logo
Сборник 2012

Направления совершенствования стратегического планирования в муниципальном образовании на примере любинского муниципального района омской области

Обрывалина О.Н., ст-ка гр. 3 ГМУ

Научный рук.: к.и.н., доцент Мезенцева В.В.

Филиал НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Омске

(Россия, г. Омск)

Управление территориальной единицей, в том числе и муниципальным образованием, может осуществляться с помощью широкого спектра различных стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможность для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Отправная точка стратегического планирования – определение цели. Другой основной аспект процесса стратегии – это анализ окружающей (внешней) среды и внутренней среды. Процесс стратегического планирования – это важный этап при определении целеполагания или миссии. Разработка стратегического плана должна осуществляться на основе существующего анализа социально-экономического положения в районе.

Основными задачами муниципального района являются: стратегический анализ, планирование и прогнозирование.

Программа комплексного социально-экономического развития Любинского муниципального района на период до 2020 года является важнейшим документом, определяющим социально-экономическое развитие района.

В результате принимаемых мер по повышению благосостояния и обеспечения достойного уровня жизни населения района обеспечен рост реальных располагаемых денежных доходов населения, увеличилась среднемесячная заработная плата, обеспечена своевременности и полнота выплат заработка. Оказана поддержка малообеспеченным слоям населения в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Реализация программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда позволила не допустить роста регистрируемой безработицы. Выполнен план Государственных гарантий за 2011 г. по стационарной помощи, амбулаторно-поликлинической, стационарзамещающим видам. Деятельность в сфере образования направлена на обеспечение качественного общего и дополнительного образования детей, улучшена материально-технической базы учреждений образования. Реализован комплекс мероприятий по укреплению института семьи, повышению авторитета материнства и отцовства, пропаганде семейных ценностей. Сохранена достигнутая стабильность по предоставлению мер социальной поддержки семьям с детьми, беременным женщинам, многодетным семьям, студенческим семьям, имеющим детей, семьям военнослужащих в рамках реализации Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. Осуществлялась реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Продолжалось строительство социально-значимых объектов. Ведется газификация района.

Проводится работа по созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса – выплачено субсидий на сумму 730 тыс. рублей. Успешно решается проблема реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах и КФХ. В 2009 году в районном посёлке Любинский открыт сельскохозяйственный рынок, создано 190 торговых мест, в том числе 150 мест для реализации сельскохозяйственной продукции.

Наряду с положительными моментами управления необходимо отметить, что негативно на разработку стратегии в Администрации Любинского района повлияли следующие заблуждения и предвзятые представления: сохранение традиционного характера мышления; уверенность в рациональности решений и точности оценок затрат и выгод при достижении намеченных целей; убежденность в том, что стратегия может быть спланирована и реализована в соответствии с планами; уверенность в статичности и полной контролируемости организации и внешней среды.

Одна из проблем стратегических разработок в Администрации Любинского района состоит в том, что в них участвует небольшая группа людей, которым свойственно так называемое групповое мышление.

Проблемы возникают и при реализации программы.

С целью совершенствования стратегического планирования нами предлагаются следующие направления деятельности:

Благодаря вышеперечисленным направлениям совершенствования стратегического планирования по устранению отдельных недостатков в работе Любинского муниципального района поможет в выработке стратегии по совершенствованию экономики, социально-культурной сферы и развития района в целом.