logo
Сборник 2012

Высшее профессиональное образование как фактор культурного воспроизводства в условиях современной россии

Кухаречко Н.В., ст-ка гр. Ом-211С ИД

Научный рук.: д.е.н., профессор Ерошкин В.Ф.

Филиал ФГАОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет» в г. Омске

(Россия, г. Омск)

В начале XXI века в российском высшем образовании сложилась непростая социокультурная ситуация. Оно стало доступным значительно большему количеству молодых россиян. С одной стороны, высшее образование расширяет свои позиции. С другой стороны, очевидным фактом являются снижение уровня образованности современных российских студентов, глубокая диспропорция между потенциалом общечеловеческой культуры и реальной культурой выпускников. Это свидетельство набирающего в России силу процесса «раскультуривания» специалистов труда высшей квалификации, утраты ими основ культурной компетентности. Возникает реальная угроза утраты высшим образованием статуса одного из наиболее стабильных, надежных и активных факторов воспроизводства культуры.

Диплом об окончании вуза для многих гораздо значимее содержания высшего образования, так как высокая общая культура специалиста с высшим образованием оказывается далеко не всегда необходимой и востребованной в условиях рынка.

Российское общество ищет пути преодоления указанных противоречий. С этой целью время разрабатывается очередная реформа образования.

Современное российское высшее профессиональное образование как фактор культурного воспроизводства нуждается в реформировании на принципах фундаментализации, гуманитаризации и гуманизации, способствующих формированию базовых культурных ценностей в индивидуальном профессиональном мышлении и практической деятельности специалистов высшей квалификации:

Узкая специализация является сегодня основной социокультурной особенностью российского высшего профессионального образования, приводящей к серьезным общественным издержкам, в конечном итоге — к утрате высшим образованием своего исторически сложившегося статуса эффективного фактора культурного воспроизводства.

Высшее профессиональное образование вернет себе устойчивые позиции в культурном воспроизводстве, станет целенаправленной системой социализации молодых людей, реализуя триединую цель: формирование общей культуры, профессиональной; проблема воспроизводства культуры через систему высшей школы должна переместиться из области идей в реальную практику реформ.

Вместе с тем данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании. К их числу относится проблема создания единой для России методики определения сформированности культурной компетентности выпускников вузов.