logo
Сборник 2012

Формирование распределительных центров

Яковина М.А., ст-ка гр. ОМО -51

Научный рук.: ст. преподаватель Шарипова Н.А.

Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»

(Россия, г. Омск)

Экономическое развитие страны и становление среднего класса населения вызвали рост потребительского спроса. Когда объем товарооборота у компании становится достаточно большим, а главное – стабильным, имеет смысл создать собственный распределительный центр.

Сегодня предприниматели столкнулись с дилеммой: во что предпочтительнее инвестировать зарабатываемые средства – в создание новых магазинов, приносящих дополнительную прибыль, или в строительство распределительного центра (РЦ), способного оптимизировать цепочку товароснабжения уже открытых магазинов.

В последнее время в связи с оживлением розничной торговли и развитием торговых сетей специалисты и практики для решения возникающих проблем были вынуждены обратиться к опыту Запада. К числу таких новомодных терминов относится «распределительный центр» [3].

Объективная необходимость в РЦ возникла одновременно с появлением новых типов магазинов (супермаркетов, гипермаркетов и др.) и формированием крупных розничных сетей. Современная система товароснабжения должна учитывать следующие специфические особенности работы этих магазинов и их клиентов: широкую номенклатуру товаров (от 5 до 30 тысяч наименований), универсальный характер ассортимента (специализация уходила на второй план), необходимость поддержания стабильного ассортимента в течение всего рабочего дня [2, c. 99-102].

Два принципиальных изменения, которые привели к преобразованию склада фирмы в распределительный центр. Первое – связано с внедрением в технологические процессы по складированию и транспортировке товаров логистических схем и последующей автоматизацией этих процессов. Второе – с экономической эффективностью.

В результате склады из места по физическому хранению и перемещению грузов в структуре сетевой компании превратились в центры по рационализации товарных потоков – преобразованию поступающей от поставщиков товарной массы в готовые к реализации дробные ассортиментные позиции и быстрому распределению партий по торговым точкам собственным транспортом. Прогрессивная роль РЦ состояла в том, что они обеспечивали целостность процесса формирования торгового ассортимента от поставщика до торговой полки. Успех любой сетевой компании в конкурентной борьбе в значительной мере зависит от степени рационализации товароснабжения. Не удивительно, что все крупнейшие западные торговые сети имеют в своем составе распределительный центр или сеть региональных филиалов РЦ.

В сетевой торговле происходило постепенное упорядочение форматов магазинов. Сегодня основу торговых сетей составляют супер- и гипермаркеты, дискаунтеры, магазины-склады по технологии «кэш энд кэрри», бутики. После упорядочения форматов произошла жесткая организация управления и унификация технологии торговых процессов. Появились внутрифирменные стандарты и нормы. Рационализация товарных потоков на основе создания и функционирования распределительных центров, дала возможность сформулировать основные их функции:

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта показывает, что преобразования в российской торговле в целом идут по общим законам и соответствуют указанным выше тенденциям. Торговые сети стали формироваться лишь несколько лет назад, количество входящих в них магазинов небольшое, а зона их торговой деятельности охватывает только отдельные города. К строительству крупных торговых объектов типа гипермаркета сети только лишь приступают. Общим итогом недостаточной степени концентрации розничного товарооборота является сохранение устаревшей системы организации снабжения товарами розницы.

Мировой практике известно два типа РЦ – открытый и закрытый. Закрытый центр обслуживает магазины только одной сети, собственностью которой он является. Вся внутренняя технология такого центра подчинена задаче формирования и поддержания принятого в своих магазинах ассортимента товаров. Здесь технологический цикл работы центра замкнут внутренними задачами. Если же РЦ принимает на «абонентское» обслуживание сторонние магазины, то он именуется открытым. В этом случае РЦ проводит самостоятельную деятельность по оптовой реализации товаров. Совмещение этих двух видов деятельности в одном распредцентре противоречит идеологии их создания. Однако при сегодняшнем состоянии российской экономики подобные комбинации возможны, но они ведут к увеличению внутренних затрат за счет усложнения инфраструктуры и увеличения количества персонала.

Особенности современного состояния российской торговли позволяют предполагать, что перспективное развитие получат РЦ открытого типа. Это связано с отсутствием крупных сетей и слабостью оптового звена.

Роль администраций регионов должна состоять в том, чтобы выступить с инициативой по разработке концепции реформирования товароснабжения и привлечения инвестиций в строительство распредцентров.