logo search
МЕЛЬНИКОВ В

Система финансовых планов

Основным документом финансового планирования выступа­ет финансовый план, представляющий план образования и ис­пользования денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, отраслей,систем, регионов и государства в целом. Финансовые планы показывают обеспеченность национального хозяйства финансовыми ресурсами.

План и планирование действует не изолированно, а в составе единого целостного механизма хозяйствования. План, взятый сам по себе и не дополненный соответствующим механизмом реали­зации, не может быть действенным инструментом управления. Механизм реализации плана - организационные формы управ­ления, система экономических рычагов и стимулов, способы ор­ганизации оборота ресурсов национального хозяйства, правовой режим хозяйствования.

^ ^Система финансовых планов (балансов) включает разные 4 виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отно­шений, а, следовательно, объемом планируемых к поступлению и использованию ресурсов (схема 4.2.). По этому признаку раз­личают первичные и сводные финансовые планы!

(К первичным относятся финансовые планы хозяйствующих субъектов сферы материального производства; планы коммерче- ^ ских и некоммерческих организаций непрбюводственной-ефег-' ,ры;-индивидуальные планы финансирования государственных учреждений и организаций^ расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств.

Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные. Общегосударственными являют­ся: государственный бюджет, республиканский бюджет. J Ю Система отраслевых (ведомственных) финансовых планов включает: балансы доходов и расходов министерств (ведомств), отраслей материального производства, сводные планы финанси­рования министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, финпланы общественных организаций.

К территориальным финансовым планам относятся: местные бюджеты, планы общественных организаций на соответствую­щей территории и т.д^

Различные виды финансовых планов связаны между собой: так, отраслевые объединяют планы подведомственных организа­ций; территориальные, как правило, являются частью общегосу­дарственных или отраслевых.

В зависимости от периода финансовое планирование подраз­деляется на годовое, среднесрочное (трех-, пятилетнее) и пер­спективное. В настоящее время на годичный период составляют­ся все названные выше виды планов.

В связи с разбалансированностью экономики, неопределен­ностью факторов функционирования хозяйственных органов в

рыночной среде, пятилетнее и перспективное планирование огра­ничено. На трехлетний период производиться расчеты по основ­ным показателям доходов и расходов государственного бюджета при разработке фискальнолй политики правительства.

Важнейшим оперативным финансовым планом является госу­дарственный бюджет (см. гл. 14).

В сфере материального производства финансовые планы на­зываются балансами доходов и расходов. Структура этих планов в основном одинакова как для хозяйствующих субъектов так и для их объединений и других вышестоящих органов.

Классическая форма баланса доходов и расходов включает че­тыре раздела:

доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, платежи в бюджет, ассигнование из бюджета.

Первые два раздела могут балансироваться разделами, определяющими окончательный результат (сальдо) взаимоотношений хозорганов с бюдже­том, то есть третьими и четвертыми разделами. Превышение расходов и от­числений средств над доходами и поступлениями средств финансируются привлечением средств за счет выпуска ценных бумаг за счет полученных кредитов или займов, либо целевыми ассигнованиями из бюджета - госу­дарственная субвенция для государственных предприятий. Каждый раздел баланса включает соответствующие показатели.

В первый раздел баланса включаются: чистый доход; амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд (резерв); долгосрочные креди­ты банков на капитальные вложения; средства фонда накопления, направ­ляемые на финансирование капитальных вложений и других плановых за­трат; экономия от снижения себестоимости по строительным монтажным работам; мобилизация, внутренних ресурсов в строительстве; выручка от реализации выбывшего имущества; поступления налога на добавленную стоимость и акцизов; средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве; средства от продажи ценных бумаг; прирост оборотных средств; прирост (сокращение) краткосрочных кредитных вложений бан­ков; другие привлеченные средства.

Раздел «Расходы и отчисления средств» отражает: капитальные вложе­ния; убытки по основной деятельности; расходы по уплате процентов за просроченные и отсроченные краткосрочные кредиты и ссуды на восполне­ние недостатка собственных оборотных средств; отчисления в финансовый резерв и в хозрасчетные фонды; расходы на ремонт основных фондов за счет средств ремонтного фонда; операционные расходы; прирост собствен­ных оборотных средств; погашение долгосрочных кредитов; изменение кредитуемых запасов.

Раздел «Платежи в бюджет» включают: платежи всех видов налогов, в том числе налога на добавленную стоимость и акцизов.

В разделе «Ассигнования из бюджета» предусматриваются на следую­щие мероприятия: государственные централизованные капитальные вложе­ния; операционные расходы, финансируемые по решениям правительства и местных органов власти; возмещение расходов по разнице себестоимости и цен; другие расходы целевого назначения.

Хозяйствующие субъекты с небольшими оборотами средств составляют финансовые планы, состоящие из двух разделов: дохо­дов и расходов, где возможные ассигнования из бюджета включа­ются в состав доходов, а платежи в бюджет - в состав расходов.

Характерной особенностью баланса доходов и расходов является то, что в нем отражаются конечные результаты хозяйственно-финансовой дея­тельности без промежуточных оборотов денежных средств.

Расчеты и фиксация оборотов денежных средств осуществляется в специальном финансовом плане - платежном календаре. В разделе «По­ступления» отражаются: доход от реализации продукции, работ и услуг, поступления краткосрочных кредитов банков, просроченной дебиторской задолженности, прочие поступления денежных средств, остаток средств в кассе и на банковском счете.

В разделе «Расходы» отражаются затраты на приобретение товаро- ма­териальных ценностей, оплату труда, уплату налогов, погашение ссуд бан­ков, уплату вознаграждения интереса, прочие расходы.

Таким образом, с помощью платежного календаря осуществляется оперативное финансовое планирование в течение коротких промежутков времени (от месяца до пяти дней в зависимости от объемов оборотов). Пла­тежный календарь дополняет баланс доходов и расходов в части конкрети­зации и последовательности сроков расчетов, что обеспечивает их своев­ременность.

Некоторые особенности имеются в финансовых планах сельскохозяй­ственных предприятий, организаций кооперации.

Организации и учреждения некоммерческих видов деятельности непро­изводственной сферы, как правило, не имеют собственных источников до­ходов и финансируются из бюджета. Они ежегодно разрабатывают индиви­дуальные планы финансирования (бывшее название - сметы). В них указы­ваются предусмотренные планом количественные показатели (например контингент учащихся, штатная численность персонала) и потребность в финансировании по каждому направлению затрат, рассчитанная по уста­новленным нормам. Путем суммирования смет отдельных организаций и

учреждений формируются сводные планы финансирования министерства, ведомств, отделов местных органов управления. Проекты сводных планов финансирования согласовываются с финансовыми органами и учитывают­ся при составлении государственного бюджета.