logo
Сборник 2012

Метод деловых игр при обучении информатике

Ахметова А.К., Дрягина А.В., ст-ки гр. Ин(о)-08

Научный рук.: ст. преподаватель, магистр техники и технологий Копнова О.Л.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Общеизвестно, что отсутствие интереса к изучению того или иного предмета является одной их важнейших причин низких результатов обучения учащихся. Как можно изменить ситуацию к лучшему? Как вызвать заинтересованность у обучающихся в изучении отдельных тем и всего предмета? Одним из путей решения этой проблемы является организация и проведения деловых игр.

Метод деловых игр широко известен в методике преподавании различных дисциплин. Этот метод стал проникать совсем недавно и он получает все большее распространение, благодаря достижению положительных результатов в обучении. Метод деловых игр высокоэффективен в обучении. Что это за метод? В чем его сущность и каковы его отличия от традиционных методов обучения.

Наиболее распространенным методом обучения является традиционный, при котором основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной форме. При этом каждый педагог стремится, прежде всего, сообщить нужный материал и добиться прочности его усвоения. Организуя преподнесение учебного материала, преподаватель оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности обучающихся, но это влияние носит косвенный характер. На занятиях не у всех студентов включается активная познавательная деятельность. Традиционное обучение ставит обучающегося в «ответную» позицию. Цели задаются преподавателем, студент отвечает на его вопросы, выполняет учебные задания, активен по особому указанию и разрешению. Всем известно, что при таком изложении материала часть обучающихся перестает активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, обучающиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в коллективе, такое занятие не имеет никакой ценности. При таких условиях пропадает интерес к учебе и желание учиться.

Направление и уровень активности во многом определяет система потребностей и мотивов обучающегося. Это то, что побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении. Поэтому воспитание личности студента как будущего специалиста зависит в первую очередь от его потребностей и мотивов. Соотношение различных мотивов обусловливает выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.

Что такое деловые игры? Деловая игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.

Деловая игра – это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.

Можно обратить внимание на то, что во всех определениях указана обязательная составляющая деловой игры – это модель реальной деятельности специалистов. Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

Для деловой игры характерны следующие признаки:

  1. имитационная модель профессиональной деятельности и производственных отношений;

  2. проблемная ситуация;

  3. наличие ролей;

  4. наличие ролевых целей и общей цели всего коллектива;

  5. взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

  6. коллективная деятельность;

  7. цепочка решений;

  8. система оценивания.

В деловых играх для студентов имитационная модель представляется в упрощенном виде, не затрагивая мелочи, которые важны для профессионалов, чтобы не отвлекать внимание студентов на не существенные проблемы. Модель имитации является отправным моментом в конструировании игры.

Деловые игры обеспечивают развитие творчества, заинтересованность, активность обучающихся и еще они развивают речь. Обычно на занятии студент потребляет информацию молча. Он находится в монологической, а не в диалогической позиции, как и педагог. Это одна из основных причин того, что речь обучающегося не развивается. Деловые игры моделируют профессиональную деятельность, которая невозможна без общения с коллегами. Такое положение дел «вынуждает» обучающихся общаться друг с другом. Во время защиты принятого решения им приходится выражать свои мысли, правильно строя фразы, что способствует развитию речи.

Кроме того, деловые игры позволяют ориентировать обучающегося на какую-либо профессиональную деятельность и, тем самым, подготовить студента как будущего специалиста.