logo
Сборник 2012

Гуманно-личностная педагогика ш.А. Амонашвили

Яскова Д.Ю., ст-ка гр. Ом-319 ПИ

Научный рук.: к.п.н., доцент Южакова Т.И.

Филиал ФГАОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет» в г. Омске

(Россия, г. Омск)

История отечественного образования знает немало имён вдающихся мыслителей, которые внесли значительный вклад в его прогресс и развитие лучших традиций. Тематика контрольных работ по дисциплине «История педагогики и философия образования» позволяет познакомиться с идеями Пирогова Н.И., Ушинского К.Д., Макаренко А.С. и многими другими из них.

Эту высоконравственную философско-педагогическую эстафету в настоящее время продолжает выдающийся гуманист Ш.А. Амонашвили. В связи с его 80-летним юбилеем в прессе появились публикации о его уникальном педагогическом опыте и Учении о гуманно-личностной педагогике.

Что же мы узнали о нём? Шалва Александрович родился в Грузии в 1931 году, с отличием закончил факультет востоковедения Тбилисского университета. С 20 лет, параллельно с учёбой, работал в школе пионервожатым, затем учителем труда, истории. В его памяти о том времени сохранилось чувство сопротивления авторитарным методам, ему уже тогда хотелось по-другому общаться с детьми: не так, как было общепринято.

И он начал искать: в 30 лет стал кандидатом педагогических наук, в 40 – доктором психологических наук, в 55 действительным членом Академии педнаук СССР, в настоящее время – академик РАО, профессор Московского государственного педагогического университета, имеет много званий и наград. Возглавляя Издательский Дом, выпускает Антологию гуманной педагогики.

Место, которое занимает этот человек в современном российском образовании, уникально: это общепризнанный великий педагог и психолог, самобытный духовный мыслитель, навсегда получивший прописку в Мире Детства. Итогом его полувекового творческого поиска стало целостное Учение гуманно-личностной педагогики, продолжающее в современных условиях лучшие традиции педагогической классики, при этом самобытное по своим философско-духовным основам и психолого-педагогическим принципам.

Всё достигнутое давалось учёному и его единомышленникам с невероятными испытаниями на верность выбору. Крайне тяжело было пронести свои идеи гуманизации (очеловечивания) педагогического процесса сквозь толщу не только традиционных авторитарных школьных стен, но и сквозь тоталитарные уклады государственного режима. Ему не раз устраивали разносы на министерских коллегиях, в чём только не обвиняли в прессе: развивает буржуазные идеи, опровергает достижения советской науки, не признаёт партийных постановлений, его Лабораторию закрывали, сотрудников увольняли. Амонашвили приходилось работать и жить под постоянным надзором, давлением, что не помешало ему оставаться оптимистом, верным идее гуманизации, стремлению ставить в центр педпроцесса личность ребёнка. Выстоять помогала твёрдость убеждений. Позже он признался: «в это сложное время я начал понимать, что наука, эксперименты, вся борьба в защиту идей – всё это было не что иное, как защита детей. А силы для борьбы я черпал из двух источников: любовь к детям и вера в те идеи, которые помогали мне защищать детей от посягательств авторитарного насилия. Любовь и Вера – вот что я начал осознавать тогда, когда испытывал отчаяние. Не знаю, способствует ли отчаяние озарению, но меня оно спасло. И в дальнейшем бывали случаи, когда они возрождали меня из пепла». Большую поддержку оказывали родители учеников, коллеги-учителя, академик А.В.Петровский, журналисты.

В творческом пути Ш.А. Амонашвили прошёл три этапа:

  1. В 60-80-е годы становление основных идей о педагогике, в которой ведущими понятиями выбраны «личность» и «гуманизация», а главным мировоззренческим конфликтом – «гуманная или авторитарная педагогика».

  2. В 90-е годы состоялась разработка философско-образовательной системы «Школа Жизни». Главный мировоззренческий конфликт: «духовность – бездуховность», а импульсом к поиску выступали социальные потрясения.

  3. С 2000 года оформилось Учение о гуманно-личностной педагогике, в котором ключевыми понятиями стали Любовь и Вера, а главным мировоззренческим конфликтом – «свобода и несвобода». Создано международное сообщество Рыцарей гуманной педагогики, включающее в себя философов, духовных деятелей, педагогов, психологов, социальных работников.

В настоящее время Амонашвили Ш.А. ведёт активную творческую жизнь, вместе с женой Валерией Ниорадзе проводит семинары и мастер-классы. В Москве действует Международный центр гуманной педагогики, который ежегодно организует Педагогические Чтения (в январе 2011 года они прошли в 10-й раз). Сутью деятельности единомышленников учёного является «последовательная реализация гуманистического принципа: обучение во имя гармонического развития личности ребёнка установление нравственных взаимоотношений, бережное внимание к внутреннему миру ребёнка, его потребностям и интересам, обогащение душевного и духовного потенциала».