logo search
Сборник 2012

Особенности принятия маркетинговых решений о разработке новых пищевых продуктов

Ибрагимова А.М., ст-ка гр. Э-81

Научный рук.: к.э.н., доцент Саяпина Н.Н.

ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»

(Россия, г. Омск)

В настоящее время в связи с ростом интереса к нутрицевтикам, функциональным и экологически чистым продуктам наблюдается увеличение разработок в области нового пищевого сырья и весьма плодотворной областью для разработчиков пищевых продуктов стали пищевые ингредиенты [3].

Перевод некоторого продукта из группы продовольственных товаров в группу пищевых ингредиентов промышленного назначения позволяет существенно увеличить его значимость и добавленную стоимость. При разработке таких продуктов исходное сырьё перерабатывается в пищевой ингредиент, обладающий определёнными воспроизводимыми свойствами. Полученные ингредиенты обеспечивают улучшение вкуса (натуральные усилители вкуса, некалорийные подсластители), консистенции и стабильности вкуса (стабилизаторы), полезные для здоровья свойства (витамины, пищевые волокна и т.п.). Наглядным примером такого процесса является молоко – знакомое всем сухое цельное и обезжиренное молоко в настоящее время используют как ингредиент, обеспечивающий в других пищевых продуктах определенное содержание белков, лактозы и жира [1, c. 25].

Маркетинг работ в области создания новых пищевых продуктов практически не отличается от маркетинга в любой другой отрасли. Основные категории здесь те же – продукт, продвижение, позиционирование и ценообразование (маркетинг-микс).

Важной частью процесса разработки нового товара является принятие решений на основе изучения потребительского спроса. Как правило, разработка нового продукта всегда должна определяться потребностью в нём [2].

Основные факторы, оказывающие влияние на потребительский спрос пищевых продуктов:

В общем случае основной подход к разработке новых продуктов заключается в изначальной интеграции усилий ученых, изучающих потребительский спрос, маркетологов, технологов и инженеров пищевых производств, а также собственно разработчиков пищевого продукта в единый процесс разработки идеи продукта и его характеристик [4].

Таким образом, при разработке любого пищевого продукта необходимо изучить социокультурную среду, в которой он будет существовать. И исходя из результатов изучения, сформировать знания об основных характеристиках продукта (о составе, пищевой ценности, микробиологических показателях, внешней формы и т.п.), а также о его отличительных качествах.