logo
Сборник 2012

Проблемы модернизации профессионального образования в россии

Тишакова Н.А., ст-ка гр. 2Э3

Научный рук.: к.э.н., доцент Конорева Т.В.

Омский филиал ФГОБУ ВПО «Государственный университет

Министерства финансов Российской Федерации»

(Россия, г. Омск)

После 31 декабря 2010 года квалификации бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских ВУЗов, что связанно с Болонским процессом, процессом сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

В последнее время Россия во многом стремится подражать Европе, возможно, с целью достижения аналогичного уровня развития. Это сближение задевает такие сферы, как наука, промышленность, рынок, экономика и образование.

Не всё так плохо, присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений – в академических обменах с университетами европейских стран.

Но с другой стороны, конечно есть и минусы. Так, по оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к определенной временной путанице с учебными программами. Именно это и переживаем мы сейчас, обучаясь на втором курсе. Произошло изменение в системе оценивания студентов, ввели показатели рейтинга, множество предметов, которые конкретно не связаны с нашей будущей специальностью, но и не лишние, и им уделяется равное количество часов наряду с предметами, которые нам действительно необходимы. Часто нарушается логическая последовательность дисциплин, что затрудняет их восприятие в целом, а также процесс подготовки к занятиям. Не отработаны вопросы учебной практики на ранних курсах.

Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс – недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса. Следует активно развивать процесс популяризации информации о Болонском процессе в России, что обеспечит не только повышение системности образовательных программ в вузах, но и объяснит для будущих работодателей бакалавров особенности их квалификации.

Немаловажное значение имеют и педагогические аспекты профессионального образования. Преподаватель, который обучает студентов общепрофессиональным и специальным дисциплинам, как, например, Микро- и макроэкономика, Организация деятельности центрального банка, Деньги, кредит, банки и т.д., должен обладать профессиональными навыками.

  1. Терпение. Часто студенты бывают неугомонными и шумными, но это характеризуется не их безответственным поведением, а, возможно, рядом причин. Например, недосыпанием, чувством голода, обсуждением насущных проблем. Студенту нужно научиться учиться и уважать преподавателя, а преподавателю капельку терпения, и студенты будут внимательно слушать необходимый материал.

  2. Понимание. В свое время преподаватель был таким же неугомонным и расторопным студентом, поэтому не стоит слишком строго относиться к неудачам студента, но и расслабляться тоже не надо давать.

  3. Доступный язык. Если студента сразу завалить огромным количеством непонятной и недоступной для него информации, то у него пропадет всякий интерес к учебе, появится желание как можно меньше иметь общего с этим загадочным и непонятным словом. Поэтому преподаватель должен равномерно и постепенно увеличивать учебный материал, не перегружая им студента.

  4. Открытость. После любой лекции у студента имеется информация, которую необходимо разложить по полочкам. Скорее всего у него есть вопросы, которые не дают ему покоя. И именно эти вопросы студенту необходимо задать своему преподавателю, разобраться в непонятных вещах и запомнить упорядоченную информацию.

  5. Высокая квалификация. Преподаватель должен быть действительно профессионалом в своей области, чтоб суметь объяснить всё новичку-студенту, который готов принять знания, только их нужно подать в доступном и понятном виде.

Если преподаватель обладает всеми вышеперечисленными качествами, то он сможет доступным образом донести информацию. Студенту только останется взять ее и запомнить, проявив должное уважение к предмету.

Все эти меры позволят студентам стать квалифицированными специалистами в своей области и конкурентоспособными на современном рынке труда возможно не только местном или российском, но и на международном уровне.