе у финансовых посредников - инвестиционных привати­зационных фондах, которые выкупали за купоны акции приватизируемых объектов. В рамках приватизации по индивидуальным проектам объекты, помимо прямой открытой продажи (после акционирования) стратегическо­му инвестору (владеющему контрольным пакетом акций), могут переда­ваться в доверительное управление, в том числе и иностранным юридиче­ским лицам, с последующим выкупом государственного пакета акций.

В 1996-1998г.г. в Казахстане проводилась программа приватизации и реструктуризации государственной собственности, которой предусматри­валось завершение процесса приватизации с реструктуризацией объектов, остающихся в государственной собственности. При этом применялись два вида продажи имущества государственных предприятий:

  1. Продажа на торгах на аукционной и тендерной основах. Аукцион представляет передачу прав собственности, субъекту, предложившему в ходе торгов максимальную цену, оформившему и оплатившему покупку в установленном порядке. Тендер предполагает оформление прав собствен­ности на объект наряду с наибольшей ценой также выполнение покупате­лем определенных условий продажи (сохранение профиля, рабочих мест и т.д.) или предложение лучших условий.

  2. Прямая адресная продажа назначается в отношении объектов, для которых предприватизационные мероприятия включали передачу имуще­ства в аренду с правом выкупа, либо акционирование с передачей, на осно­вании тендера, государственного пакета акций на доверительное управле­ние с последующим выкупом.

Реструктуризация охватывает меры технологически обосно­ванной сегментации производства на отдельные перспективно

конкурентоспособные хозяйствующие объекты с разработкой планов возможной санации (финансового оздоровления), прива­тизации или ликвидации несостоятельных предприятий. Реструк­туризации предшествуют мониторинг (изучение) финансового |

ОСНОВЫ ФИНАНСОВ 2

ВВЕДЕНИЕ 25

ЧАСТЫ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИНАНСАХ, ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ 28