logo
Сборник 2012

Особенности применения информационных технологий на уроках информатики

Бектемиров М.И., ст-т гр. Ин(о)-08

Научный рук.: магистр техники и технологий Кольева Н.С.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

(Казахстан, г. Петропавловск)

Бурное развитие электронных оптических методов хранения, передачи и обработки информации приводит к убеждению – необходимо на уроках использовать компьютер, это значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная поддержка уроков, которую используют учителя информатики наших школы, разнообразны [1]:

•    видео- и анимационные фрагменты – демонстрации технических приложений и т.п.;

•    материалы для тестового контроля (итогового, рубежного, диагностического);

•    комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов в компьютерном эксперименте;

•    проведение компьютерных лабораторных работ с использованием встроенных математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчета погрешностей;

•    анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления и систематизации изучаемого материала.

Применение элементов информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе для постановки и проведения лабораторных работ значительно расширяет возможности исследовательской деятельности обучающихся. При этом создаются такие условия, при которых учащийся, выполняя работу по достижению поставленной цели, был удовлетворен результатами своего труда, получил навыки в проведении эксперимента, обработке результатов, исследовательской самостоятельной деятельности, научился анализировать, сравнивать [2]. Все это дает возможность развития умственной активности, творческих способностей учащихся.

В самом начале изучения курса информатики, в 7 классе, у ребят затруднения вызывают выполнение лабораторных. Поэтому наряду с традиционными упражнениями по выполнение лабораторных работ применяется компьютерный тренажер (Мультимедийное приложение).

У восьмиклассников большие затруднения вызывает сборка комплектующих по заданной схеме. Поэтому во время обучающей фронтальной работы поэтапно проводятся демонстрационные компьютерные лабораторные работы «Сборка комплектующих ПК» где ребята четко видят, какой прибор, с каким соединять и в каком порядке (Лабораторные работы, 8 класс).

Трудности в постановке эксперимента и отсутствие точных значений данных, измеренных в ходе работы, не дают возможности достигать поставленной цели, правильно интерпретировать результаты опытов, делать сравнения и выводы. То есть в конечном итоге, не дает возможности развития умственной активности и творческих способностей учащихся.

Использование на уроках информатики элементов такой педагогической технологии обеспечивает каждому ученику формирование положительной мотивации к процессу учения; развитие мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков; развитие навыков работы с компьютерным оборудованием; развитие ИКТ – компетентности обучающихся; рациональное использование времени на уроке; формирование навыков самостоятельной, групповой и коллективной работы обучающихся [3]. Школьный курс «Информатика и ИКТ» направлен свободное владение способами визуализации информации. Изучение этого курса позволит учащимся утвердиться в выборе дальнейшего профиля обучения, освоить основы профессионального языка делового общения, приобщиться к началам профессиональной деятельности, увидеть перспективы профессионального роста, а также выстроить индивидуальную образовательную технологию.

Опыт педагогической работы показывает, что уроки с использованием ИКТ вызывают у учащихся настоящий интерес, заставляют работать всех, даже слабых ребят. Качество знаний при этом заметно возрастает.

От образования сегодня требуется больше, чем вчера. И именно использование на уроках информационных технологий поможет учителю построить учебный процесс более эффективно.